АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 августа 2012 года  Дело N А05-5887/2012

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А05-5887/2012 по заявлению

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (ОГРН 1022900521820, место нахождения: 163061, Архангельская область, г. Архангельск, пр-кт Ломоносова, 60)

к индивидуальному предпринимателю Мартынову Владимиру Витальевичу (ОГРНИП 307290120800044, место жительства: 163035, Архангельская область, г. Архангельск)

о взыскании 1039 руб. 20 коп.

при участии в заседании представителей:

заявителя - не явился, извещён 16.07.2012,

от ответчика - не явился, считается извещённым в порядке п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Мартынова Владимира Витальевича (далее - Предприниматель, ответчик) 1039 руб. 20 коп. финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

Ответчик отзыв на заявленные требования не представил, о добровольной уплате суммы финансовых санкций суду не сообщил.

Стороны, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считающиеся надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

С учётом положений части 3 статьи 156, статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Мартынов Владимир Витальевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 307290120800044 и в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Как следует из материалов дела, в ходе проведённой 30.08.2011 Управлением камеральной проверки своевременности представления ответчиком индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год, было установлено, что указанные сведения в установленный срок не представлены.

По результатам проверки составлен акт камеральной проверки № 120, копия которого была направлена ответчику заказной корреспонденцией 31.08.2011 согласно представленным в материалы дела копиям почтовой квитанции и списка внутренних почтовых отправлений.

На основании названного акта камеральной проверки заместителем начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Михайловой Я.Г. 07.10.2011 вынесено решение № 120 о привлечении Предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта за 2010 год, в виде финансовых санкций в размере 1039 руб.20 коп.

О времени и месте рассмотрения акта № 120 ответчик уведомлен надлежащим образом извещением от 30.08.2011 № 30-120, направленным ответчику заказной корреспонденцией 31.08.2011 согласно представленным в материалы дела копиям почтовой квитанции и списка внутренних почтовых отправлений.

Копия решения № 120 направлена ответчику заказной корреспонденцией 14.10.2011 согласно представленным в материалы дела копиям почтовой квитанции и списка внутренних почтовых отправлений.

Во исполнение указанного решения Управлением 18.11.2011 было выставлено требование № 120 об уплате финансовой санкции по состоянию на 18.11.2011, в котором ответчику предложено в срок до 12.12.2011 уплатить финансовые санкции в добровольном порядке.

Требование № 120 направлено ответчику заказной корреспонденцией 22.11.2011 согласно представленным в материалы дела копиям почтовой квитанции и списка внутренних почтовых отправлений.

В связи с тем, что указанная в требовании сумма финансовых санкций ответчиком в добровольном порядке не уплачена, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив заявление и приложенные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются нормами Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) (пункт 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ).

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ ответчик с учётом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является плательщиком страховых взносов.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме.

До 01.01.2012 пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ было установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счёта; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается факт непредставления ответчиком в установленные сроки в Управление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

В силу части 1 статьи 212 АПК РФ дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», вступившим в силу с 01.01.2012, признаны утратившими силу пункты 5 и 6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).

Таким образом, обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учёта в отношении себя, с 01.01.2012 отменена.

В силу статьи 2 Федерального закона от 12.12.2001 № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе, из Конституции Российской Федерации.

В соответствии с общим принципом, предусмотренным статьёй 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.

Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие, её нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2006 № 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечивать на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.

Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд полагает, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд РФ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений (документов) индивидуального (персонифицированного) учёта за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено.

Сказанное согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 34 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

При таких обстоятельствах, требование о взыскании с ответчика финансовых санкций удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в удовлетворении заявленных требований о взыскании с индивидуального предпринимателя Мартынова Владимира Витальевича 1039 руб. 20 коп. финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка