ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2012 года  Дело N А43-15524/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2012.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Александровой О.В., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Галеева А.Р. (доверенность от 10.01.2011 № 32/ИК),

от заинтересованного лица: Тюльневой С.С. (доверенность от 16.11.2011),

от третьего лица: Васильева М.В. (доверенность от 17.11.2011),

Гарина И.И. (доверенность от 01.03.2012)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -  Исполнительного комитета муниципального образования города Казани

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2011,

принятое судьей  Сандовой Е.М.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012,

принятое судьями Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

по делу № А43-15524/2011

по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани

(ИНН: 1655065554, ОГРН: 1051622218559)

о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы

по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу

(ИНН: 5260107770, ОГРН: 1025203013516)

по выдаче закрытому акционерному обществу «Казанский экологический комплекс» лицензии и о признании недействительной данной лицензии,

третье лицо - закрытое акционерное общество «Казанский экологический комплекс»

(ИНН: 1655041708, ОГРН: 1021602853051),

и  у с т а н о в и л :

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) по выдаче закрытому акционерному обществу «Казанский экологический комплекс» (далее - ЗАО «Казанский экологический комплекс», Общество) лицензии от 11.03.2011 серии 052 № 00024 и о признании недействительной данной лицензии.

Решением от 24.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 решение оставлено без изменения.

Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Ссылаясь на статью 2, пункт 1 статьи 9, статью 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524, Административный регламент Управления Ростехнадзора по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 № 848, заявитель жалобы считает, что при обращении с заявлением о выдаче лицензии проверка лицензиата не может ограничиваться документарной проверкой сведений, представленных последним, лицензирующий орган должен провести соответствующую проверку с выездом на место.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Департамент и ЗАО «Казанский экологический комплекс» в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 11.03.2011 № 196-л Департамент выдал ЗАО «Казанский экологический комплекс» лицензию от 11.03.2011 серии 052 № 00024 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, место осуществления лицензируемого вида деятельности: Республика Татарстан, Высокогорский район, в 3 км на восток от п. Самосырово.

Лицензия выдана сроком действия по 11.03.2016.

Посчитав действия Департамента по выдаче лицензии незаконными, Комитет в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит также признать лицензию недействительной.

Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001  № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524, пришел к выводу об отсутствии в действиях Департамента нарушений при выдаче Обществу лицензии и отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, на дату выдачи Обществу лицензии регулировались Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункту 1 статьи 9 данного федерального закона для получения лицензии соискатель лицензии направляет почтовым отправлением или в форме электронного документа или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524.

В силу пункта 5 данного положения для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов); копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего постановления; копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

В силу пункта 7 указанного положения лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 5 положения.

В соответствии с пунктом 9 этого же положения лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, а также проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Как следует из материалов дела и установили суды, для получения лицензии Общество представило Департаменту разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства от 09.10.2009 № RU16516311-035/Э, выданное Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, положительное заключение Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан от 05.05.2005 № 12-741э государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологическое заключение от 10.03.2010 № 16.11.20.000.М.000322.03.10, выданное Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество Общества, используемые для осуществления лицензируемых видов деятельности (хранение и захоронение) по адресу 12 км от г. Казани и 2,4 км от д. Самосырово, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Кроме этого, ЗАО «Казанский экологический комплекс» представило свидетельства о повышении квалификации своих работников в сфере обращения с отходами и программу производственного контроля при обращении с отходами I - IV класса опасности.

Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524, а в силу пункта 7 данного положения требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 5 настоящего положения, не допускается, у Департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче соответствующей лицензии.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» центральный аппарат Росприроднадзора определяет территориальный орган, уполномоченный выдавать лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим один и тот же вид хозяйственной и иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации.

Письмом Росприроднадзора от 14.02.2011 № СМ-08-03-32/1407 определено, что материалы для получения лицензии по сбору, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов ЗАО «Казанский экологический комплекс» подлежат представлению в Департамент.

Таким образом, суд пришли к правильным выводам о том, что Департамент является органом, уполномоченным на выдачу лицензии Обществу, и основания для отказа в выдаче лицензии у Департамента отсутствовали.

Суды рассмотрели и обоснованно отклонили довод Комитета о том, что при обращении с заявлением о выдаче лицензии проверка лицензиата не может ограничиваться документарной проверкой сведений, представленных последним, лицензирующий орган должен провести соответствующую проверку с выездом на место.

Приведенные в кассационной жалобе доводы, по существу, являются теми же, которые были предметом рассмотрения в судах предыдущих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу №  А43-15524/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     И.Л. Забурдаева

     Судьи

     О.В. Александрова

     А.И. Чиграков

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка