АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 августа 2012 года  Дело N А05-5960/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 01 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного инспектора Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Лихачева Михаила Александровича (место нахождения: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, пр-кт Ленина, д. 6)

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

открытого акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОГРН 1082902001401, место нахождения: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, Архангельское шоссе, 58),

при участии в судебном заседании представителей:

от должностного лица - Лихачёва М.А. (удостоверение ТО-32 № 0090), Приходько Д.Ф. (удостоверение ТО-32 № 0191 - по устному заявлению Лихачёва М.А.),

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении  - Жимкова С.В. по доверенности от 30.12.2010 № 80/16, Завьялова В.Н. по доверенности от 18.06.2012 № 143.

установил:

государственный инспектор Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Лихачев Михаил Александрович (далее - заявитель, должностное лицо) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (далее - Общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (протокол об административном правонарушении от 28.04.2012 № 05.2-31-03/2012).

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

В ходе судебного разбирательства судом в качестве свидетелей были допрошены: начальник отдела ядерно-радиационной безопасности Общества Малинин Михаил Викторович, начальник научно-исследовательского, технологического и испытательного Центра Общества Гусельников Николай Алексеевич, заместитель главного инженера Общества Кузнецов Олег Николаевич, государственный инспектор Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно опасными объектами Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Шубина Наталья Николаевна.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082902001401. В соответствии с Уставом, утверждённым общим собранием акционеров 31.03.2011, к основным видам деятельности Общества относится проектирование, постройка, переоборудование, модернизация, ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание кораблей и судов военного назначения всех типов и классов, в том числе, с ядерными энергетическими установками, производство опытных образцов В и ВТ, комплектующих изделий и оборудования, технологического оснащения для нужд обороны станы и на экспорт; проектирование, строительство, модернизация, ремонт, гарантийное обслуживание гражданских судов, всех типов плавсооружений, в том числе, с ядерными энергетическими установками, металлоёмких сложных конструкций для внутреннего рынка и на экспорт.

Общество имеет лицензию от 23.12.2008 №СЕ-03-205-2320 на право эксплуатации комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании решения заместителя руководителя Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СЕ МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) №1925/В от 23.12.2008 со сроком действия до 31.12.2013.

Условиями действия указанной лицензии, утверждёнными СЕ МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора (с учётом изменений №1 от 18.10.2010 №2 от 20.12.2010 №3 от 24.06.2011),  в разделе 1 определены радиационно-опасные объекты, на которых (в отношении которых) осуществляется лицензируемая деятельность, разрешённые в отношении каждого объекта  радиационные источники (РВ), радиоактивные вещества (РВ), радиоактивные отходы (РАО), работы в области использования атомной энергии (ОИАЭ) и соответствующие ограничительные условия.

Пунктом 2.2.11 раздела 2 указанных условий определено, что Лицензиат (Общество) обязан предоставлять в Управление, Архангельско-Ненецкий отдел инспекций за радиационно опасными объектами и отдел инспекций за радиационно опасными объектами Ленинградского региона и Карелии запрашиваемую информацию, материалы и документацию, необходимые для оценки безопасности, и обеспечивать представителям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возможность получения такой информации непосредственно от работников (персонала) Лицензиата.

Кроме того, пунктом 2.8.1 раздела 2 условий установлено, что Лицензиат обязан осуществлять разрешённую деятельность с соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, федеральных норм и правил в ОИАЭ.

На основании распоряжения СЕ МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора от 11.03.2012 №67рп, в соответствии с программой №05.2-93 плановой проверки, утверждённой начальником Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно опасными объектами Асадулиной О.В. 02.03.2012, в период с 02.04.2012 по 27.04.2012 государственными инспекторами Архангельско-Ненецкого отдела инспекций за радиационно опасными объектами СЕ МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора Лихачёвым Михаилом Александровичем и Шубиной Натальей Николаевной проведена проверка соблюдения Обществом условий действия лицензии от 23.12.2008 №СЕ-03-205-2320 (с изменениями).

По результатам проверки составлены: протокол об административном правонарушении от 28.04.2012 №05.2-31-03/2012,  акт проверки (инспекции) №05.2-19-20-08 от 28.04.2012, Обществу выдано предписание №05.2-19-20-09.

В протоколе об административном правонарушении от 28.04.2012 №05.2-31-03/2012, в частности, установлено следующее:

1) в нарушение пункта 2.8.1. условий действия лицензии №СЕ-03-205-2320 от 23.12.2008 при эксплуатации комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества не соблюдаются требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: классификация радиационных источников, их систем и элементов в НИТИЦ Общества не соответствует требованиям Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038-11), а именно:

-  п. 3.5, 3.6 НП-038-11: не установлены категории потенциальной радиационной опасности радиационных источников (стационарных и мобильных) в научно-исследовательском технологическом и испытательном центре ОАО «ПО «Севмаш»;

-  п. 3.9 НП-038-11: не определены системы и элементы, важные для безопасности;

-  п. 3.10 НП-038-11: не произведена классификация элементов систем радиационных источников;

2) в нарушение пункта 2.2.11 условий действия лицензии №СЕ-03-205-2320 от 23.12.2008 не предоставлены запрашиваемые государственными инспекторами  информация,  документация,  необходимой  для  оценки  безопасности  в соответствии с разделами 2, 11 Программы Плановой проверки (инспекции) Общества от 02.03.2012 №05.2-93:

- не представлена Программа управления ресурсом объекта использования атомной энергии: «Камера панорамного гамма-графирования №1 в цехе 7б»;

- не представлены сведения о выполнении Программ управления ресурсом (надежностью) объектов использования атомной энергии: радиационная камера в цехе 10 (в части ремонта несущих строительных конструкций (срок реализации - 2011 год); «Хранилище гамма-дефектоскопов в цехе 76» (в части реконструкции системы радиационного контроля, реконструкции системы электроснабжения); «Комплекс из 2-х радиационных камер в цехе 8» (в части реконструкции системы радиационного контроля; капитального ремонта вентиляционных систем В-42 и В-43); «Хранилище гамма-дефектоскопов в цехе 50» (в части реконструкции системы радиационного контроля; введения в эксплуатацию приточной вентиляции П-31), «Комплекс из 2-х радиационных камер в цехе 55» (в части ремонта и испытания электропусковой части вытяжной системы вентиляции В-203 (срок - 4 кв. 2009 г.), реконструкции системы радиационного контроля, капитального ремонта системы автоматической пожарной сигнализации); «Радиационная камера прочных цистерн в цехе 76» (в части реконструкции системы радиационного контроля, повышения производительности вытяжной системы В-18 до проектной за счет укомплектования вентилятора более мощным электродвигателем и регулировки вентилятора); «Хранилище гамма-дефектоскопов в цехе 55» (в части выполнения работ по установке новых систем и модернизации действующих систем на объекте согласно проектной документации (система сигнализации о повышенном радиационном фоне, датчики охранной сигнализации, система электроснабжения объекта); «Хранилище передвижных гамма-дефектоскопов в цехе 42» (в части выполнения работ по установке новых систем и модернизации действующих систем на объекте согласно проектной документации (система сигнализации о повышенном радиационном фоне, датчики охранной сигнализации, система электроснабжения объекта);

3) в нарушение пункта 1.2. условий действия лицензии №СЕ-03-205-2320 от 23.12.2008 Общество осуществляет деятельность в области использования атомной энергии: с не разрешенными радиационными источниками, в не разрешенных местах (в центральном хранилище изотопов в защитных сейфах камеры радиоактивных отходов в период 2011-2012 годов осуществляется хранение гамма-дефектоскопов «Хеллинг-676» зав. №1020 с закрытым радионуклидным источником типа А424-13 №1020, «Хеллинг-676» зав. №1021 с закрытым радионуклидным источником типа А424-13 №1021); с не разрешёнными  с радиационными источниками, (в период 2011-2012 гг. осуществляется хранение, использование по назначению при радионуклидной дефектоскопии закрытых радионукдидных источников типа ГИ192М58).

Деяние Общества квалифицировано по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь положениями части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части  3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В отзыве на заявленные требования Общество просит отказать в их удовлетворении, ссылаясь на отсутствие выявленных нарушений и допущенные, по мнению Общества, существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

В ходе судебного разбирательства должностное лицо и его представитель просили суд удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении в суд, ссылаясь на отсутствие существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Представители Общества просили суд отказать в привлечении Общества к административной ответственности по доводам, изложенным в отзыве и в дополнении к нему.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Как установлено частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Объективная сторона выражается в осуществлении определённого вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) с нарушением лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

В силу статьи 26 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Закон N 170-ФЗ) ведение работ в области использования атомной энергии разрешается только при наличии лицензии, выданной органами государственного регулирования безопасности. При этом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Порядок и условия лицензирования деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемой юридическими лицами, определены в Положении о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №865 (далее - Положение N 865). Согласно пункту 4 Положения №865 лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии выдаёт Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что оно на основании лицензии №СЕ-03-205-2320 от 23.12.2008 осуществляет деятельность в области использования атомной энергии.

При таких обстоятельствах, Общество относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьёй 28.3 КоАП РФ.

Согласно абзацу первому части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Ростехнадзора от 30.05.2009 № 588.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Протокол - это процессуальный документ, составляемый для закрепления сведений, связанных с фактом совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Частями 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.