• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 09 августа 2012 года  Дело N А55-13078/2012

Резолютивная часть решения оглашена 07 августа 2012 года, в полном объеме решение изготовлено 09 августа 2012 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Стенина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 07 августа 2012 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", 603032, г. Нижний Новгород, ул. Баумана, д. 66; 443044, Самарская область, г. Самара, ул. Магистральная , д. 80

От 28 марта 2012 года

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области , 443010, Самарская область, Самара, ул.Красноармейская,21

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, 109012, г.Москва, Никольский пер., д.9

3-е лицо: ООО «Дом», 443041 г. Самара, пр.Кирова, 415; 443081, г.Самара, ул. Стара-Загора, 59

о признании незаконным бездействия и обязании

при участии в заседании

от заявителя - представитель Федотчев И.О. (по доверенности № б/н от 16.06.2012 года), представитель Кучин С.А. (по доверенности № б/н от 02.05.2012 года),

от Территориального управления Росимущества в Самарской области - представитель Якушева А.А. (по доверенности № 4858 от 25.06.2012 года)

от Федерального агентства Росимущества - не явились

от ООО «Дом» - не явились

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" обратилось в суд с заявлением, в котором просит:

признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Самарской области по заявлению Общества от 24.11.2011 исх.№ 603 (вх.№ 24/868 от 28.11.2011) о принятии решения об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Магистральная, 80, площадью 32500 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0246001:511 и о выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0246001:589, площадью 28967 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, с разрешенным использованием - под объекты недвижимости) в собственность Общества;

обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Магистральная, 80, площадью 32500 кв.м с кадастровым номером 63:01:0246001:511 на земельные участки: Участок 1 - с кадастровым номером 63:01:0246001:590 (площадью 3533 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, с разрешенным использованием - под объекты недвижимости);

участок 2 с кадастровым номером 63:01:0246001:589 (площадью 28967 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, 80 с разрешенным использованием - под объекты недвижимости), состоящим из двух контуров 63:11:0246001:511:ЗУ2(1), площадью 14840 кв.м. и 63:11:0246001:511:ЗУ2(2), площадью 14127 кв.м.

обязать Территориальное управление Росимущества в Самарской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0246001:589 (площадью 28967 кв.м. по адресу: Самарская область", г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, с разрешенным использованием - под объекты недвижимости) и направить его Заявителю.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо) требования заявителя не признают по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 142-147).

3-е лицо отзыва на заявление не представили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд установил:

Заявитель использует земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, 80, площадью 32500 кв.м. на основании договора аренды земельного участка № 127-2001/11 от 17.10.2001, номер регистрации договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 63-01-2/2002-4838.1 от 26.04.2002.

Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.

На арендуемом заявителем земельном участке расположены объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), принадлежащие ему на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку на данном земельном участке расположен также объект недвижимости, а именно, подъездные железнодорожные пути ООО «Дом», то в целях выкупа земельного участка под своими объектами недвижимости, заявителем были проведены кадастровые работы по разделению участка на два вновь образованных.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0246001:511 вновь образованные земельные участки кадастровой палатой по Самарской области были поставлены на государственный кадастровым учет и заявителю выданы кадастровые паспорта двух земельных участков:

Участок I - с кадастровым номером 63:01:0246001:590 (площадью 3533 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара. Кировский район, ул. Магистральная, с разрешенным использованием - под объекты недвижимости);

Участок 2- с кадастровым номером 63:01:0246001:589 (площадью 28967 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара. Кировский район, ул. Магистральная. 80 с разрешенным использованием иод объекты недвижимости), состоящим из двух контуров 63:11:0246001:511 :ЗУ2( 1). площадью 14840 кв.м. и 63:11:0246001:511:ЗУ2(2), площадью 14127 кв.м.

На Участке 2 расположены объекты недвижимости Заявителя.

Заявитель обратился к заинтересованному лицу в порядке ст.11.2-11.4. ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением от 24.11.2011 № 603 о принятии решения об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу Кировский район, ул. Магистральная. д.80. площадью 32500 кв.м.. кадастровый номер 63:01:0246001:511. разрешенное использование - под объекты недвижимости и о выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0246001:589 в собственность.

Учитывая, что решение от заинтересованного лица до настоящего времени не поступило, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление все необходимые документы.

Ссылка заинтересованного лица в отзыве на то, что Территориальное управление не уполномочено на принятие решения о разделе земельного участка и его представлении, так как в соответствии с подпунктом «ж» пункта 4.8 Типового Положения о территориальном управлении Росимущества, Теруправление исключительно по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является ошибочной и отвергается судом по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278.

В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 374 от 01.11.2008 года территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Предмет настоящего спора сформулирован заявителем в виде признания незаконным бездействия заинтересованного лица, выраженном в непринятии решения об образовании земельных участков путем раздела земельного участка и выкупа земельных участков.

Анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.

Более того, подобные «поручения» не предусмотрены положениями Земельного Кодекса РФ.

Таким образом, территориальное управление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный статьей 36 ЗК РФ рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по заявлению.

С учетом приведенных норм ссылка заинтересованного лица на отсутствие полномочий необоснованна и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на разъединение земельного участка и выкуп земельного участка, занятого таким объектом.

Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как указывалось выше, в силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как установлено материалами дела и подтверждено заинтересованным лицом в ходе судебного заседания, до настоящего времени решение по заявлению ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" не принято, что ущемляет исключительные права, как собственника объектов недвижимого имущества, на приобретение данных земельных участков.

Суд считает необоснованными доводы заинтересованного лица о том, что заявителем не были приложены документы, требуемые при разделе федерального земельного участка, перечень которых установлен в письме Росимущества от 17.06.2010 г. № ПП-10/16812.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о разделе земельного участка, установлен положениями п.2 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым заявитель должен представить кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, а также правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

К заявлению заявителя от 24.11.2011 г. в адрес ТУ Росимущества в Самарской области о разделе и выкупе земельного участка в полном объеме были приложены необходимые документы, которые требуются в соответствии с указанными нормами земельного законодательства.

Схема раздела земельного участка была получена заинтересованным лицом от ООО «Дом» и заинтересованное лицо направило ее для согласования в адрес заявителя от 18.05.2011 № 9169.

Именно на основании схемы раздела земельного участка и были проведены кадастровые работы по разделу земельного участка и образованию новых участков, что подтверждается Заключением кадастрового инженера, проводившим соответствующие землеустроительные работы.

Не обоснованна и ссылка заинтересованного лица на то, что на испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0246001:589, в настоящее время право собственности Российской Федерации не зарегистрировано.

В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, и согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" полномочия на обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением принадлежат собственнику разделяемого земельного участка, представителем которого в рассматриваемом случае является заинтересованное лицо.

В соответствии с п.7 ст.22.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регулирующей правоотношения по государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Таким образом, государственная регистрация права собственности на образованные участки Российской Федерации может осуществляться одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности к заявителю на один из образованных участков, что подтверждается судебной практикой ВАС РФ при рассмотрении аналогичных доводов управлений Росимущества по субъектам РФ (Определение ВАС РФ от 16.04.2012 г. №ВАС^027/12; Определением ВАС РФ от 10.01.2012 г. №ВАС-14761/11; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 но делу N А56-9848/2009).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена установленная законом обязанность в установленном законом порядке и сроки.

Указанное бездействие не соответствует действующему законодательству - ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.

В то же время суд не соглашается с позицией заявителя в части обязания Территориального управления обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принять решение об образовании земельных участков путем раздела земельного участка и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируются главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, и суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя.

Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Судебные акты арбитражных судов, в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

В данном случае имеет место бездействие, соответствующего решения не принято, в связи с чем, суд отказывает заявителю в удовлетворении остальной части требований.

Расходы по госпошлине подлежат отнесению на заинтересованное лицо в сумме 2000 руб.

Заявителю следует выдать справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 198-201

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, выразившееся в непринятии решения об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Магистральная, 80, площадью 32500 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0246001:511 и о выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0246001:589, площадью 28967 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, с разрешенным использованием - под объекты недвижимости) в собственность Общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия".

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области по вступлении решения в законную силу рассмотреть по существу обращение ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" об образовании земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Магистральная, 80, площадью 32500 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0246001:511 и о выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0246001:589, площадью 28967 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Магистральная, с разрешенным использованием - под объекты недвижимости) в собственность Общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный законом срок.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" госпошлинц в сумме 2000 руб.

Выдать ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 рублей, оплаченной платежным поручением № 94410 от 15.03.2012 года.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-13078/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 09 августа 2012

Поиск в тексте