• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2012 года  Дело N А35-10024/2011

Дело рассмотрено 24.07.2012г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

Шелудяева В.Н.

Судей

Степиной Л.В.

Егорова Е.И.

При участии в заседании:

от территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (305002, г. Курск, ул. Марата, д. 9)

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области (305029, г. Курск, ул. Ломакина, д. 17)

от третьих лиц:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (305016, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 4/6)

от администрации города Курска (305000, г. Курск, ул. Ленина, д. 1)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21.03.2012г. (судья Орешко С.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012г. (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Сергуткина В.А.) по делу №А35-10024/2011,

У С Т А Н О В И Л :

Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Курской области (в настоящее время - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области) от 19.07.2011г. №46/11-21751 об отказе в учете изменений объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 46:29:102067:4, расположенного по адресу: г. Курск, Центральный округ.

Для восстановления нарушенного права оспариваемым решением заявитель также просил суд обязать Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения учета изменений указанного объекта недвижимости.

Решением Арбитражного суда Курской области от 21.03.2012г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012г. указанный судебный акт оставлен без изменения.

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты в виду их несоответствия нормам материального и процессуального права.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ФГОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 256 808 га с кадастровым номером 46:29:102067:4, расположенным по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.05.2006г.

Указанный земельный участок на праве собственности принадлежит Российской Федерации.

В государственный кадастр недвижимости на основании акта приема-передачи инвентаризационной описи по ранее учтенным земельным участкам в кадастровом квартале 46:29:102067 от 11.06.2002г. № 451 были внесены следующие сведения о вышеназванном земельном участке: площадь составляет 256 808 кв.м.; целевое использование - пашня, землепользователь - ГОУ «Курская ГСХА им. Профессора И.И. Иванова» в соответствии с постановлениями администрации г. Курска от 28.04.2001г. № 514 и от 26.06.2001г. № 797.

02.03.2011г. в целях установления фактического местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:102067:4 ТУ Росимущества в Курской области был заключен государственный контракт №1 на выполнение землеустроительных работ.

В рамках данного контракта был изготовлен межевой план указанного земельного участка с кадастровым номером 46:29:102 067:4.

По результатам выполненных землеустроительных работ 22.06.2011г. ТУ Росимущества в Курской области обратилось в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:102 067:4 и образованием (созданием) части объекта недвижимости с учтенным номером. К указанному заявлению Управлением был приложен межевой план данного земельного участка от 16.06.2011г.

Решением от 19.07.2011г. №46/11-21751 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области отказало в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:102 067:4. Заявителю было предложено переоформить межевой план вышеуказанного земельного участка.

Посчитав указанное решение регистрирующего органа незаконным, ТУ Росимущества в Курской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением об его оспаривании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), относятся к документам, необходимым для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

Из части 1 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

Форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 12 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

В часности, требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412.

Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что в представленном межевом плане от 16.06.2011г. разделы «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», «Акт согласования местоположения границ земельного участка», а также титульный лист оформлены ненадлежащим образом, основаны на имеющихся доказательствах, а поэтому переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.

Кроме того, представленные Управлением в орган кадастрового учета документы не содержали сведений о согласовании со смежными землепользователями местоположения границ спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона № 221-ФЗ основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета является несоответствие заявления о кадастровом учете или необходимых для такого учета документов по форме либо содержанию требованиям настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах спора решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области от 19.07.2011г. № 46/11-21751 об отказе ТУ Росимущества в Курской области в кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 46:29:102 067:4 является законным и обоснованным, а поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, как следует из материалов дела, в результате проведения землеустроительных работ границы формируемых частей земельного участка с кадастровым номером 46:29:102 067:4 стали налагаться на учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 46:29:102067:9, 46:29:102067:12, 46:29:102067:10, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Указанный факт подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

Вышеизложенные нарушения, допущенные при формировании частей земельного участка с кадастровым номером 46:29:102 067:4, также являлись основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе ТУ Росимущества в Курской области в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, Центральный округ.

На основании изложенного, обжалуемые по настоящему делу судебные акты отмене или изменению не подлежат.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном понимании вышеназванных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Курской области от 21.03.2012г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012г. по делу №А35-10024/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий
    В.Н. Шелудяев

     Судьи
   Л.В. Степина

     Е.И. Егоров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А35-10024/2011
Ф10-2692/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 27 июля 2012

Поиск в тексте