СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2012 года  Дело N А27-15664/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 30 июля 2012 года

Полный текст постановления изготовлен 06 августа  2012года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной

судей: Л.А. Колупаевой, В.А. Журавлевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г.

при участии:

от заявителя: без участия, извещен

от заинтересованных лиц: без участия (извещены)

от третьих лиц: без участия, извещен

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Экспресс" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.02.2011 по делу №А27-15664/2010

по заявлению ООО "Экспресс" (ОГРН 1024200704923, ИНН 4208002981)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "ФКЦ "Земля", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области

о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс» (ООО «Экспресс») ( основной государственный регистрационный номер 1024200704923 от 18.11.2002), г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением:

- о признании недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:55 общей площадью 8026, 83 кв.м., в размере 33 613 233 руб. 57 коп. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 4 187 руб. 61 коп. проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в размере 33 613 233 руб. 57 коп. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 4 187 руб. 61 коп;

- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:55 общей площадью 8026, 83 кв.м., в размере 33 613 233 руб. 57 коп. и удельным показателем кадастровой стоимости в размере 4 187 руб. 61 коп. расположенного по адресу : Россия, Кемеровская область, г. Кемерово,ул. Игарская, д. 2, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель;

- ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:55, расположенного по адресу: Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Игарская, д. 2, в размере 33 613 233 руб. 57 коп.;

- о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, т. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:55, площадью 8026,83 кв.м., в размере 33 613 233 руб. 57 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 187руб. 61 коп. за кв.м., принадлежащего ООО «Экспресс», расположенного по адресу: Россия, Кемеровская область, т. Кемерово, ул. Игарская, д. 2, выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области;

-об обязании Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:55 в размере 33 613 233 руб. 57 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 4 187 руб. 61 коп. за кв.м., принадлежащего ООО «Экспресс», расположенного по адресу: Россия, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Игарская, д.2.

Решением суда от 28.02.11г заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись в решением суда ООО «Экспресс» обратилось с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Общества в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права; заинтересованными лицами не представлены данные о том, что при проведении оценки была собрана достаточная информация о земельных участках; при проведении проверки Отчета Управлением были допущены многочисленные нарушения; неверно сформированная кадастровая стоимость земельного участка  прямым образом влияет на размер земельного налога; суд необоснованно ссылается на решение Кемеровского областного суда по делу №3-149/09.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

ООО «Экспресс», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля», ФБУ «Кадастровая палата» по Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, прокурор о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей апеллянта, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка 42:24:0401045:55 площадью 8026,83 составила 33 613 233,57 руб. , удельный показатель 4 187,61 руб. за кв.м. Земельный участок является ранее учтенным.

15.04.2008г. ФГУП «ФКЦ «Земля» подготовлен Отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области, 11.11.2008г. Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области составлен протокол предварительной проверки Отчета о его соответствии условиям технического задания, актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости № 2 от 24.11.2008г. Отчет признан соответствующим Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, 27.11 2008г. Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том числе по земельному участку 9-го вида разрешенного использования с кадастровым номером 42:24:0401045:55 в сумме 33 613 233,57 руб.

Согласно отчету независимого оценщика ООО  «ВЕЛ-Аудит-Консалтинг»» от 30.09.2010 № 010-168 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:55 по состоянию 21.09.2010 составила 10 916 000 руб.

В связи с тем, что кадастровая стоимость участков значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что Управление Роснедвижимости  надлежащим образом  исполнило функцию по внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости. Доказательств о внесении Управлением в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленные на утверждение, не имеется. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.08г. № 520.

Оценив представленные в материала  дела доказательства суд апелляционной инстанции,  исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 (далее - Постановление № 913/11) не находит оснований для его отмены .

Исходя из фактических и правовых оснований заявленных ООО «Экспресс» требований, Общество, по существу,  ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой  стоимости принадлежащего ему земельного участка его рыночной стоимости,  следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса  Российской Федерации, является нарушение прав его как собственника этого земельного участка и плательщика  земельного налога.

Правовая основа определения кадастровой стоимости земельных участков в период осуществления оспариваемых действий и определения оспариваемой стоимости, то есть в период составления отчета по состоянию на 01.01.2007, была закреплена пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), предусматривавшим, что в случаях определения рыночной  стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Исходя из пункта  5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №  316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития  России  от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей  в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Как указал Президиум ВАС в Постановлении № 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в  государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее  утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

При этом права , нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку заявленные Обществом, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, то такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Учитывая изложенные разъяснения об исковом характере требований Общества, в совокупности с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, а также закрепленный статьей 4 Федерального закона «О  государственном кадастре недвижимости» принцип актуальности кадастровых сведений, на Обществе как на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ, то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены уполномоченными органами именно при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка, не соответствующих данным о его рыночной стоимости, актуальным на момент совершения таких действий.

Следуя материалам дела, в обоснование довода о несоответствии кадастровой стоимости участка, определенной Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области, данные которого внесены в государственный кадастр недвижимости, рыночной стоимости участка,  в материалы дела представлен Отчет № 010-168 от 30.09.2010 оценщика ООО «ВЕЛ-Аудит-Консалтинг».

Из составленного уполномоченными органами отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области следует, что кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 01.01.2007.

В соответствии с п. 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке  земель № 39, пунктом 1.3 Технический рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель (утв. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152), кадастровая стоимость земельных участков определяется по состоянию на 01 января года проведения работ по оценке земель, в связи с чем, с учетом проведения работ по государственному контракту от 29.06.2007 № 140, кадастровая стоимость земельных участков в Кемеровской области определена на 01.01.2007.

Между тем, отчет № 010-168 от 30.09.2010  содержит выводы оценщика о рыночной стоимости земельного участка  на дату 21.09.2010 года.

Исследовав содержание Отчета № 010-168 от 30.09.2010  содержащего сведения о рыночной стоимости участка по состоянию на 21.09.2010, апелляционный суд считает, что данным документом не может быть подтверждено нарушение прав заявителя действиями уполномоченных органов по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2007 года.

Кроме того, указывая, что права и интересы Общества нарушаются внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2007, не соответствующих сведениям о рыночной стоимости участка по состоянию на 21.09.2010,  заявитель доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка была той же, что и 21.09.2010, в материалы настоящего дела не представило.

Данные о рыночной стоимости земельного участка принадлежащего Обществу  на 01.01.2007 в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований и для проведения в порядке статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ экспертизы отчета оценщика, поскольку представленный истцом Отчет № № 010-168 от 30.09.2010  не содержит сведений о рыночной стоимости земельного участка, актуальной на период определения уполномоченными органами оспариваемой Обществом стоимости (что соответствовало бы предмету рассматриваемых требований).

Самостоятельного ходатайств о назначении экспертизы Отчета  об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.07г. на предмет его соответствия Закону № 135-ФЗ ни одна из сторон, участвующих в деле не заявляло.

Таким образом, нарушение прав Общества исходя из существа заявленных в суде первой инстанции требований,  несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, которые, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не нашло своего подтверждения материалами  настоящего дела.

Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, допускающего, согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11, возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, апелляционный суд при недоказанности истцом факта нарушения его прав путем формирования в государственном кадастре недвижимости не соответствующих рыночной стоимости сведений о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, не усматривает  правовых оснований для удовлетворения исковых требований .

Заявленные ООО «Экспресс» требования о признании незаконными действий Управления кадастра и Росреестра, неразрывно связанные с исковым требованием о признании незаконной кадастровой стоимости земельного участка, подлежат оставлению без удовлетворения в связи с  недоказанностью  факта нарушения его прав указанными действиями.

Как следует из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что результатом оспариваемых действий Управления кадастра и Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных, по мнению заявителя, сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в направлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в отношении земельного участка, является внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка Общества, определенной по состоянию на 01.01.2007.

Однако поскольку достоверность кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007  истцом не опровергнута, то основанный лишь на Отчете №010-168 от 30.09.2010  довод о нарушении прав заявителя указанными действиями следует признать не подтвержденным материалами дела.

Как указывалось выше, представленный истцом отчет оценщика не свидетельствует и не может свидетельствовать о формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений, а равно о ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, поскольку содержит данные о рыночной стоимости участка на дату после совершения оспариваемых действий (два года спустя), то есть, как доказательство, не отвечает требованию относимости применительно к предмету заявленных требований.

Доводы апеллянта о ненадлежащем исполнении Управлением кадастра и Росреестром административных процедур, не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными ввиду непредставления истцом доказательств того, что не осуществление или ненадлежащее осуществление тех или иных полномочий привело к внесению в кадастр недвижимости не актуальных сведений, в том числе, сведений, не соответствующих рыночной стоимости участка на момент совершения таких действий.

Учитывая разъяснения Постановления Президиума ВАС № 913/11, апелляционный суд, при недоказанности факта нарушения прав истца путем внесения в государственный кадастр недвижимости данных о стоимости участка, определенной уполномоченными органами по состоянию на 01.01.2007, а равно при не опровержении  данной стоимости, с которой истец связывал нарушение своих прав, суд апелляционный инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований по существу направленных на изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

В соответствии с абз. 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Истец, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставляет отчет независимого оценщика по состоянию на 21.09.2010, то есть составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка на основании отчета N 010-168 . При этом, как уже отмечалось, ходатайств о проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка на иную дату заявлено не было.