• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2012 года  Дело N А05-6057/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2012 гола

Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радюшиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «Мезенский район» (ОГРН 1022901397507; место нахождения: 164750, Архангельская область, г.Мезень, пр.Советский, дом 48)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530; место нахождения: 164500, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Торцева, дом 4),

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области,

о признании незаконными действий по отражению в справке от 01.04.2009 № 10368 задолженности по налогам, пени, штрафам и признании ответчика утратившей возможность взыскания недоимки по налогам, взносам, пени в размерах, указанных в справке от 01.04.2009 № 10368,

при участии в судебном заседании представителей сторон: не явились (извещены надлежащим образом),

установил:

администрация муниципального образования «Мезенский район» (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ответчик, инспекция):

1) о признании незаконными действий инспекции по отражению в справке № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012) следующей задолженности: 60 руб. 22 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц и 26 руб. 85 коп. штрафа по налогу на доходы физических лиц; 40293 руб. 40 коп. недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 935588 руб. 76 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и 300 руб. штрафа по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; 337 руб. 57 коп. недоимки по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 27698 руб. 33 коп. пеней по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования; 5711 руб. 94 коп. недоимки по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 473562 руб. пеней по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 148084 руб. 19 коп. недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 567432 руб. 71 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; 7155 руб. 95 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации; 1058 руб. 87 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 22948 руб. 34 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 150 руб. денежных взысканий (штрафа) за нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) о признании инспекции утратившей возможность взыскания отраженной в справке № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012) задолженности по налогам, сборам пеням и штрафам в общей сумме 2230 409 руб. 13 коп.

Стороны в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьями 156, 200 АПК РФ суд рассмотрел спор без участия представителей заявителя, ответчика и третьего лица.

Изучив документы, представленные в материалы дела; оценив доводы заявителя, изложенные в заявлении; возражения ответчика, указанные в отзыве на заявление; и пояснения третьего лица, суд установил, что предъявленное требование подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено судом, инспекцией администрации выдана справка № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012).

В указанной справке отражено, что по состоянию на 01.04.2009 у заявителя имеется задолженность в общей сумме 2230 409 руб. 13 коп., из них:

- 60 руб. 22 коп. пени по налогу на доходы физических лиц и 26 руб. 85 коп. штраф по налогу на доходы физических лиц;

- 40293 руб. 40 коп. недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 935588 руб. 76 коп. пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и 300 руб. штраф по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 337 руб. 57 коп. недоимка по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 27698 руб. 33 коп. пени по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;

- 5711 руб. 94 коп. недоимка по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 473562 руб. пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- 148084 руб. 19 коп. недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 567432 руб. 71 коп. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- 7155 руб. 95 коп. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- 1058 руб. 87 коп. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 22948 руб. 34 коп. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- 150 руб. денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Администрация, не оспаривая наличие указанной задолженности, полагая, что возможность взыскания отраженной в справке задолженности по налогам (взносам), пеням и штрафам налоговым органом утрачена, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

На основании статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствие для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий, указанных в статье 198 АПК РФ: действия должны не соответствовать закону и иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создавать препятствия в осуществлении этой деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что в справке №10368 содержится информация о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2009. Вместе с тем, дата выдачи справки указана 27.03.2012. Заявление поступило в суд 12.05.2012 (штамп суда на заявлении), направлено по почте 10.05.12 (штамп органа связи на конверте).

Таким образом, обращение администрации в суд с рассматриваемым заявлением состоялось с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно статьям 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Из статей 54, 80, 101 НК РФ следует, что факт и размер налогового обязательства устанавливается на основании налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, или решения, вынесенного налоговым органом по результатам налоговой проверки, и подтверждается первичными документами, в том числе регистрами бухгалтерского учета, материалами проверки и иными документальными данными.

Из анализа статьи 75 НК РФ следует, что начисление сумм пеней и обязанность по их уплате корреспондируется обязанностью по уплате налога.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах для недоимки.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые совершили оспариваемые действия.

На основании статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Лицевой счет (карточка расчетов с бюджетом), который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Законодательство о налогах и сборах не регламентирует правовой статус карточек лицевых счетов налогоплательщика и не связывает наступление прав и обязанностей налогоплательщика с их содержанием. Сам факт наличия в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, соответственно, не является документальным подтверждением наличия задолженности по обязательным платежам за налогоплательщиком и действительной обязанности по их уплате.

Сведения, содержащиеся в карточках лицевых счетов должны содержать достоверные сведения о наличии реальной задолженности, подтвержденной документально. Отражение в карточках лицевых счетов задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам, законность начисления которых не подтверждена документально, не может быть признано законным.

Инспекцией представлен отзыв, в котором пояснения в отношении оснований и периода образования недоимки, сведения о принудительном взыскании недоимки отсутствуют. К отзыву ответчиком приложены: расчет пени по взносам в ПФ РФ, начисленной за период с 01.01.2004 по 31.03.2009; расчет пени по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, начисленной за период с 01.01.2004 по 31.03.2009; расчет пени по взносам в ФФОМС, начисленной за период с 01.01.2004 по 31.03.2009; расчет пени по взносам в ТФОМС, начисленной с 01.01.2004 по 31.03.2009; расчет пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, начисленной с 01.01.2004 по 31.03.2009; расчет пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, начисленной за период с 01.01.2004 по 31.03.2009; расчет пени по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, начисленной за период с 01.01.2004 по 31.03.2009. Какие-либо иные документы инспекцией в материалы дела не направлены.

Из представленных расчетов усматривается, что недоимка по взносам в ПФ РФ, в ФФОМС, в ТФОМС; недоимка по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в ФФОМС, в ТФОМС, в ФСС РФ, на которую начислены пени, сформировалась в 2003-2009 годах. В справке № 10368 недоимка указана по состоянию на 01.04.2009. Иные сведения, пояснения, доказательства ответчиком не представлены.

05.07.2012 инспекцией представлены дополнительные пояснения от 02.07.2012 №2.4-12/09596, в которых ответчик указывает, что налоговым органом своевременные меры по взысканию задолженности, указанной в справке № 10368 (дата выдачи 27.03.2012), не принимались.

Третье лицо в пояснениях от 06.06.2012 № 2283 указывает, что в справке № 10368 (дата выдачи 27.03.2012) не указан период образования недоимки по страховым взносам, а также период начисления пеней, в связи с чем отсутствует возможность установить за какой период отражена задолженность в данной справке, поскольку до 01.01.2010 года администратором платежей являлись налоговые органы. Также третье лицо пояснило, что по состоянию на 01.01.2012 за администрацией задолженность по уплате страховых взносов и пеней отсутствует.

Определениями суда от 15.05.2012 и от 19.06.2012 инспекции предлагалось представить письменные пояснения относительно оснований и периода возникновения (с приложением соответствующих доказательств) задолженности заявителя по всем оспариваемым указанным в справке № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2009; письменные пояснения с приложением соответствующих доказательств принятия своевременных мер по взысканию недоимки с заявителя.

Вместе с тем доказательства, достоверно подтверждающие наличие у заявителя задолженности по оспариваемым суммам налогов, взносов, пеней и штрафов; документы, подтверждающие возникновение недоимки по налогам, взносам, на которую начислены пени, задолженность по штрафным санкциям, а также доказательства принятия мер по их принудительному взысканию инспекцией не представлены. Как указано выше своевременные меры по взысканию оспариваемой задолженности инспекцией не принимались (дополнения от 02.07.2012).

В связи изложенным суд приходит к выводу о том, что налоговый орган не доказал действительную обязанность заявителя по уплате оспариваемых сумм налогов (сборов), пеней и штрафов; не обосновал начисление спорных пеней на указанную задолженность, что свидетельствует о недоказанности инспекцией наличия у нее законных оснований для отражения оспариваемых сумм налогов (сборов), пеней и штрафов в качестве задолженности в лицевом счете заявителя и включения такой задолженности в справку № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, пени по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012).

Кроме того, судом установлено, что в отношении отраженной в справке № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012) оспариваемой задолженности истекли установленные законом сроки ее принудительного взыскания.

Статьей 70 НК РФ установлена обязанность налогового органа направления требования об уплате налога налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлена обязанность ответчика принять решение о взыскании с налогоплательщика налога в принудительном порядке в двухмесячный срок после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога. В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 46 НК РФ указанные положения применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также сбора и штрафа. Этой же статьей предусмотрено, что с заявлением в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога налоговый орган может обратиться в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно положениям пункта 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, сроки, установленные пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 115 НК РФ, для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам (взносам), пеней по налогам (взносам) и штрафам, указанным в оспариваемой справке, истекли.

Кроме того, с учетом сроков образования спорной недоимки, которые усматриваются из представленных ответчиком документов, и положений статей 46-48, 69-70, 115 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), разъяснений пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» суд приходит к выводу, что инспекция утратила право на взыскание в принудительном порядке спорных сумм задолженности.

В связи с изложенным суд считает, что заявление администрации о признании инспекции утратившей право взыскания спорной задолженности по налогам (взносам), пеням и штрафам подлежит удовлетворению.

Согласно положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Судом установлено, что в справке № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2009, выданной заявителю 27.03.2012, содержатся сведения о спорных суммах задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Вместе с тем неполная информация о задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 №ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09.

Таким образом, признанию незаконными подлежат действия ответчика, выразившиеся в отражении в справке № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012) сведений о наличии указанной выше задолженности администрации без указания информации об утрате возможности ее взыскания.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований суд исходит из того, что подлежат признанию незаконными именно действия по отражению в справке задолженности без указания информации об утрате возможности ее взыскания.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий суд указывает на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность инспекции совершить определенные действия с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов учреждения.

При решении вопросов, связанных с исчислением и уплатой государственной пошлины, суд руководствуется как положениями главы 25.3 НК РФ, так и главы 9 АПК РФ.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 333.37 НК РФ заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу утратившей возможность взыскания с администрации муниципального образования «Мезенский район» задолженности в общей сумме 2230 409 руб. 13 коп., из них:

- 60 руб. 22 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц и 26 руб. 85 коп. штрафа по налогу на доходы физических лиц;

- 40293 руб. 40 коп. недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, 935588 руб. 76 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и 300 руб. штрафа по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 337 руб. 57 коп. недоимки по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 27698 руб. 33 коп. пеней по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования;

- 5711 руб. 94 коп. недоимки по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 473562 руб. пеней по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- 148084 руб. 19 коп. недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 567432 руб. 71 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- 7155 руб. 95 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- 1058 руб. 87 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 22948 руб. 34 коп. пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- 150 руб. денежных взысканий (штрафа) за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Признать незаконными, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации, действия межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившиеся во включении в справку № 10368 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2009 (дата выдачи 27.03.2012) сведений о наличии у администрации муниципального образования «Мезенский район» задолженности в общей сумме 2230 409 руб. 13 коп. без отражения информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации муниципального образования «Мезенский район».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-6057/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 25 июля 2012

Поиск в тексте