АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 09 августа 2012 года  Дело N А43-14746/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2012 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Сандовой Елены Михайловны (вн. шифр 9-357), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чепурных М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (ОГРН 1045207492494; ИНН 5262133455) о признании незаконным и отмене предписания №5309786-П от 03.04.2012 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области социальной защиты граждан, вынесенного Министерством социальной политики Нижегородской области (ОГРН 1095260003519; ИНН 5260250234),

при участии представителей сторон:

от заявителя: Товаровой Т.Н. по доверенности №82 от 13.07.2012,

от Министерства социальной политики Нижегородской области:  Мысягиной Н.А. по доверенности №318-103Д от 17.05.2012,

от администрации Бутурлинского района: не явились, извещены,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением  о признании незаконным и отмене предписания №5309786-П от 03.04.2012 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области социальной защиты граждан, вынесенного Министерством социальной политики Нижегородской области.

Заявленное требование общества мотивировано тем, что оспариваемое предписание не соответствует нормам действующего законодательства и является неисполнимым в силу отсутствия предусмотренных федеральным бюджетом денежных средств и недопустимости самостоятельного распределения бюджетных средств. Кроме того, по мнению заявителя, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника здания - администрацию Бутурлинского  муниципального района и, исходя из условий договора, на заявителя возложена обязанность только по содержанию помещений, переданных в безвозмездное пользование, и заявитель с согласия администрации вправе производить только улучшения помещений, а не реконструкцию и капитальный ремонт здания в целом. Помимо этого заявитель считает, что требования СНиП 35-01-2001 являются обязательными при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений и не может применяться к зданию 1932 года постройки, находящемуся в пользовании заявителя.

Подробно доводы заявителя изложены в заявлении и поддержаны представителем в судебных заседаниях.

Ответчик требование заявителя не признает и отмечает, что Росреестр, осуществляя свою деятельность в здании по адресу: Нижегородская область, р.п.Бутурлино, ул.Ленина, д.102 на основании договора безвозмездного пользования от 21.01.2010, заключенного с администрацией Бутурлинского муниципального района, обязан в силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 №21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в  здание, однако никаких мер по обращению с заявлением к собственнику здания о разрешении переоборудовать помещения, а также  о выделении денежных средств из бюджета со стороны Росреестра предпринято не было.

Подробно позиция ответчика изложена в отзыве и поддержана представителями в судебных заседаниях.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющая самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Бутурлинского  муниципального района Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила по факсу ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.03.2012 №230 уполномоченным должностным лицом 03.04.2012 проведена плановая выездная проверка по адресу: Нижегородская область, р.п.Бутурлино, ул.Ленина, д.102 на предмет соблюдения Княгининским отделом Росреестра требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 №21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области».

В ходе проведения проверки было установлено невыполнение  заявителем обязательных требований законодательства по Княгининскому отделу, а именно:

1) перед лестничным маршем нет рельефной тактильной полосы (СНиП 35-01-2001 п. 3.21);

2) входная лестница не имеет второго поручня (СНиП 35-01-2001 п.3.14);

3) нет поручней у пандуса на высоте 0,7 м (СНиП 35-01-2001 п. 3.14);

4) отсутствие бортика у пандуса (СНиП 35-01-2001 п. 3.31);

5) уклон пандуса не соответствует (СНиП 35-01-2001 п. 3.29);

6) в полотнах наружных дверей отсутствует смотровые панели (СНиП 35-01-2001 п. 3.24);

7) на входной двери отсутствует яркая контрастная маркировка (СНиП 35-01-2001 п. 3.25, 3.51);

8) дверной проем входной двери имеет порог более 2,5 см (СНиП 35-01-2001 п. 3.23);

9) ширина дверных проемов внутри здания менее 0,9 м (СНиП 35-0 -2001 п.3.23);

10) отсутствие мест отдыха для лиц на креслах-колясках или лиц, пользующихся костылями и тростями, а также сопровождающих их лиц (СНиП 35-01-2001 п. 4.14).

По результатам проверки составлен акт №5309786 и Министерство социальной политики Нижегородской области, действуя в рамках предоставленных ему пунктом 4.23 Положения полномочий, выдало заявителю предписание №5309786-П, которым предписано в срок до 10.02.2013 года устранить нарушения, указанные в пунктах №1-8, 10 предписания и предусмотреть устранение нарушения, указанного в пункте 9 оспариваемого предписания.

Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Пунктом 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 № 21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» также предусмотрено, что органы государственной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в пределах своих полномочий и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения по территории Нижегородской области.

Таким образом, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 №73, который постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Пунктом 1.3 СНиП 35-01-2001 определен исчерпывающий перечень объектов, на которые требования СНиП 35-01-2001 не распространяются, а именно: здания специализированных учреждений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы на условиях опеки, стационары лечебных учреждений и аналогичные учреждения, предназначенные для обслуживания и постоянного пребывания данных категорий населения, а также жилые дома для одной семьи.

Здание, которое находится в пользовании заявителя, не относится к перечисленным учреждениям, следовательно, на него распространяется требования указанного СНиПа, в связи с чем судом отклоняется довод заявителя о неприменении СНиПа 35-01-2001  к данному зданию.

В соответствии с пунктом 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Пунктом 3.21 СНиПа 35-01-2001 определено, что участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

Согласно пунктам 3.23 - 3.25 СНиПа 35-01-2001 ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3 - 0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

В соответствии с пунктами 3.29 и 3.31 СНиПа 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Пунктом 3.51 СНиПа 35-01-2001 предусмотрено, что Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, а также учитывать требования НПБ 104.

Средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, предприятии и т.п., и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.

Согласно пункту 4.14 СНиПа 35-01-2001  на каждом этаже, доступном для МГН, следует предусматривать зоны отдыха на 2 - 3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках.

В рассматриваемом случае заявитель использует нежилые помещения, расположенные по адресу: Нижегородская область, р.п.Бутурлино, ул.Ленина, д.102, площадью 157,2 кв.м., на основании договора безвозмездного пользования от 21.01.2010, заключенного с администрацией Бутурлинского муниципального района.

Поскольку в данном помещении заявитель осуществляет свою деятельность, и он является государственным органом, он обязан создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в нежилое помещение, в связи с чем суд отклоняет довод заявителя о том, что обязанность по созданию таких условий для инвалидов должна возлагается на собственника помещения.

Ссылка заявителя на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 13.05.2010 №689-О-О судом не принимается, поскольку в данном Определении говорится о частном случае и на странице 3 Определения содержится оговорка: «если нормативно не установлено иное». В рассматриваемом же случае данная обязанность для заявителя прямо предусмотрена в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и пункте 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 № 21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области».

Отсутствие в договоре пользования зданием соответствующих указаний на право самостоятельного создания этих условий не освобождает заявителя от выполнения этой обязанности, поскольку выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самой организации, следовательно, в случае заключения договора на неподходящих условиях заявитель не вправе ссылаться на них. При этом каких-либо доказательств по обращению в администрацию с заявлением о разрешении переоборудовать (реконструировать)  конструкции здания заявителем в материалы дела не представлено.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым в силу отсутствия предусмотренных федеральным бюджетом денежных средств и недопустимости самостоятельного распределения бюджетных средств судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии с пунктами 11.1, 11.4 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, утвержденным Приказом Росреестар от 28.10.2009 №315, руководитель Управления представляет руководителю Росреестра предложения, в том числе о смете расходов на содержание Управления на очередной финансовый год  за счет средств федерального бюджета, а также по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Управления (л.д.30-31).

Таким образом, руководителю Управления предоставлено право вносить предложения на содержание деятельности Управления за счет средств федерального бюджета.

Однако каких-либо доказательств по обращению к уполномоченному лицу за выделением денежных средств, необходимых для устранения нарушений, указанных в предписании, заявителем в материалы дела не представлено.

Из представленной заявителем в материалы дела переписки  с Росреестром г.Москвы (л.д.83-88) усматривается, что Росреестр г.Москвы в 2011 году запрашивал у руководителей территориальных органов Росреестра информацию о наличии свободного входа для инвалидов и письмом от 07.11.2011 исх.№3/19190 заявитель сообщил вышестоящей организации сведения о наличии в безвозмездном пользовании, аренде, оперативном управлении помещений, а также об ориентировочной стоимости установки пандусов.

Таким образом, заявителем уже предпринимаются меры для соблюдения требований действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан в помещение и, учитывая достаточно длительный срок, который предоставлен заявителю для исполнения оспариваемого предписания - 10.02.2013 года, у заявителя имеется достаточно времени для его исполнения.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что устранение таких нарушений, как нанесение рельефной тактильной полосы перед лестничным маршем, установка поручней и бортиков у пандусов, а также нанесение яркой контрастной маркировки на входной двери  (пункты 1-4, 7 предписания) носит организационный характер и не требует значительных финансовых вложений, указанные нарушения могут быть устранены без выделения дополнительных финансовых бюджетных средств.

Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требование заявителя о признании оспариваемого предписания недействительным удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями  167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании недействительным  предписания №5309786-П от 03.04.2012 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области социальной защиты граждан, вынесенного Министерством социальной политики Нижегородской области, заявителю - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (ОГРН 1045207492494; ИНН 5262133455)  отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья    Е.М.Сандова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка