СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2012 года  Дело N А27-12836/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа  2012 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей  Журавлевой В.А., Хайкиной С. Н.

при ведении протокола помощником судьи Казариным И. М.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Абакумова Г. В. по дов. от 01.10.2011,

от заинтересованных лиц: без участия,

от третьих лиц: без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» »  (правопреемник -  ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010  по делу № А27-12836/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области (правопреемник - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» (далее по тексту - ООО ПО «Химпром», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением  к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля»), правопреемником которого является ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (определением апелляционного суда от 22.06.2012 произведена процессуальная замена стороны),  о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка  с кадастровым номером 42:24:0101018:165, площадью 307272 кв.м, в сумме 1 354 875 938 рублей 64 копейки, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 40, проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля» по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области, а также в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в сумме 4 409 рублей 37 копеек за кв.м; недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  42:24:0101018:165 в сумме 1 354 875 938 рублей 64 копейки и  удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 409 рублей 37 копеек за кв.м.; незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007  № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой опенки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215,  действий Росреестра, Управления Росреестра по Кемеровской области (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165  в сумме 1 354 875 938 рублей 64 копейки и  удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 409 рублей 37 копеек за кв.м.;  обязании органа кадастрового учета  исключить из государственного кадастра недвижимости  недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165  в сумме 1 354 875 938 рублей 64 копейки и  удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 409 рублей 37 копеек за кв.м.(дело № А27-12836/2010).

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2010  к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области; определением апелляционного суда от 23.12.2011 произведена процессуальная замена Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области на его правопреемника - Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены заявителем - Коллегия Администрации Кемеровской области, определением  Арбитражного суда Кемеровской области от 26.11.2010  (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.11.2010) - Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (определением апелляционного суда от 23.12.2011 произведена процессуальная замена указанного лица на Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области, определением  апелляционного суда от 22.06.2011 произведена процессуальная замена указанного лица на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 заявленные ООО ПО «Химпром» требования  удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 по делу № А27-12836/2010 отменено, принят по делу новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявления общества.

Постановлением от 26.07.2011  Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 года без изменения.

ООО ПО «Химпром» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 28.03.2011  по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011  № 913/11.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 по делу № А27-12836/2010 по новым обстоятельствам отменено.

Седьмой арбитражный апелляционный суд определением от 23.12.2011 производство по делу № А27-12836/2010 приостановил  до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-2244/2011.

Определением от 21.06.2012 производство по делу возобновлено.

Дело рассмотрено на основании статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованных и третьих лиц.

ФГУП «ФКЦ «Земля» в дополнениях к апелляционной жалобе от 26.10.2011 считает, что выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 не соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении № 913/11 от 28.06.2011, в связи с чем просит в удовлетворении требований общества отказать.

ООО ПО «Химпром» в дополнении от 04.11.2011 к дополнительному отзыву на апелляционные жалобы Росреестра, Управления Росреестра указывает на то, что требование общества имеет своим предметом оспаривание результатов кадастровой оценки, применявшихся к обществу, как к налогоплательщику земельного налога, в период с 01.01.2009 (начало действия кадастровой стоимости) до момента внесения рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости, полагая, что такое требование  направлено на восстановление прав общества, нарушенных применением недостоверных результатов кадастровой стоимости в данный период.

Как следует из материалов дела, ООО  ПО «Химпром» являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165, площадью 307272 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.1-я Стахановская, 40, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42 АГ № 236572 от 24.03.2010.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 28.04.2010 № 4200/001/10-149019 кадастровая  стоимость земельного  участка с  кадастровым номером 42:24:0101018:165, площадью 307272 кв.м. составляет 1 354 875 938,64 руб.,  удельный показатель кадастровой стоимости - 4 409,37 руб. за кв.м.

По отчету независимого оценщика ООО «Инком Прайс»  от 18.06.2010 №06/24-10 по состоянию на 01.05.2010 рыночная стоимость земельного  участка с  кадастровым номером 42:24:0101018:165 определена в сумме 366 161 500 руб.

ООО ПО «Химпром», полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации, пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении по делу № 913/2011 от 28.06.2011 (далее - Постановление № 913/2011), суд апелляционной инстанции  считает решение суда подлежащим отмене.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 913/11, споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила № 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно указанным Правилам № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

На основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140 заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).

Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.

Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания).

Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)» (далее - Постановление № 519) Постановлением № 519; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены Постановлением № 520.

Названные постановления являются действующими нормативным правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отмены, сведений об их признании судом недействующими также не имеется в материалах дела.

Полномочия Управления Росреестра по Кемеровской области  по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП «ФКЦ «Земля», оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008, не имелось у суда первой инстанции, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 № К-07/26 выполнение работ по теме «Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель», проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводились ФГУП «ФКЦ «Земля».

В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП «ФКЦ «Земля» работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 № 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки № 2 от 24.11.2008. Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 № МП/0242, подписанным руководителем Роснедвижимости. Ковалев Д.В. является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.32008 № К -07/26.

Общество, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2007, представляет отчет независимого оценщика по состоянию на 01.05.2010, то есть составленный на иную дату, чем была утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что заявитель не подтвердил нарушение его прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007.

Общество не представило доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость данного земельного участка была аналогичной определенной оценщиком по состоянию на 01.05.2010, а равно, что отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» не соответствует Федеральным стандартам оценки и Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов от 15.02.2007 № 39,  поскольку отчет независимого оценщика ООО НПФ «Инком Прайс» не является документом, безусловно подтверждающим правильность определения рыночной стоимости спорного земельного участка. В силу статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской  Федерации» таким  документом является  экспертиза отчета  об оценке, проведенной экспертом  саморегулируемой организации оценщиков, членом которого является оценщик, осуществивший оценку, которая подлежит проверке, в том числе, на соответствие отчета  стандартам и правилам оценочной деятельности, обеспечивающим профессионализм  оценки, которые действуют именно в данной саморегулируемой организации.

Доказательства внесения Управлением Росреестра по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с  кадастровым номером 42:24:0101018:165 определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.

В связи с  тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится как кадастровая, так и индивидуальная  оценка  определенного земельного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результатами таких оценок будут  только тогда, когда стоимость участка и в том, и в другом отчете определена на  одну и ту же дату.

Общество, полагая, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, в заявлении просит обязать Управление Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости  недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165 в сумме 1 354 875 938,64 руб.  и  удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4409,37 руб. за кв.м.

Таким образом, целью заявленных обществом требований фактически является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

В таком случае нарушенные права общества могут быть защищены путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, посредством предъявления самостоятельного требования, в порядке, предусмотренном законодательством, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.