• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2012 года  Дело N А27-12837/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2012 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Журавлевой В. А., Хайкиной С. Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И. М.

с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Абакумова Г. В. по дов. от 01.10.2011,

от заинтересованных лиц: без участия,

от третьих лиц: без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» » (правопреемник - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»), общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 по делу № А27-12837/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля», Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Кемеровской области (правопреемник - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, общество с ограниченной ответственностью «Энерго-Химическая компания», о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» (далее по тексту - ООО ПО «Химпром», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (Управление Росреестра), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля» (далее - ФГУП «ФКЦ «Земля»), правопреемником которого является ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (определением апелляционного суда от 19.06.2012 произведена процессуальная замена стороны), о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе в виде кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294, площадью 470675 кв.м, в сумме 1 782 300 315 рублей 75 копеек, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295, площадью 138211 кв.м. в сумме 523362211 рублей 59 копеек, расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, проведенной ФГУП «ФКЦ «Земля» по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области, а также в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в сумме 3786 рублей 69 копеек за кв.м; недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315 рублей 75 копеек и 523362211 рублей 59 копеек соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3786 рублей 69 копеек за кв.м.; незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой опенки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, действий Росреестра, Управления Росреестра по Кемеровской области (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315 рублей 75 копеек и 523362211 рублей 59 копеек соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786 рублей 69 копеек за кв.м.; обязании Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300 315 рублей 75 копеек и 523362211 рублей 59 копеек соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786 рублей 69 копеек за кв.м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены заявителем - Коллегия Администрации Кемеровской области, определением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.11.2010 - общество с ограниченной ответственностью «Энерго-Химическая компания».

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (определением апелляционного суда от 23.12.2011 произведена процессуальная замена указанного лица на Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Кемеровской области, определением апелляционного суда от 19.06.2011 произведена процессуальная замена указанного лица на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 заявленные ООО ПО «Химпром» требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росреестр совместно с Управлением Росреестра по Кемеровской области, ФГУП «ФКЦ «Земля» обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят состоявшийся судебный акт отменить по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО ПО «Химпром». Как полагают апеллянты, является доказанным факт надлежащего исполнения возложенной на них функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель; ссылаясь на статьи 65,66 ЗК РФ, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 № 7309/10, пункт 11 Правил № 316, податели жалоб отмечают, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость.

ООО ПО «Химпром» также подана апелляционная жалоба на судебный акт, резолютивную часть которого общество просит отменить в части указания о выдаче исполнительных листов и справки на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу по основаниям нарушения норм процессуального права и принять в указанной части новый судебный акт о немедленной выдаче исполнительных листов и справки на возврат государственной пошлины.

ООО ПО «Химпром» в отзыве, дополнительном отзыве на апелляционные жалобы Росреестра, Управления Росреестра просило оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным в необжалуемой обществом части.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 по делу № А27-12837/2010 отменено, принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.

Постановлением от 21.06.2011 Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 года без изменения.

ООО ПО «Химпром» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 24.03.2011 по новым обстоятельствам, указав в заявлении в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам оспаривания кадастровой оценки земель, изложенную в постановлении от 28.06.2011 № 913/11.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу № А27-12837/2010 по новым обстоятельствам отменено.

Седьмой арбитражный апелляционный суд определением от 23.12.2011 производство по делу № А27-12837/2010 приостановил до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-2244/2011.

Определением от 18.06.2012 производство по делу возобновлено.

Дело рассмотрено на основании статьи 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованных и третьих лиц.

ФГУП «ФКЦ «Земля» в дополнительных пояснениях от 25.10.2011, дополнениях к апелляционной жалобе от 07.12.2011 считает, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом), а обращение заявителя в суд было после принятия органом исполнительной власти акта об утверждении результата государственной кадастровой оценки, полагает, что выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 не соответствуют правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении № 913/11 от 28.06.2011, в связи с чем просит в удовлетворении требований общества отказать.

ООО ПО «Химпром» в дополнении от 04.11.2011 к дополнительному отзыву на апелляционные жалобы Росреестра, Управления Росреестра указывает на то, что требование общества имеет своим предметом оспаривание результатов кадастровой оценки, применявшихся к обществу, как к налогоплательщику земельного налога, в период с 01.01.2009 (начало действия кадастровой стоимости) до момента внесения рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости, полагая, что такое требование направлено на восстановление прав общества, нарушенных применением недостоверных результатов кадастровой стоимости в данный период.

Как следует из материалов дела, ООО ПО «Химпром» и ООО «Энерго-Химическая компания» на праве долевой собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, площадью 470675 кв.м., расположенный по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений № 35, согласно свидетельству о государственной регистрации права 42 АГ № 170929 от 25.01.2010.

Кроме этого ООО ПО «Химпром» является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295, площадью 138211 кв.м., расположенного по адресу г.Кемерово, ул.1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений № 35, согласно свидетельству о государственной регистрации права 42 АГ № 170929 от 25.01.2010.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.04.2010 № 4200/001/10-147847 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 составляет 1 782 300 315,75 руб., удельный пoказатель кадастровой стоимости - 3 786,69 руб. за кв.м.

Согласно кадастровой выписке от 27.04.2010 № 4200/001/10-147820 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 составляет 523362211,59 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 3786,69 руб. за кв.м.

По отчету независимого оценщика ООО «Инком Прайс» от 18.06.2010 №06/25-10 по состоянию на 01.05.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 определена в сумме 560690 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 определена в сумме 164643000 руб.

ООО ПО «Химпром», полагая, что при определении кадастровой стоимости нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, а также считая спорную кадастровую оценку недостоверной, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации, пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении по делу № 913/2011 от 28.06.2011 (далее - Постановление № 913/2011), суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 913/11, споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила № 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно указанным Правилам № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

На основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140 заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля» (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).

Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.

Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 № 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее - Методические указания).

Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)» (далее - Постановление № 519) Постановлением № 519; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены Постановлением № 520.

Названные постановления являются действующими нормативным правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые в установленном законом порядке не отмены, сведений об их признании судом недействующими также не имеется в материалах дела.

Полномочия Управления Росреестра по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка определены нормами действовавших в тот период постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости», Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418, статьи 3 Федерального закона от 24.06.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП «ФКЦ «Земля», оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, не имелось у суда первой инстанции, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 № К-07/26 выполнение работ по теме «Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель», проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводились ФГУП «ФКЦ «Земля».

В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП «ФКЦ «Земля» работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 № 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки № 2 от 24.11.2008. Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 № МП/0242, подписанным руководителем Роснедвижимости. Ковалев Д.В. является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.32008 № К -07/26.

Общество, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2007, представляет отчет независимого оценщика по состоянию на 01.05.2010, то есть составленный на иную дату, чем была утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что заявитель не подтвердил нарушение его прав действиями государственных органов, связанными с проведением оценки спорных участков по состоянию на 01.01.2007.

Общество не представило доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельных участков была аналогичной определенной оценщиком по состоянию на 01.05.2010, а равно, что отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» не соответствует Федеральным стандартам оценки и Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов от 15.02.2007 № 39, поскольку отчет независимого оценщика ООО НПФ «Инком Прайс» не является документом, безусловно подтверждающим правильность определения рыночной стоимости спорного земельного участка. В силу статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» таким документом является экспертиза отчета об оценке, проведенной экспертом саморегулируемой организации оценщиков, членом которого является оценщик, осуществивший оценку, которая подлежит проверке, в том числе, на соответствие отчета стандартам и правилам оценочной деятельности, обеспечивающим профессионализм оценки, которые действуют именно в данной саморегулируемой организации.

Доказательства внесения Управлением Росреестра по Кемеровской области в государственный кадастр сведений о среднем уровне кадастровой стоимости земельных участков 9-го вида разрешенного использования спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение либо иным сведениям на указанную дату, в материалах дела также отсутствуют, как и не представлено в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.

В связи с тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится как кадастровая, так и индивидуальная оценка определенного земельного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результатами таких оценок будут только тогда, когда стоимость участка и в том, и в другом отчете определена на одну и ту же дату.

Общество, полагая, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, в заявлении просит обязать Управление Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в сумме 1 782 300315,75 руб. и 523362211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв.м.

Таким образом, целью заявленных обществом требований фактически является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.

В таком случае нарушенные права общества могут быть защищены путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, посредством предъявления самостоятельного требования, в порядке, предусмотренном законодательством, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11.

В настоящем деле заявитель непосредственно требование об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлял. В рамках рассмотрения настоящего дела общество не представляло доказательств о рыночной стоимости земельных участков, определенной на надлежащую дату, исходя из заявленного предмета спора, то есть на 01.01.2007.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе, в связи с неверно выбранным способом защиты своих, как считает общество, нарушенных прав.

В суде апелляционной инстанции ООО ПО «Химпром» заявлено ходатайство о назначении экспертизы отчета ФГУП «ФКЦ «Земля». Определением апелляционного суда от 19.06.2012 рассмотрение дела откладывалось, обществу предлагалось представить правовое обоснование необходимости проведения данной экспертизы с учетом положений Постановления № 913/11. Указанное обоснование обществом не представлено, затруднился обосновать необходимость проведения подобной экспертизы, с учетом предмета заявленных требований, представитель общества и в судебном заседании апелляционного суда.

Управление Росреестра и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» - правопреемник ФГУП «ФКЦ «Земля» - представили письменные возражения на ходатайство о назначении экспертизы отчета ФГУП «ФКЦ «Земля».

Рассмотрев заявленное ходатайство, а также возражения Управления Росреестра и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» апелляционный суд отказал обществу в его удовлетворении по следующим основаниям.

Статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.

В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении № 913/11, в случае, если целью обращения заявителя в суд является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости судом, в соответствии с правилами АПК РФ, назначается экспертиза.

В настоящем деле обществом требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков на его рыночную стоимость не заявлены.

Кроме того, из содержания указанного положения Постановления № 913/11 следует, что в случае необходимости судом может быть назначена экспертиза в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка. Из предложенных обществом вопросов, которые оно полагает необходимым задать эксперту, не следует, что целью проведения экспертизы является выяснение действительной рыночной стоимости спорных земельных участков (вопросы касаются соответствия отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» нормативным требованиям, предъявляемым к порядку проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, нормативным требованиям, предъявляемым к оценочной деятельности в РФ, методологии определения кадастровой стоимости и т.п.).

Между тем, отчет ФГУП «ФКЦ «Земля», как указано выше, прошел проверку в установленном законом порядке, сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены Постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области № 519, № 520, которые являются действующими нормативным правовыми актами Кемеровской области.

Кроме того, установление факта соответствия либо несоответствия отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области требованиям действующего законодательства, в рамках заявленных обществом требований, не могут повлиять на выводы суда по настоящему делу.

Апелляционный суд принимает во внимание также информацию Управления Росреестра от 02.11.2011 и представленный обществом в материалы дела кадастровый паспорт от 26.05.2011 на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, свидетельствующие о том, что земельный участок снят с кадастрового учета в связи с разделом, указанный земельный участок аннулирован, в настоящее время имеет статус «Архивный».

Повторно заявленное в судебном заседании представителем общества ходатайство о назначении экспертизы отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» отклонено апелляционным судом по вышеуказанным основаниям.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает подлежащими удовлетворению апелляционные жалобы Управления Росреестра и Росреестра, ФГУП «ФКЦ «Земля» с принятием по делу нового судебного акта, об отказе в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению апелляционная жалоба ООО ПО «Химпром».

С доводом общества о том, что резолютивная часть решения суда первой инстанции постановлена с нарушением норм процессуального права, поскольку указано на выдачу исполнительных листов и справки на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу, тогда как решение суда в указанной части подлежит немедленному исполнению, нельзя согласиться и в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 182 АПК РФ арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Согласно части 4 статьи 182 АПК РФ вопрос об обращении решения к немедленному исполнению рассматривается в судебном заседании.

Из материалов дела и протокола судебного заседания от 02.11.2010 и 10.11.2010 не усматривается факт обращения ООО ПО «Химпром» в суд с заявлением о немедленном исполнении решения.

Таким образом, указание в резолютивной части решения на выдачу исполнительных листов и справки на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу являлось правильным.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 по делу №А27-12837/2010 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб. по платежному поручению от 06.09.2010 № 264 и 1000 руб. по платежному поручению от 13.12.2010 № 617.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию « Федеральный кадастровый центр «Земля» (правопреемник - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ») из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 руб. по платежному поручению от 14.12.2010 № 2817.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный кадастровый центр «Земля» (правопреемник - ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ») судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» с депозитного счета Седьмого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 50000 руб., уплаченные по платежному поручению № 794 от 03.08.2012, по следующим реквизитам:

Наименование получателя: общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение «Химпром» (650021 г. Кемерово, ул. 1 Стахановская, 35), ОГРН 1024200698653 ИНН 4205007950, КПП 424950001.

Банковские реквизиты р/сч 40702810926020102485 в отделении № 8615 Сбербанка России г. Кемерово, к/с 30101810200000000612, БИК 043207612.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А27-12837/2010
Принявший орган: Седьмой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 10 августа 2012

Поиск в тексте