ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2012 года Дело N А70-10905/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжиков О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Сердитовой Н,В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью «УГМК-Сталь» (ОГРН 1056600304683, ИНН 6606021264, ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», учреждение)
о признании недействительными решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости № 72/11-16645 от 11.04.2011 и решения об отказе в снятии с учета объекта недвижимости № 72/11-32769 от 09.08.2011, об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:185 и исключить сведения о нем из государственного кадастра недвижимости,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент),
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО «УГМК-Сталь» - Афонасьевой Т.Я. (паспорт, по доверенности № 6-0/2-142 от 31.12.2011 сроком действия на три года);
от ФГБУ «ФКП Росреестра» - Гончаровой Л.О. (паспорт, по доверенности 72 АА № 0198713 (в реестре за № 2Д-562) от 02.03.2012 сроком действия по 01.02.2013, свидетельство о расторжении брака серия 1-ФР № 648178 от 21.02.2012 (подтверждающее смену фамилии Гиль Л.О. на Гончарову Л.О.);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; представитель Шипицин Е.С. (удостоверение № 13/250 выдано 26.04.2011) к участию в судебном заседании не допущен, поскольку его полномочия в качестве представителя судом не признаны (в обоснование полномочий представлен подлинник доверенности № 7223/08-3 от 07.06.2012, не удостоверенный печатью Департамента имущественных отношений Тюменской области, являющегося юридическим лицом),
установил:
ООО «УГМК-Сталь» обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФБУ «Кадастровая палата» (правопредшественник ФГБУ «ФКП Росреестра») по Тюменской области о признании недействительными решений об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 11.04.2011 № 72/11-16645 и об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 09.08.2011 № 72/11-32769, а также об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Тюменской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:185 и исключить сведения о нем из государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.03.2012 по делу № А70-10905/2011 в удовлетворении требований ООО «УГМК-Сталь» отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «УГМК-Сталь» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции в рамках рассмотрения делу установил, что настоящий спор затрагивает права и интересы Департамента, который не был привлечен к участию в деле.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения.
На основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Определением от 05.07.2012 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и назначил судебное заседание по делу.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие Департамента имущественных отношений Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании от Департамента имущественных отношений Тюменской области поступил отзыв на заявление ООО «УГМК-Сталь», подписанный директором Департамента имущественных отношений Тюменской области, в котором поддержана позиция заявителя.
В судебном заседании представитель ООО «УГМК-Сталь» поддержал требования, изложенные в заявлении, ответил на вопросы суда.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возражал против доводов заявителя в части; разрешение вопроса о снятии с кадастрового учета земельного участка 72:23:0223001:185 оставил на усмотрение суда, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО «УГМК-Сталь» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:0140 общей площадью 180791 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство металлургического завода и подъездных ж/д путей, адрес объекта: Тюменская обласьт, г.Тюмень, Юго-Восточный промузел. Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:0140 приобретен заявителем по договору купли-продажи от 09.02.2009, заключенному с ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова».
В свою очередь ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» данный земельный участок приобретен по договору купли-продажи от 10.07.2006, заключенному с ЗАО «Птицефабрика «Боровская» и право собственности зарегистрировано 26.12.2008 в соответствии с решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2008 по делу №А70-317/8-2007.
Общество обратилось к ответчику с заявлением о кадастровом учете земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:0140.
Решением от 11.04.2011 №72/11-16645 в государственном кадастровом учете образованных земельных участков ответчиком отказано. В качестве основания отказа заявителю указано на необходимость внесения исправлений в межевой план, подготовленный для раздела земельного участка в связи с его расформированием в 2007 году на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области и образованием в связи с этим нового земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:185.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:140 в период с 2006 года находился в частной собственности и у Департамента имущественных отношений Тюменской области полномочия по распоряжению им отсутствовали, заявитель обратился к последнему с заявлением об отмене распоряжения от 20.04.2007 №945-з и от 25.04.2007 №1020/14-з, явившихся основанием для расформирования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 в 2007 году.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 21.06.2011 №2149-з распоряжения от 20.04.2007 №45-з и от 25.04.2007 №1020/14-з отменены.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:185, образованным в результате расформирования земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 в соответствии с отмененными распоряжениями Департамента от 20.04.2007 №45-з и от 25.04.2007 №1020/14-з.
Решением учреждения от 09.08.2011 №72/11-32769 в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:185 отказано по той причине, что в соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 №42 снятие с кадастрового учета возможно только в отношении объектов недвижимости, сведения о котором имеют «временный» статус. Земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:185 в государственном кадастре недвижимости имеет статус «ранее учтенного». Сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:23:0223001:185 могут быть аннулированы в случае, если данный земельный участок будет являться преобразуемым объектом недвижимости и на вновь образованные объекты недвижимости будет осуществлена государственная регистрация права в соответствии с частью 3 статьи 24 и частью 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Заявитель с решениями от 11.04.2011 и от 21.06.2011 не согласился, считает их незаконными и нарушающими права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То обстоятельство, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 и имеет право на его раздел, как и то обстоятельство, что сведения о расформировании земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 и образованием земельного участка 72:23:0223001:185 внесены в кадастр недвижимости на основании отмененных решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 21.06.2011 №2149-з распоряжений от 20.04.2007 №45-з и от 25.04.2007 №1020/14-з, учреждением не оспаривается.
При наличии в государственном земельном кадастре сведений о расформировании земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 и образованием земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:185 осуществление государственного кадастрового учета образованных земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 невозможно.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Статьей 23 Закона о кадастре предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, Закон о кадастре предусматривает порядок кадастрового учета и устанавливает требования к документам, на основании которых такой учет проводится.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 4 Закона о кадастре в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При этом, положения Федерального закона № 221-ФЗ предусматривают возможность снятия с учета земельных участков в случаях, если они являются преобразуемыми объектами недвижимости (раздел, объединение, перераспределение иное законное действие); такие земельный участки согласно части 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, исходя из даты постановки на учет земельного участка, учет был осуществлен до дня вступления в силу Федерального Закона № 221-ФЗ, в связи с чем, с учетом положений статьи 45 Закона о государственном кадастре недвижимости этот земельный участок считается ранее учтенным и на основании положений статьи 24 (ч. 4) Закона о государственном кадастре недвижимости, устанавливающего порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, не может быть снят во внесудебном порядке.
Таким образом, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости возможно только в отношении тех участков, сведения о которых носят временный характер.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:185 имеет статус «ранее учтенный».
Земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008), согласно статье 45 Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками, и сведения государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений).
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 24 и частями 1 и 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учете был не вправе принять решение о снятии земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:185 с кадастрового учета, ранее учтенного в государственном кадастре, и, следовательно, не праве осуществить кадастровый учет образуемых из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0223001:140 участков, по заявлению общества
В этой связи оспариваемые заявителем решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 11.04.2011 № 72/11-16645 и об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 09.08.2011 № 72/11-32769, приняты учреждением в соответствии с порядком, установленным Законом о кадастре и требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Между тем, требования заявителя об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:185 и исключить сведения о нем из государственного кадастра недвижимости подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что земельные участки являются преобразуемыми объектами недвижимости.
Частью 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Преобразуемым объектом недвижимости в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ признается объект недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству РФ действия с которым, был образован другой объект недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0223001:185 в соответствии с распоряжениями Департамента имущественных отношений Тюменской области от 20.04.2008 №945-з и от 25.04.2007 №1020/14-3 образован путем перераспределения участка с кадастровым номером 72:23:0223001:0140, в связи с чем, новый земельный участок является преобразуемым. Однако впоследствии, в связи с отсутствием прав на распоряжение земельным участком с кадастровым №72:23:0223001:0140, указанные распоряжения Департамента отменены (решение от 21.06.2010 №2149-з).
В соответствии со ст. 11.2. Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым №72:23:0223001:185 образован путем перераспределения участка с кадастровым №72:23:0223001:0140, существование исходного земельного участка может быть прекращено только при условии регистрации прав на образованный земельный участок. Однако, в связи с отсутствием правовых оснований для образования земельного участка с кадастровым номером №72:23:0223001:185 и отменой распоряжений Департамента имущественных отношений, на основании которых он был образован, сведения о земельном участке с кадастровым №72:23:0223001:0140 не могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости, так как права на образованный участок с кадастровым №72:23:0223001:185 не могут быть зарегистрированы.