• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 августа 2012 года  Дело N А19-8360/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2012 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Ячменёва Г.Г., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2012 года, принятое по делу №А19-8360/2012 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания «ДИСЭР» 18131 руб. 60 коп. штрафа,

(суд первой инстанции - О.П.Сураева),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, г.Иркутск, ул.Декабрьских Событий, 92, далее - пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания «ДИСЭР» (ОГРН 1053811161117, ИНН 3811096210, местонахождение: г. Иркутск, ул. 1-ая Красноказачья, 110, далее - общество, страхователь) о взыскании 18131 руб. 60 коп. штрафа.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. В обоснование суд указал, что поскольку фактически Обществом сведения представлены 15.02.2011, то есть в установленный законом срок, Пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 31.05.2012г. по делу №19-8360/2012 по заявлению УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска к ООО ПСК «ДИСЭР» отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, изложенных в заявлении УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска. Полагает, что суд неправомерно применил аналогию закона - пункта 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ, которым установлено, что при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Также, норму Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который регулирует исключительно отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а так же отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушения законодательства РФ о страховых взносов, но не организацию индивидуального (персонифицированного) учета. Считает, что отправленные сведения считаются представленными своевременно, если их дата доставки в пенсионный фонд будет не позднее 15 февраля.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 30.06.2012г.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлениям от 05.07.2012г. №672000 51 23448 5.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания «ДИСЭР» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г.Иркутска 29.12.2005г. (гос.рег.№ 1053811161117), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.09.2009г. (л.д.19-20) .

На основании ст. 6 Закона РФ от 15.12.01г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее - закон №27-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Как правильно установлено судом первой инстанции, заявителем 06.07.2011г. проведена проверка своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц. В ходе проведения поверки установлено, что обществом не представлены в пенсионный фонд индивидуальные (персонифицированные) сведения за 2010 год. Выявленное нарушение зафиксировано в акте от 06.07.2011 № 457 (л.д.8-9, далее - акт проверки).

Уведомлением от 06.07.2011г. (л.д.9), полученным обществом вместе с актом проверки 12.07.2011г. (л.д.10), общество извещено о рассмотрении материалов проверки 31.08.2011г. в 15.00 часов.

Заместителем начальника Управления Пенсионного фонда материалы проверки были рассмотрены и принято решение от 31.08.2011 № 457 (л.д.11, далее - решение), согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 18131 руб. 60 коп. Решение направлено обществу по почте и получено им 08.09.2011г. (л.д.12).

Как следует из акта проверки и решения, обществом не представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального персонифицированного учета за 2010г., то есть совершено правонарушение, предусмотренное абз.3 ст.17 закона №27-ФЗ.

Требование об уплате штрафа от 06.10.2011 № 457 (л.д.13, далее - требование), направленное обществу и полученное им 14.11.2011г., в установленный срок не исполнено.

В связи с неисполнением требования, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области за взысканием штрафа в судебном порядке.

Суд первой инстанции решением от 31 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее - Закон № 167-ФЗ) и статьей 1 Закона № 27-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статьей 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В статье 11 Федерального закона Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) определен перечень документов, содержащих сведения, которые страхователи представляют в орган Пенсионного фонда РФ.

Частью 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно пп. 10 п. 9 ст. 15 (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон № 212-ФЗ) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.

Срок представления расчета за 2010 установлен до 15 февраля 2011 года.

Пунктом 2 ст. 8 закона N 27-ФЗ установлено, что сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществом сведения были направлены в пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи ООО ПСК «ДИСЭР» через уполномоченную бухгалтерию - ООО «АБАК» (согласно договора на оказания услуг от 01.02.2010г. №03/02/2010 - л.д.25-27) 15.02.2011 в 15:47:35 через оператора ООО "Компания «Тензор»". По данной отчетности квитанция получена 15.02.2011г. в 23:05:41, протокол получен 28.02.2011г. в 09:14:59, что подтверждается письмом ООО "Компания «Тензор»" от 10.05.2012 №9085 (л.д.29), а также протоколом входного контроля (л.д.31,32), квитанцией о получении отчета (л.д.33,34), ответом о непринятии (л.д.35, 36).

Оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции правильно указал следующее.

Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не установлено, как определить дату представления сведений в случае направления их по телекоммуникационным каналам связи.

В отсутствии в законе №27-ФЗ указанной нормы, суд первой инстанции посчитал возможным применить аналогию закона - пункт 4 ст. 80 Налогового кодекса РФ, которым установлено, что при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Таким образом, датой представления индивидуальных сведений следует считать не дату их получения пенсионным фондом 28.02.2011, а дату их отправки по телекоммуникационным каналам связи 15.02.2011.

Кроме того, суд первой инстанции также счел возможным учесть норму ч. 8 ст. 4 закона № 212-ФЗ, согласно которой действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока; если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным, поскольку в данном случае "Компания «Тензор»" (оператор связи) выступает фактически в роли организации связи.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно применил аналогию закона, отклоняется, поскольку отсутствие соответствующей нормы в законе №27-ФЗ создает неопределенность в правах и обязанностях страхователей, которая, в том числе, привела к привлечению к ответственности, именно для таких случает ч.6 ст.13 АПК РФ предусмотрена возможность применения судами аналогии права и аналогии закона.

Как правильно указывает суд первой инстанции, общество отправило сведения 15.02.2011 г., то есть исполнило свою обязанность по представлению сведений, иных действий, направленных на получение сведений пенсионным фондом в этот же день, общество совершить не могло, оно не могло повлиять на скорость прохождения информации по ТКС и обработки ее программными комплексами пенсионного фонда. Вина общества в этом отсутствует, материалами дела не подтверждается.

Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что поскольку фактически Обществом сведения представлены 15.02.2011, то есть в установленный законом срок, Пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2012 года по делу № А19-8360/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

     Председательствующий
  Е.О.Никифорюк

     Судьи
  Г.Г.Ячменёв

     Э.В.Ткаченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А19-8360/2012
Принявший орган: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 03 августа 2012

Поиск в тексте