АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 июля 2012 года  Дело N А05-3817/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Ситковой М.А. - помощником судьи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; местонахождение г.Архангельск, пр.Троицкий, д.14)

к Муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН 1092900531983, местонахождение г.Архангельск, ул.Павла Усова, д.12, корп.2)

третье лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» (ОГРН 1072901007794; местонахождение г.Архангельск, Кузнечихинский промузел, 6-й проезд, строение 8)

о взыскании 8 426 руб. 08 коп.

при участии в заседании представителей:

заявителя - Руль З.И. (доверенность № 8 от 30.12.2011)

ответчика - не явился

третье лицо - Шидловский Е.А. (доверенность от 28.12.2011)

установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» 8426руб.08коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) за 3 и 4 кварталы 2010 года.

Определением суда от 05.06.2012 по ходатайству Управления ненадлежащий ответчик ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» был заменён на надлежащего ответчика - МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» (далее - Предприятие).

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленное требование.

Представитель третьего лица согласен с доводами заявителя.

Ответчик извещён судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыва на иск не представил суду. На основании ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Заслушав представителя заявителя и третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

Между ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» (Исполнитель) и ООО «Магазин «Помор» (Заказчик) 23.08.2007 был заключен договор № 319-1 на вывоз, утилизацию и размещение твердых бытовых отходов.

Согласно данному договору Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по регулярному бестарному вывозу, утилизации, размещению на городской свалке твердых бытовых отходов от объектов Заказчика.

Согласно п.7.1 договора данный договор действует с момента подписания до 31.12.2007. В случае, если ни одна из сторон не уведомит другую за месяц до окончания срока действия договора о его расторжении, договор считается пролонгированным на следующий календарный год, количество пролонгаций не ограничено.

ООО «Магазин «Помор» представляло расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду (начислено 4213руб.04коп. за 3 квартал 2010 года и 4213руб.04коп. за 4 квартал 2010 года), уплатило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2010 года.

В связи с тем, что ООО «Магазин «Помор» не занимается хозяйственной или иной деятельностью, негативно оказывающую воздействие на окружающую среду, в значении, придаваемом Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ),  ООО «Магазин «Помор» обратилось в Управление с заявлением о возврате уплаченной суммы.

Платежным поручением № 35398 от 22.03.2011 Управление возвратило ООО «Магазин «Помор» 8973руб.74коп. излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2010 года.

Как установлено Управлением, ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем 14.03.2012 заявитель направил в адрес ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» требование № 04/1622 от 14.03.2012 об уплате 8426руб.08коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2010 года за размещение отходов от ООО «Магазин «Помор».

В требовании указан срок уплаты - в течение 5 календарных дней с момента получения, требование вручено ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» 15.03.2012.

В указанный срок требование исполнено не было, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд.

Определением суда от 11.04.2012 ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» в связи с реорганизацией было заменено на правопреемника - ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат».

В отзыве ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» пояснило, что осуществляет в г.Архангельске транспортировку ТБО на городскую свалку, которая находится в распоряжении МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», за весь период работы с ООО «Магазин «Помор» захоронение отходов осуществлялось Предприятием; представлена копия договора № 1-09 на оказание услуг по захоронению ТБО и КГО от 01.01.2009 между ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» и МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», а также копии актов по размещению ТБО и КГО за период с июля по декабрь 2010 года.

Согласно договору № 1-09 от 01.01.2009 на оказание услуг по захоронению ТБО и КГО, ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» (Заказчик) поручает, а МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (Подрядчик) принимает на себя обязательство по захоронению твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов на городском полигоне ТБО, расположенном в территориальном округе Майская горка по Окружному шоссе, в 15 зоне градостроительной ценности, предоставленной предприятию в аренду на основании распоряжения первого заместителя мэра г.Архангельска № 798/2р от 13.12.2000.

Срок действия данного договора с 01.01.2009 по 31.12.2009,  предусмотрена пролонгация договора в случае неуведомления о его расторжении.

Как подтверждается актами по размещению ТБО и ГКО, Предприятие за период с июля по декабрь 2010 года размещало на свалке твердые бытовые отходы и крупногабаритные отходы от АМПК.

На основании представленных документов и по ходатайству Управления судом была произведена замена ответчика на Предприятие.

Суд пришел к выводу, что требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению полностью в сумме 8 426 руб. 08 коп.

На основании статьи 1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закон № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города» МО «Город Архангельск» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.05.1995 Управлением по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мэрии города Архангельска (регистрационный номер 4095); 23.12.2002 внесено Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900531983.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Предприятия являются удаление и обработка твердых отходов.

Пунктами 1 и 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что  негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утверждён «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок).

В силу пункта 1 указанного Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Законом № 7-ФЗ.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти (статья 12 Закона № 89-ФЗ).

В силу статьи 12 Закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190) плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода  не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.

Судом установлено, что ответчик осуществлял деятельность по размещению отходов на основании лицензий № ОП-27-000455(29) от 09.12.2009, № ОП-27-000533(29) от 27.05.2010, № ОП-27-000580(29) от 29.09.2010.

Согласно распоряжению первого заместителя мэра города Архангельска от 13.12.2000 № 798/2р между мэрией города Архангельска и Предприятием заключен договор № 1/566л от 07.09.2001, по условиям которого мэрия передала в аренду Предприятию сроком на 10 лет земельный участок в территориальном округе Майская Горка г. Архангельска (Окружное шоссе) в 15 зоне градостроительной ценности площадью 281866,0 кв.м. для эксплуатации и обустройства функционирующего полигона твердых бытовых отходов. Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.05.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29 АВ № 070179.

В период 3 и 4 кварталов 2010 года Предприятие осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов ООО «Магазин «Помор» на полигоне на основании заключенного с ОАО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» договора, и такая деятельность подпадает под виды негативного воздействия на окружающую среду. В связи с этим у Предприятия возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов ООО «Магазин «Помор».

Предприятие является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку размещает отходы на основании заключенных с заказчиками договоров. В данном случае наличие гражданско-правовых договоров с третьим лицом не освобождает ответчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности и пользующегося земельным участком, на котором расположен полигон, от обязанности вносить установленные законом платежи.

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Президиума № 14561/08 от 17.03.2009, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Следовательно, Предприятие как специализированная организация, эксплуатирующая полигон ТБО, является субъектом платы за загрязнение окружающей среды (за размещение отходов).

Ответчик возражений относительно правомерности взыскания и суммы платежей суду не представил.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Доказательств отсутствия обязанности по внесению платы за загрязнение окружающей среды, а также доказательств уплаты взыскиваемой задолженности в добровольном порядке ответчиком к судебному заседанию не представлено.

В соответствии с п.3 ст.110 АПК РФ на ответчика относятся расходы по уплате государственной пошлины.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 212 - 216  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л:

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» (зарегистрировано 23.12.2002 Инспекцией ФНС РФ по г.Архангельску в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900531983; место нахождения г.Архангельск, ул.П.Усова, д.12, корп. 2) в доход соответствующих бюджетов 8426руб.08коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство по уборке города» муниципального образования «Город Архангельск» (зарегистрировано 23.12.2002 Инспекцией ФНС РФ по г.Архангельску в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900531983; место нахождения г.Архангельск, ул.П.Усова, д.12, корп. 2) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Дмитревская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка