АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июля 2012 года  Дело N А05-4525/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2012 года.

Решение в полном объёме изготовлено 30 июля 2012 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Земской М.В., рассмотрев в  судебном заседании дело товарищества собственников жилья «ВИЗА» (ОГРН 1092901007110; место нахождения: 163002, г.Архангельск, наб.Северной Двины, дом 7, корп. 1, кв. 1) к департаменту градостроительства мэрии города Архангельска (место нахождения: 163000, г.Архангельск, пл.Ленина, дом 5) о признании незаконным действий, с привлечением к участию в деле  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (163000, г.Архангельск, ул.Садовая,д.5, корп.1) и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКР Росреестра» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (г.Архангельск, пр. Ломоносова, 206),  при участии в заседании представителей:

от заявителя - Рябенко А. В. (доверенность от 13.12.2011),

от ответчика - Бураков В. Н. (доверенность от 26.08.2011),

от третьего лица (ФГБУ «ФКР Росреестра») -  Савченко Т.Ю. (доверенность от 03.07.2012),

от третьего лица (Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) - Ожегова И.Н. (доверенность от 30.12.2011),

установил:

товарищество собственников жилья "ВИЗА" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к департаменту градостроительства мэрии города Архангельска (далее - ответчик, департамент, мэрия) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 16.02.2012 №974, об изменении границ ранее сформированного земельного участка, расположенного под жилым многоквартирным домом по адресу: г.Архангельск, ул.Набережная Северной Двины, д.7, корп.1. Кроме этого, заявитель просит суд признать постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20, расположенного  под жилым домом по указанному адресу, незаконной. Помимо этого, товарищество просит обязать департамент провести межевание земельного участка, расположенного под жилым домом по указанному адресу, с определением границ на местности в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель заявителя подержал свои требования, представитель ответчика с требованиями не согласился.

Третье лицо (ФГБУ «ФКР Росреестра») просило обставить без удовлетворения  требование заявителя о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20, расположенного  под жилым домом по указанному адресу. В остальном вопрос об удовлетворении заявленных требований  третье лицо оставляло на усмотрение суда.

Третье лицо (Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) заявило, что вопрос об удовлетворении заявленных требований  оно оставляет на усмотрение суда.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Распоряжением мэрии от 09.06.2000 №381р муниципальному учреждению городского хозяйства Ломоносовского округа г.Архангельска в аренду на 25 лет были предоставлены земельные участки для эксплуатации жилых домов, в том числе участок площадью 0,0272 га - для эксплуатации жилого дома по адресу: г.Архангельск, набережная Северной Двины, 7, корпус 1. Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 29:22:050516:20. В кадастровом паспорте данного  земельного участка указано, что  кадастровый номер внесен в государственный кадастр недвижимости 10.07.200, участок относится к землям населенных пунктов, его площадь составляет 272 кв.м.

В 2009г. собственники жилых и нежилых помещений в этом доме создали  товарищество собственников жилья "ВИЗА".

Полагая, что границы земельного участка площадью 272 кв.м в 2000г. были сформированы неправильно, товарищество обратилось 14 февраля 2012г. в департамент градостроительства мэрии с заявлением об изменении границ ранее сформированного  земельного участка. В этом заявлении товарищество просило определить нормативный размер и установить границы ранее сформированного  земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20, расположенного под жилым домом по адресу: г.Архангельск, набережная Северной Двины, д.7, корпус 1. Кроме этого, заявитель просил провести межевание данного земельного участка с определением границ на местности. Помимо этого, товарищество просило принять решение о передаче земельного участка площадью 429,69 м кв. в общую долевую собственность членам ТСЖ.

В ответ на это заявление департамент направил заявителю письмо от 16 февраля 2012г. №974/194-03, в котором  указал, что земельный участок площадью 0,0272 га прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 29:22:050516:20; право на общее имущество дома, включая земельный участок, возникает вне зависимости от государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество дома; сослался на иные нормы законодательства.

Заявитель посчитал действия ответчика незаконными  и обратился в суд. При этом заявитель ссылался на то, что жилищным законодательством предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, иные предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Заявитель ссылался на то, что границы земельного участка, на котором находится дом и другие объекты (в частности, сарай), не определены, межевание земельного участка не проводилось, поэтому постановка  на кадастровый учет этого земельного участка является незаконной. Кроме этого, заявитель указывал, что размер земельного участка, на котором расположен жилой дом, должен составлять 429,69 кв. м, а не 272 кв. м, как указано в кадастровом паспорте.

Не соглашаясь с требованиями заявителя, мэрия указывала на то, что товарищество является ненадлежащим ответчиком по делу; земельный участок площадью 272 кв. м кадастровый номер 29:22:050516:20 сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2005 он перешел в общую долевую собственность собственников помещений в этом  доме, тогда как испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, государственная  собственность на которые не разграничена. Мэрия не обладает полномочиями по распоряжению такими земельными участками, это полномочия Архангельской области. Мэрия может лишь утвердить по обращению Министерства имущественных  отношений  Архангельской области схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, но в данном случае  такая схема не может быть утверждена, поскольку при этом будут нарушены требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36 и 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" , а также права собственников земельного участка, имеющим кадастровый номер 29:22:050516:20, который уже сформирован в установленном порядке и перешел в собственность  собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Архангельск, набережная Северной Двины, 7, корпус 1.

Кроме этого, ответчик отмечал, что он не обладает полномочиями по кадастровому учету земельных участков, поэтому требование о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка не может быть обращено к мэрии. К  тому же мэрия не обладает полномочиями по межеванию земельных участков. Дополнительно к этому ответчик указывал, что нормами земельного законодательства  не предусмотрено прекращение права собственности на земельный участок под многоквартирным домом, границы земельного участка изменить нельзя, т.к. это будет уже другой объект земельных отношений.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам, основанным на фактических обстоятельствах дела.

Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктами 1-4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что  в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.  Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был сформирован до введение в действие Жилищного кодекса РФ, что подтверждается распоряжением мэра г.Архангельска от 09.06.2000 №381р. В отношении этого земельного участка проведен кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 29:22:050516:20, постановка на кадастровый учет осуществлена 10.07.2003 на основании инвентаризационной описи, утвержденной  20.06.2003 и внесенных в нее изменений №1, утвержденных  30.11.2006. В инвентаризационную опись сведения об этом земельном участке внесены на основании сведений, содержащихся в распоряжение мэра от 09.06.2000 №381р.

Таким образом, спорный земельный участок является  сформированным до введения в действие положений ЖК РФ, поэтому с 1 марта 2005г. этот участок перешел в общую долевую собственность собственников  помещений в доме по адресу: г.Архангельск, набережная Северной Двины, 7, корпус 1. Собственники помещений в этом доме являются и собственниками земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20 в силу прямого указания закона.

Из пояснений представителя заявителя следует, что в 2000 году межевание  земельного участка не проводилось, а формирование земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20 было проведено неправильно, поскольку крыльцо дома и сарай, необходимые для обслуживания дома, не вошли в этот земельный участок. Поэтому, по мнению товарищества, мэрия должна изменить границы ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20.

Суд отмечает, что из положений главы 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не вытекает возможность изменения границы ранее сформированного земельного участка.

Пункт 7 статьи 36 ЗК РФ, на которую ссылался заявитель, устанавливает, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Однако в данном случае в отношении земельного участка осуществлен кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 29:22:050516:20, поэтому ссылка заявителя на пункт 7 статьи 36 ЖК РФ необоснованна.

Таким образом, правовых оснований для изменения границы ранее сформированного земельного участка товарищество ни в своем заявлении, ни в ходе судебного разбирательства не привело.

Кроме того, испрашиваемый земельный участок (за исключением земельного участка площадью 272 кв.м кадастровый номер 29:22:050516:20) относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Ответчик не обладает полномочиями по распоряжению такими земельными участками, поскольку в соответствии с Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска" с 04.09.2007 полномочия по распоряжению земельными участками перешли к Архангельской области. Поэтому органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Архангельской области. Доказательств того, что с соответствующим заявлением  граждане (собственники) обращались в  министерство имущественных отношений Архангельской области, в материалы дела не представлено.

Более того, суд отмечает, что ТСЖ обратилось к ответчику с просьбой определить нормативный размер и установить границы ранее сформированного  земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20.  В то же время в суд оно обратилось с требованием о  признании незаконным отказа мэрии об изменении границ ранее сформированного земельного участка. Однако заявитель не обращался к ответчику с заявлением об изменении границ ранее сформированного земельного участка,  следовательно, и отказ заявителю мэрия давала по другому предмету. Поэтому обращение в суд с предметом, сформулированным как признание незаконным отказа ответчика об изменении границ ранее сформированного земельного участка, является неправомерным.

Товарищество заявило требование о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20, расположенного  под жилым домом по указанному адресу.

Данное требование также  подлежит отклонению, поскольку заявитель не привел правовых оснований такого требования, не сослался на законы и иные  нормативные правовые акты в подтверждение данного  требования, тогда как материалами дела подтверждается, что постановка на кадастровый учет являлась законной и обоснованной.  Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет  10.07.2003 в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02.01.2000 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании инвентаризационной описи, утвержденной  20.06.2003 и внесенных в нее изменений №1, утвержденных  30.11.2006. Сведения о спорном земельном участке в инвентаризационную опись внесены на основании сведений об участке, содержащихся в распоряжение мэра от 09.06.2000 №381р. В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ  «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20 признается юридически действительным, а сам земельный участок является объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом №221-ФЗ.

Более того, суд отмечает, что мэрия не обладает полномочиями по кадастровому учету земельных участков. Согласно статье 3 Закона №221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Такими органами кадастрового учета на основании Постановления  Правительства РФ от 01.06.2009 N 457   и  Приказа Росреестра от 18.05.2012 N П/213 являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющая функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества  и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Требование заявителя о проведении межевания земельного участка, расположенного под жилым домом по указанному адресу, с определением границ на местности в соответствии с действующим законодательством, судом также не может быть удовлетворено, поскольку ТСЖ не представило суду доказательств и ссылок на нормы права, в соответствии с которыми именно на ответчике лежит обязанность межевания земельного участка. Из положений статей 29, 35 и 36 Закона № 221-ФЗ вытекает, что межевание земельного участка осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона №221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ.

Таким образом, заявляя данные требования, товарищество обратилось в суд с заявлением к ненадлежащему ответчику и  не с тем предметом требования.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании действия (бездействия) незаконными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствие таких действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В данном случае суд не установил несоответствия оспариваемых действий (бездействий) мэрии закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать товариществу собственников жилья "ВИЗА" в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа, изложенного в письме департамента градостроительства мэрии города Архангельска от 16.02.2012 № 974/194-03, об изменении границ ранее сформированного земельного участка, расположенного под жилым многоквартирным домом по адресу: г.Архангельск, ул.Набережная Северной Двины, д.7, корп.1.

Отказать товариществу собственников жилья "ВИЗА" в удовлетворении заявления о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 29:22:050516:20, расположенного  под жилым домом по указанному адресу.

Отказать товариществу собственников жилья "ВИЗА" в удовлетворении заявления, в котором  оно просило обязать департамент градостроительства мэрии города Архангельска провести межевание земельного участка, расположенного под жилым домом по указанному адресу, с определением границ на местности в соответствии с действующим законодательством.

Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Земельного и Жилищного кодексов Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка