• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 09 августа 2012 года  Дело N А05-6086/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 09 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым Ю.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пермогорская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области (ОГРН 1022901353375, место нахождения: 165451, Архангельская область, Красноборский район, д. Большая, ул. Школьная, 4)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901307602, место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. К. Маркса, д. 14)

о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности, без указания на утрату возможности её взыскания, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания спорной задолженности (с учётом уточнения заявителем).

В заседании суда приняли участие:

от заявителя - не явился, извещён 14.07.2012,

от ответчика - не явился, извещён 13.07.2012.

Суд установил следующее:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пермогорская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки, содержащей сведения о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём списания задолженности.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель заявителя уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившихся в выдаче справки №533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012, содержащей сведения о задолженности: 398 руб. 57 коп. по взносам в Фонд социального страхования РФ, 733 руб. 23 коп. пеней по взносам в Фонд социального страхования РФ, 103363 руб. 14 коп. пеней по взносам в ТФОМС, 6239 руб. 83 коп. пеней по взносам в Федеральный ФОМС, 26464 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ, 334531 руб. 08 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ, 9451 руб. 57 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения, без указания на утрату возможности её взыскания, и обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания спорной задолженности.

Уточнение заявителем заявленных требований, сделанное в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принято судом.

Лица, участвующие в деле, в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Налоговым органом заявителю выдана справка № 533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012, в которой Налоговый орган отразил, в том числе, наличие за Учреждением, в том числе, следующей задолженности: 398 руб. 57 коп. по взносам в Фонд социального страхования РФ, 733 руб. 23 коп. пеней по взносам в Фонд социального страхования РФ, 103363 руб. 14 коп. пеней по взносам в ТФОМС, 6239 руб. 83 коп. пеней по взносам в Федеральный ФОМС, 26464 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ, 334531 руб. 08 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ, 9451 руб. 57 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения.

Пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчётов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Форма справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 №9н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения». Форма справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам (форма №39-1) утверждена также Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» (действовал до 22.06.2011).

Содержание справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика, а действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки по установленной форме с указанием в ней задолженности, не соответствующей действительности, являются незаконными.

Заявитель полагает, что в отношении задолженности, отраженной в справке № 533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012, пропущен срок взыскания, в связи с чем, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

Ответчик представил отзыв на заявленные требования, в котором возражает против их удовлетворения, пояснив, что взыскание задолженности в судебном и внесудебном порядке не производилось, задолженность числится по лицевому счёту заявителя и в установленном порядке не взыскана, оспариваемые действия соответствуют положениям статьи 3 Закона РФ «О налоговых органах в РФ», статьи 32 Налогового кодекса РФ.

Изучив доводы сторон, представленные в их обоснование доказательства, суд пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Лицевой счёт (карточка расчётов с бюджетом), который ведёт налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Законодательство о налогах и сборах не регламентирует правовой статус карточек лицевых счетов налогоплательщика и не связывает наступление прав и обязанностей налогоплательщика с их содержанием. Сам факт наличия в документах внутриведомственного учёта сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, соответственно, не является документальным подтверждением наличия задолженности по обязательным платежам за налогоплательщиком и действительной обязанности по их уплате.

Из материалов дела следуют и сторонами не оспариваются следующие обстоятельства. Задолженность в сумме 398 руб. 57 коп. по взносам в Фонд социального страхования РФ числилась по лицевому счету заявителя, 733 руб. 23 коп. пеней по взносам в Фонд социального страхования РФ начислены за период с 14.09.2001 по 25.02.2012; 103363 руб. 14 коп. пеней по взносам в ТФОМС начислены на задолженность, погашенную 29.10.2007 за период с 14.09.2001 по 28.10.2007; 6239 руб. 83 коп. пеней по взносам в Федеральный ФОМС начислены на задолженность, погашенную 29.10.2007 за период с 14.09.2001 по 28.10.2007; данных об образовании задолженности в сумме 26464 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ не представлено, 334531 руб. 08 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ начислены за период с 14.09.2001 по 25.02.2012 на сумму задолженности, числящуюся на лицевом счёте; 9451 руб. 57 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения начислены на задолженность, погашенную 29.10.2007 за период с 14.09.2001 по 28.10.2007. Налоговым органом не представлено документов, подтверждающих принятие мер по принудительному взысканию рассматриваемых пеней. Как следует из отзыва, взыскание в судебном и внесудебном порядке сумм пеней не производилось.

Следует признать обоснованным довод заявителя о том, что в отношении названной задолженности истёк установленный законом срок её принудительного взыскания.

Исходя из анализа статей 46, 48 и 70 Налогового кодекса РФ следует, что порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, не может носить произвольный характер; ограничен определенными сроками, по истечении которых налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание налога и пени в бесспорном порядке и в судебном порядке (в рассматриваемом случае применяются нормы в редакции, действовавшей до 01.01.2006).

Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке. С учётом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. В случае если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации. Соблюдение сроков направления требования является гарантией прав налогоплательщика при осуществлении налоговым органом бесспорного взыскания налогов и пеней.

Истечение указанных сроков влечёт утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов.

Судом установлено, что на дату выдачи справки № 533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012 истекла совокупность сроков, предусмотренных 46, 48 и 70 Налогового кодекса РФ для взыскания задолженности, образовавшейся в 2001 году. Следовательно, истекли также сроки на взыскание соответствующих пеней. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. В справке № 533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012, выданной заявителю, содержатся сведения о спорных суммах задолженности и пеней без указания информации об утрате возможности её взыскания.

Следовательно, по данному делу спор касается вопроса обоснованности включения налоговым органом в справку о состоянии расчётов по налогам и сборам числящейся за заявителем задолженности по налогам и пеням, возможность взыскания которой утрачена как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчётов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В справке № 533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012, выданной заявителю, содержатся сведения о спорных суммах задолженности по налогам и пеням без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Приказ Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 №САЭ-3-01/138@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчётов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчётов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности её взыскания.

Таким образом, спорные суммы задолженности по налогам и пеням подлежат отражению в справке с указанием на утрату возможности принудительного взыскания.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4391/09.

Следовательно, заявленные требования о признании незаконными действий Налогового органа, выразившихся во включении в справку № 533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 25.02.2012 недостоверных сведений об имеющейся задолженности Учреждения без отражения информации о невозможности её взыскания в принудительном порядке, подлежат удовлетворению.

Поскольку оспариваемые действия Налогового органа признаны судом незаконными, в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания спорной задолженности.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с положениями части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд, понесённые заявителем, возмещаются ему за счёт ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконными, как не соответствующие нормам действующего законодательства нарушающие права законные интересы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пермогорская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области в сфере экономической деятельности, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившиеся в выдаче справки №533 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25.02.2012, содержащей сведения о задолженности: 398 руб. 57 коп. по взносам в Фонд социального страхования РФ, 733 руб. 23 коп. пеней по взносам в Фонд социального страхования РФ, 103363 руб. 14 коп. пеней по взносам в ТФОМС, 6239 руб. 83 коп. пеней по взносам в Федеральный ФОМС, 26464 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ, 334531 руб. 08 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ, 9451 руб. 57 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения, без указания на утрату возможности её взыскания.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пермогорская основная общеобразовательная школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области путём выдачи справки с указанием на утрату возможности взыскания задолженности: 398 руб. 57 коп. по взносам в Фонд социального страхования РФ, 733 руб. 23 коп. пеней по взносам в Фонд социального страхования РФ, 103363 руб. 14 коп. пеней по взносам в ТФОМС, 6239 руб. 83 коп. пеней по взносам в Федеральный ФОМС, 26464 руб. по взносам в Пенсионный фонд РФ, 334531 руб. 08 коп. пеней по взносам в Пенсионный фонд РФ, 9451 руб. 57 коп. пеней по взносам в Фонд занятости населения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пермогорская основная общеобразовательная школа» Муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-6086/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 09 августа 2012

Поиск в тексте