ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2012 года  Дело N А40-36746/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Попова В.И.,

судей:

Гончарова В.Я.,  Поташовой Ж.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Благовещенской Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №3 апелляционную жалобу ОАО "Евсеевское"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2012 по делу № А40-36746/12-93-361, принятое судьей Григорьевой И.Ю.,

по заявлению ОАО "Евсеевское" (ОГРН 1025004648690, 140207, Московская обл., Воскресенский р-н, с.Косяково, д.73А)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе

об оспаривании постановления от 16.02.2012 №73-12-64/пн

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

Смирнов И.О. по доверенности от 04.07.2012 №73-12-ИП-05/38537

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Евсеевское» (далее- Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2012 №73-12-64/пн, Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из доказанности вмененного Обществу состава административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения к ответственности.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Полагает, что судом неверно применены положения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное Обществом правонарушение относится к категории малозначительных.

В письменных пояснениях административный орган поддержал решение суда первой инстанции, указал на несостоятельность доводов жалобы, касающихся применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель Общества не явился, ходатайств об его отложении не представил, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя ответчика, суд счел возможным рассмотреть спор в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, исходя из следующего.

Из фактических обстоятельств по делу следует, что 07.12.2011, по результатам проверки доводов жалобы от 02.08.2011 (вх. №73-11-534/ж) о нарушении Обществом требований законодательства РФ о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, ответчиком составлен протокол об административном правонарушении №2011-11-358/пр-ап по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ

Постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе от 16.02.2012 ОАО «Евсеевское» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.19 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 700 000 руб.

В качестве противоправного деяния Обществу вменено нарушение порядка и сроков раскрытия (опубликования) информации, подлежащей обязательному раскрытию в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 92 Закона об акционерных обществах, статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг, пунктами 1.4-1.6, 5.1, 6.1.1, пп. з п. 6.2.1, 6.2.9, 6.3.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 №06-117/пз-н, на странице (http//www.evseevskoe.ru) в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а именно: сведения о включении в реестр акционеров ОАО «Евсеевское» акционера Морева Константина Владимировича, владеющего 12, 57 процентами обыкновенных акций общества, раскрываемых в форме сообщения о существенном факте, а также не опубликование в ленте новостей сообщения об опубликовании на странице в сети Интернет сведений о появлении в составе акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5 процентами обыкновенных эмитента, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих акционеру обыкновенных акций эмитента стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций эмитента в форме сообщения о существенном факте, в соответствии с пунктом 6.3.1 Положения.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой, предусмотрена законодательством.

Объективная сторона указанного административного правонарушения, состоит в том, что виновный (т.е. эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, другие организации и фонды, прямо перечисленные в данной норме, а равно лицо, оказывающее услуги по публичному представлению раскрываемой информации) нарушает порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах, открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего co6paния акционеров в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии со статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своих нормативно-правовых актах устанавливает состав, порядок и сроки раскрытия информации.

Из этой же статьи Закона следует, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее общедоступности. Раскрытой признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким нормативным правовым актом является Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 №06-117/пз-н (далее- Положение).

Согласно п.1.4. Положения, в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее- лента новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг (далее- распространитель информации на рынке ценных бумаг), в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого в соответствии с настоящим Положением должно быть осуществлено такое опубликование.

Порядок раскрытия информации путем ее опубликования в ленте новостей регулируется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.1.5 Положения).

В соответствии с п.1.6 Положения при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет).

При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.

Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

В соответствии с п.5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется, в том числе на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500.

Обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с настоящим Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета (п.6.1.1 Положения).

Согласно п.п.«з» п.6.2.1 Положения сообщениями о существенных фактах признаются сведения о включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций.

В соответствии с п.6.2.9 Положения в форме сообщений о существенных фактах раскрываются сведения о появлении в составе акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих акционеру обыкновенных акций эмитента стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций эмитента.

Сообщение о таком существенном факте должно быть составлено по форме согласно Приложению 19 к настоящему Положению.

Моментом наступления существенного факта считается дата, в которую эмитент узнал или должен был узнать, в том числе, в результате получения соответствующего уведомления акционера- владельца обыкновенных акций эмитента, о приобретении акционером 5 и более процентов общего количества обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих акционеру обыкновенных акций эмитента стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций эмитента.

Согласно п.6.3.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей- не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет- не позднее 2 дней. 5

Из материалов дела следует и не оспаривается Обществом, сведения о включении в реестр акционеров ОАО «Евсеевское» акционера Морева Константина Владимировича, владеющего 12,57 процентами обыкновенных акций общества, раскрываемых в форме сообщения о существенном факте, обществом опубликованы только 25.08.2011, в то время как в соответствии с п.6.3.1 Положения, такое сообщение должно было быть опубликовано не позднее 02.06.2011, поскольку моментом наступления указанного существенного факта является 31.05.2011.

Таким образом, Обществом не выполнена обязанность по опубликованию в установленные сроки соответствующей информации в сети Интернет и на ленте новостей, что свидетельствует о наличии в его действиях вмененного состава правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности административным органом наличия события и вины  Общества во вмененном правонарушении.

Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено, а Заявителем не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В настоящем случае, как следует из материалов дела, административным органом не допущено нарушений порядка привлечения к ответственности.

О датах и времени составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления уведомлено Общество.

Согласно ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Довод заявителя о малозначительности административного правонарушения, в связи с отсутствием общественно опасных последствий при нарушении порядка и сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, рассматривался судом первой инстанции и ему дана верная оценка в судебном акте, которую поддерживает апелляционный суд.

Из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Факт нарушения обществом действующего законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Рассматриваемое правонарушение препятствует осуществлению государственного учета и контроля за порядком и сроками раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Кроме того, общество после выявления административного правонарушения не предприняло мер по его устранению в полном объеме и размещению всей установленной законом информации на своей странице в сети интернет и ленте новостей до рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.