АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 августа 2012 года  Дело N А05-5670/2012

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 08 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Волкова И.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лысенко А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального образования "Коношское" (ОГРН 1052918024488; место нахождения: 164010, Архангельская область, п. Коноша, пр. Октябрьский, дом 19)

к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Империя" (ОГРН 1077761826856; место нахождения: 123056, г. Москва, ул. Грузинский вал, дом 16)

о расторжении муниципальных контрактов и возврате 4 116 281 руб. 25 коп.

при участии в судебном заседании представителя истца Палкиной А.Л. (по доверенности от 02.07.2012г.),

установил:

муниципальное образование "Коношское" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Империя" (далее - ответчик) о расторжении муниципальных контрактов  на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах № 2010.08313МА-1/1-25, № 2010.08313МА-1/1-22, № 2010.08313МА-1/1-19, № 2010.08313МА-1/1-11, № 2010.08313МА-1/1-7, № 2010.08313МА-1/1-39, № 2010.08313МА-1/1-27, № 2010.08313МА-1/2-13 от 10.12.2010, № 2010.08313МА-2/1-10, № 2010.08313МА-2/1-13 от 14.12.2010, № 2010.08313МА-1/2-24, № 2010.08313МА-1/2-29, № 2010.08313МА-1/2-34, № 2010.08313МА-1/2-36, № 2010.08313МА-1/2-37, № 2010.08313МА-1/2-40, № 2010.08313МА-1/2-23 от 15.12.2010, № 2010.08313МА-2/2-42, № 2010.08313МА-2/2-40, № 2010.08313МА-2/2-31 от 17.12.2010, о возврате авансовых платежей в сумме 4 116 281 руб. 25 коп.

Ответчик своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Отзыв на иск ответчиком не представлен. В представленном заявлении ответчик ходатайствует об отложении судебного разбирательства в связи с неполучением копии искового заявления.

Заявление ответчика рассмотрено и отклонено судом, поскольку получение ООО «Империя» копии искового заявления подтверждается соответствующей почтовой квитанцией. Более того, как следует из объяснений представителя истца, ею лично вручалась копия искового заявления директору ответчика в июле 2012г. в п. Коноша, однако директор ответчика от получения документов отказался.

Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика.

Изучив доказательства по делу, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, между истцом (муниципальным заказчиком по контрактам) и ответчиком (застройщиком по контрактам) в  декабре 2010г.   заключены муниципальные контракты № 2010.08313МА-1/1-25, № 2010.08313МА-1/1-22, № 2010.08313МА-1/1-19, № 2010.08313МА-1/1-11, № 2010.08313МА-1/1-7, № 2010.08313МА-1/1-39, № 2010.08313МА-1/1-27, № 2010.08313МА-1/2-13 от 10.12.2010, № 2010.08313МА-2/1-10, № 2010.08313МА-2/1-13 от 14.12.2010, № 2010.08313МА-1/2-24, № 2010.08313МА-1/2-29, № 2010.08313МА-1/2-34, № 2010.08313МА-1/2-36, № 2010.08313МА-1/2-37, № 2010.08313МА-1/2-40, № 2010.08313МА-1/2-23 от 15.12.2010, № 2010.08313МА-2/2-42, № 2010.08313МА-2/2-40, № 2010.08313МА-2/2-31 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах.

Согласно пункту 2.2 указанных контрактов муниципальный заказчик приобретает у застройщика жилое помещение в многоквартирном доме. Сведения о качественных, функциональных, технических характеристиках жилых помещений представлены в приложениях № 1 к контракту. Наименование и количество приобретаемых жилых помещений представлено в приложении № 2 к контрактам. Приложение № 1 и №2 является неотъемлемой частью контракта.

Платежи по контрактам, в соответствии с пунктом 5.1, осуществляются в соответствующие сроки:

- аванс в размере 15% от цены контракта в течение 10 рабочих дней с момента подписания контракта;

- окончательный платеж осуществляется в течение 10 дней с момента государственной регистрации права собственности муниципального образования «Коношское» на жилое помещение.

Истец во исполнении условия пункта 5.1. муниципальных контрактов произвел по всем заключенным муниципальным контрактам  авансовые платежи в общей сумме  4 116 281 руб. 25 коп.

В соответствии с разделом 4 муниципальных контрактов застройщик в срок до 30 марта 2011 года осуществляет ввод в эксплуатацию завершенного строительства многоквартирного дома и государственную регистрацию собственности застройщика на жилые помещения, указанные в контракте и передает их муниципальному заказчику.

Однако в установленные сроки ответчик не выполнил предусмотренные контрактами работы и не передал жилые помещения муниципальному заказчику, в связи с чем истец направил в адрес застройщика уведомление от 28.04.2012 № 1432 с предложением расторгнуть контракты и возвратить денежные средства, полученные по контрактам.

Поскольку ответчиком не выполнены условия муниципальных контрактов муниципальное образование «Коношское» обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом  статья 310 не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательства.

Пунктом 8 статьи 9 Закона установлено, что расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В пункте 12.1 заключенных контрактов стороны указали, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно статье 452 Гражданского кодекса Российской Федерации  требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из материалов дела следует, и ответчиком не оспаривается, что предусмотренные муниципальными контрактами работы последним в установленный в нем срок выполнены не были. Поскольку ответчик взятые на себя муниципальными контрактами обязательства не исполнил, не сообщил истцу о невозможности исполнения обязательств, а также учитывая что с момента установленного муниципальными контрактами срока исполнения обязательств прошел значительный промежуток времени (более одного года), суд признает нарушение ответчиком условий муниципальных контрактов  существенным.

Факт невыполнения ответчиком условий муниципальных контрактов подтверждается в том числе актами проверки соблюдения законодательства в сфере строительства, составленными с участием истца, ответчика и Инспекции государственного строительного надзора Архангельской области от 06.03.2012г., 10.04.2012г., 14.05.2012г., 05.06.2012г.

На основании вышеизложенного требования истца о расторжении муниципальных контрактов № 2010.08313МА-1/1-25, № 2010.08313МА-1/1-22, № 2010.08313МА-1/1-19, № 2010.08313МА-1/1-11, № 2010.08313МА-1/1-7, № 2010.08313МА-1/1-39, № 2010.08313МА-1/1-27, № 2010.08313МА-1/2-13 от 10.12.2010, № 2010.08313МА-2/1-10, № 2010.08313МА-2/1-13 от 14.12.2010, № 2010.08313МА-1/2-24, № 2010.08313МА-1/2-29, № 2010.08313МА-1/2-34, № 2010.08313МА-1/2-36, № 2010.08313МА-1/2-37, № 2010.08313МА-1/2-40, № 2010.08313МА-1/2-23 от 15.12.2010, № 2010.08313МА-2/2-42, № 2010.08313МА-2/2-40, № 2010.08313МА-2/2-31 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Требование истца о возврате ответчиком сумм аванса подлежит оставлению без рассмотрения в связи со следующим.

В соответствии с п. 1. ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с п. 12.3. контрактов в случае расторжения контракта по основаниям, установленным контрактом и действующим законодательством РФ, Застройщик в течение 20 рабочих дней с момента расторжения обязуется возвратить Государственному заказчику денежные средства, полученные по контракту, за вычетом стоимости документально и фактически переданных Государственному заказчику жилых помещений.

Таким образом требование о возврате (взыскании)  сумм перечисленных авансов может быть заявлено истцом не ранее чем через 20 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении муниципальных контрактов.

В соответствии с частью 1 статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по нематериальным требованиям о расторжении муниципальных контрактов относится на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями  49, 110, 148, 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Расторгнуть  следующие муниципальные контракты на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, заключенные Муниципальным образованием «Коношское» и обществом с ограниченной ответственностью «Империя»:_______________________________

№ контракта

Дата заключения муниципального контракта

2010.08313МА-1/2-24

15.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-25

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-29

15.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-34

15.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-36

15.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-37

15.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-40

15.12.2010 г.

2010.08313МА-2/2-42

17.12.2010 г.

2010.08313МА-2/2-40

17.12.2010 г.

2010.08313МА-2/1-13

14.12.2010 г.

2010.08313МА-2/2-31

17.12.2010 г.

2010.08313МА-2/1-10

14.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-13

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-27

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-39

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-7

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-11

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-19

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/1-22

10.12.2010 г.

2010.08313МА-1/2-23

15.12.2010 г.

Требование истца  об обязании ответчика возвратить авансовые платежи в сумме 4 116 281 руб. 25 коп. оставить без рассмотрения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Империя» в доход федерального бюджета 80 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья     И.Н. Волков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка