АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2012 года  Дело N А05-4230/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 25 июля 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Низовцевой А.М.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Павловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая агропромышленная компания" (ОГРН 1038302271039; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, дом 1А)

к ответчикам: 1) Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 49)

2)  Архангельской области в лице Министерства сельского хозяйства Архангельской области (ОГРН 1022900530278, место нахождения: 163000, г.Архангельск, улица Выучейского, дом 18).

Третье лицо - Правительство Архангельской области

о взыскании 50 000 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца - Зуевой Г.Л. (по доверенности от 26.04.2012),

от первого ответчика - Пономарева С.В. (по доверенности № 08/02-11/4 от 11.01.2012),

от второго ответчика - Ненашева А.А. (по доверенности от 17.05.12), Ерегина А.Н. (доверенность от 17.07.12)

от третьего лица - Ерегина А.Н. (доверенность от 15.03.12)

установил: государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа "Ненецкая агропромышленная компания" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов) и Архангельской области в лице Министерства сельского хозяйства Архангельской области (далее - Министерство) 50 000 руб. части убытков, составляющих сумму невыплаченных субсидий на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства за сентябрь-ноябрь 2011 года по соглашению  от 22 декабря 2010 года.  (наименование второго ответчика уточнено определением суда от 30 мая 2012 года).

В судебном заседании 18 июля 2012 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Архангельской области.

В ходе судебного разбирательства истец  в соответствии со  статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер заявленного  иска до 5 390 850 руб. 67 коп.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал.

Представители ответчиков и третьего лица с иском не согласились по мотивам, изложенным в отзывах на иск.

Изучив доказательства по делу и заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

22 декабря 2010 года между Министерством и Предприятием подписано соглашение о государственной поддержке на 2011 год.   Согласно пункту 1.1 предметом соглашения является предоставление Предприятию финансовой поддержки сельскохозяйственного производства по направлениям, предусмотренным статьёй 8 Областного закона от 12.12.2007 № 467-23-ОЗ "Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".

В пункте 2.1.1 соглашения Министерство осуществляет финансирование Предприятия по целевым статьям в пределах средств областного и федерального бюджетов, выделенных на поддержку сельскохозяйственного производства.

В приложении № 1 к соглашению указаны заявляемые объёмы государственной поддержки из средств областного бюджета на 2011 год. Согласно данному приложению Предприятие заявило о предоставлении  субсидий на общую сумму 43 718 900 руб., из которой субсидии на компенсацию затрат на производство и реализации продукции животноводства и оленеводства  составляют 26 298 300 рублей.

Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 соглашения Предприятие обеспечивает выполнение его условий в соответствии  приложением № 2, и ежеквартально в срок до 25-го числа следующего за кварталом месяца предоставляет отчёт о выполнении соглашения.

Срок действия соглашения установлен с 01 января по 31 декабря 2011 года.

Во исполнение условий заключённого соглашения Предприятие  предоставило  справки-расчёты, согласно которым общая сумма субсидий на животноводческую продукцию, реализованную в 2011 году, подлежащих выплате из бюджета, составила 26 811 439 руб. 74 коп.

Из областного бюджета Предприятию были предоставлены субсидии на животноводческую продукцию на сумму 21 420 589 руб. 07 коп. Как установлено судом, не были выплачены субсидии по справкам-расчётам за сентябрь, октябрь и ноябрь 2011 года, направленным в адрес Министерства письмом  от 09.12.11 № 954.

Из письма Министерства от 08.12.2011 № 205-01/2698 следует, что по состоянию на 01.10.2011 лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренных на поддержку сельскохозяйственного производства округа, исчерпаны, в связи с чем документы по субсидиям, предоставленные сверх лимита бюджетных ассигнований, финансированию не подлежат.

В связи с этим Предприятие обратилось в суд с иском о взыскании с ответчиков 5 390 850 руб. 67 коп. невыплаченных субсидий как  убытков, причинённых бездействием  органов государственной власти Архангельской области, не предусмотревших при формировании областного бюджета денежные средства в объёме, достаточном для предоставления субсидий на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства.

В соответствии со статьёй 8 Областного закона от 12.12.2007 № 467-23-ОЗ "Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в порядке, предусмотренном областным законом от 27 июня 2007 года № 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области", с учётом особенностей, предусмотренных названной статьёй. В пункте 2 статьи 8 установлено, что поддержка сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа осуществляется путём предоставления денежных средств в формах, соответствующих бюджетному законодательству Российской Федерации, в том числе, и на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства.

Согласно статье 3 областного закона от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ "О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области" финансирование государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, осуществляемой во исполнение названного закона, производится за счёт средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете, которым предусматривается предоставление субсидий, а также определяются порядки их предоставления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 9 Закона Архангельской области от 21.12.2010 № 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" установлено, что из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии, в том числе и на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа.

В приложении № 12  к Закону об областном бюджете на 2011 год утверждён Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка  субсидии на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа  предоставляются организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организациям потребительской кооперации, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), по  указанным в пункте направлениям, в том числе и на  поддержку животноводства.

Согласно пункту 7.2 субсидии предоставляются при условии заключения соглашений между министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и получателями субсидий. При этом правила предоставления субсидий устанавливаются Правительством Архангельской области. В пункте 7.3 Порядка закреплено, что субсидии предоставляются министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования.

Правила предоставления субсидий на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Администрации Архангельской области от 10.02.2009 № 30-па/5. Этим же постановлением утверждены ставки субсидий.

Из анализа приведённых положений следует, что в случае соответствия истца критериям, позволяющим его отнести к категории производителей сельхозпродукции, а также представленных документов требованиям к оформлению и соответствия заявленных субсидий доведённым лимитам, Министерство в соответствии с соглашением о государственной поддержке от 22.12.2010  обязано  осуществить выплату субсидии.

Поскольку материалами дела подтверждается своевременное представление Предприятием  всех необходимых документов для получения субсидий и истец соответствует требованиям, установленным в пункте 5 Правил предоставления субсидий, Министерство было обязано выплатить истцу субсидии в сумме, не превышающую ту, которая указана в приложении № 1 к соглашению.

При подписании соглашения от 22.12.2010 Министерство приняло на себя обязанность предоставить субсидии на компенсацию затрат на производство и реализацию продукции животноводства и оленеводства в размере 26 298 300 рублей. Сумма фактически выплаченных Предприятию субсидий за 2011 год составляет 21 420 589 руб. 07 коп. Следовательно, разница между этими суммами в размере 4 877 710 руб. 93 коп. подлежит взысканию в пользу истца на основании статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, а во взыскании остальной суммы суд отказывает.

При этом иск подлежит удовлетворению  за счёт казны Архангельской области в лице Министерства, которое выступало главным распорядителем  бюджетных средств по этой статье расходов.

Доводы ответчиков о то, что истец не доказал состав правонарушения, необходимый для взыскания убытков, суд считает необоснованными.

В соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из анализа указанной нормы права следует, что основаниями для удовлетворения требования о возмещении убытков является факт их причинения, наличие причинно-следственной связи между причинённым вредом и противоправным поведением лица, причинившего вред, документально подтверждённый размер причинённых убытков.

Поскольку судом установлено бездействие Министерства по выплате Предприятию субсидий в размере, предусмотренном соглашением от 22.12.2010,  все основания, необходимые для взыскания убытков имеются, так как субсидии в данном случае являются мерой государственной поддержки, на которую Предприятие рассчитывало при подписании соглашения от 22.12.2010. В связи с этим ссылки ответчиков о том, что спорные отношения не регулируются гражданским законодательством, являются несостоятельными.

Доводы Минфина о том, что полномочия по поддержке сельского хозяйства Архангельская область  передала Ненецкому автономному округу по дополнительному соглашению от 28.03.2011 необоснованны, поскольку каких-либо изменений в этой части в  закон  Архангельской области от 12.12.2007  № 467-23-ОЗ не вносилось.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований.  При этом судом учитывается, что согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с Архангельской области в лице Министерства сельского хозяйства Архангельской области (ОГРН 1022900530278) за счёт средств казны Архангельской области в пользу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая агропромышленная компания" (ОГРН 1038302271039) 4 877 710 руб.  93 коп. убытков.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая агропромышленная компания" (ОГРН 1038302271039) в доход федерального бюджета 2755 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.М. Низовцева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка