• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2012 года  Дело N А05-4693/2012

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Мезенцевой Натальи Борисовны (ОГРН 304290135301070; место жительства: 163057, г.Архангельск)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН 1022900521820; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр.Ломоносова, дом 60)

о признании недействительными решений от 24.01.2012 №2565 и от 01.02.2012 №039002 12 РК 0008986

без участия представителей сторон в заседании суда,

Суд установил следующее:

Индивидуальный предприниматель Мезенцева Наталья Борисовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений от 24.01.2012 №2565 и от 01.02.2012 №039002 12 РК 0008986, принятых Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее - ответчик, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют действующему законодательству, нарушают её права и законные интересы.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь в отзыве от 18.06.2012 №04-39/ на правомерность вынесения оспариваемых решений.

Заявитель зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя 12.01.1998, включён в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290135301070.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание не явились представители сторон для участия в судебном разбирательстве, дело рассмотрено без участия лиц, извещённых о времени и месте судебного разбирательства, в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводом к оспариванию решений Управления послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Как видно из материалов дела, оспариваемым решением Управления от 24.01.2012 предприниматель привлечена к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) в виде взыскания 1039 рублей 20 копеек штрафа.

Оспариваемым решением Управления от 01.02.2012 предприниматель привлечена к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания штрафа в сумме 8401 руб. 93 коп.

Решения приняты на основании акта камеральной проверки от 20.12.2012 №03900230009130, в котором отражено, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (форма РСВ-2) за 2010 год представлен предпринимателем 08.12.2011.

Предприниматель оспорила решения Управления в арбитражном суде.

В части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ указаны плательщики страховых взносов, которыми являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона указано, что плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно части 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ данная категория плательщиков страховых взносов уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (статья 13 названного Закона).

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10 Закона №212-ФЗ). Согласно статье 16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В силу пункта 3 части 2 статьи 28 названного Закона плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В части 5 статьи 16 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2), утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №895н.

Таким образом, указанный расчет за 2010 год должен быть представлен предпринимателем до 1 марта 2011 года.

Материалами дела подтверждается, что расчет по форме РСВ-2 за 2010 год представлен предпринимателем в Управление 08.12.2011, то есть с нарушением установленного срока на 283 дня.

За непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам статьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ предусмотрена ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 этой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление плательщиком страховых взносов расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного законом срока представления такого расчета в силу части 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

Управление, установив факт наличия в деянии предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, привлекло её к ответственности в виде взыскания 8401 руб. 93 коп. штрафа.

Согласно представленному заявителем расчету за 2010 год предпринимателем исчислены к уплате (строка 110) страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7275 руб., на накопительную часть - 3118 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 571 руб. 56 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 1 039 руб. 20 коп.

В строке 150 (остаток задолженности на конец расчетного периода) расчета предпринимателем проставлен «0», поскольку начисленные к уплате страховые взносы полностью перечислены в соответствующие бюджеты.

Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ и сложившейся судебно-арбитражной практики, базой для определения суммы штрафа по части 2 статьи 46 названного Закона является сумма страховых взносов, подлежащая фактической уплате, а не сумма страховых взносов, исчисленных за расчетный период и указанная в расчете.

Факт уплаты страховых взносов в установленный в Законе срок не является обстоятельством, исключающим ответственность плательщика, предусмотренную частью 2 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ за нарушение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Применение метода исчисления штрафа в процентах от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период на основе расчета, предполагает применение низшего предела размера штрафа (1000 рублей) в случае, когда сумма страховых взносов составит ноль рублей.

С учетом изложенного, в данном случае к предпринимателю, допустившему нарушение срока представления в Управление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год, должна быть применена мера ответственности в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей. Указанная позиция суда подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2012 по делу №А05-13060/2011.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», вступившим в силу 01.01.2012, признаны утратившими силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в этих пунктах сведения (документы).

В соответствии с общим принципом, изложенным в статье 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено. Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие.

Согласно пункту 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 №4-П императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции РФ признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.

Принимая во внимание, что устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд полагает, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд РФ предпринимателем соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено.

Вышеизложенное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №34 от 22.06.2012 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», опубликованном на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) 11.07.2012.

Обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учёта отменена. Следовательно, взыскание финансовых санкций за неисполнение отменённой обязанности исключается.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемые решения Управления подлежат признанию недействительными.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительными, проверенные на соответствие Конституции Российской Федерации, решения от 24.01.2012 №2565 и от 01.02.2012 №039002 12 РК 0008986, принятые Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в отношении индивидуального предпринимателя Мезенцевой Натальи Борисовны.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу индивидуального предпринимателя Мезенцевой Натальи Борисовны 200 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-4693/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 25 июля 2012

Поиск в тексте