АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 июля 2012 года  Дело N А72-2816/2012

Резолютивная часть решения объявлена 03.07.2012.

Полный текст решения изготовлен 03.07.2012.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Рогожина Сергея Петровича, при ведении протокола и аудиозаписи  судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьминой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Ульяновскцемент» (ОГРН 102730105662 Ульяновская область г. Новоульяновск, Промышленный проезд, 1)

о признании недействительным предписания Главного государственного инспектора Ульяновского района и г. Новоульяновска по пожарному надзору Фадеева А.А. от 03.02.2012 №1/3/1-12

заинтересованное  лицо:

Главное Управление МЧС России по Ульяновской области

с участием в заседании:

от заявителя - Павлушкина  О.А.,  доверенность  № 111-90/11  от 12.09.2011  года;

от  Фадеева А.А.  -  Фадеев А.А., удостоверение;

от заинтересованного лица  - не явился,  уведомлен;

установил:

Закрытое акционерное общество «Ульяновскцемент»  (далее  по тексту - ЗАО «Ульяновскцемент», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного государственного инспектора Ульяновского района и г. Новоульяновска по пожарному надзору Фадеева А.А. от 03.02.2012 №1/3/1-12.

К участию в деле в  качестве заинтересованного лица привлечено  Главное Управление МЧС России по Ульяновской области.

Представитель ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителя ГУ МЧС России по Ульяновской области в порядке статьи 156 АПК РФ.

Судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 3 июля 2012 года 11-00. После перерыва судебное заседание продолжено.

Из материалов дела следует:

Из материалов дела следует, что по результатам внеплановой проверки содержания, использования и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны убежище №168 ОСУ-III-450, расположенного по адресу: город Новоульяновск, пр. Промышленный, 1Б, ГУ МЧС России по Ульяновской области выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом от 15.12.2002 № 583 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данные обстоятельства, изложенные в акте проверки от 03.02.2012 №1, послужили основанием для выдачи ЗАО «Ульяновскцемент» предписания Главным государственным инспектором Ульяновского района и г. Новоульяновска по пожарному надзору Фадеевым А.А от 03.02.2012 №1/3-1-12об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Считая указанное предписание ГУ МЧС России по Ульяновской области незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Представитель ЗАО «Ульяновскцемент» поддержала требования, изложенные в заявлении. Пояснила, что на балансе Общества проверенного защитного сооружения  гражданской обороны - убежище №168 ОСУ-III-450 общей площадью 307,25 кв.м. не числится, в связи с чем предписание ГУ МЧС России по Ульяновской области не исполнимо и мероприятия, предлагаемые Обществу к исполнению, не имеют отношения к деятельности Общества.

Представитель ГУ МЧС России по Ульяновской области Фадеев А.А. требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №305 утверждено Положение о государственном надзоре в области гражданской обороне. Согласно пунктам 1 и 2 указанного Положения государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны) в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с подпунктом г) пункта 4 указанного Положения органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны.

Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (подпункт г) пункта 6 Положение о государственном надзоре в области гражданской обороне).

Пунктом 9 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороне установлено, что решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан.

Таким образом, предписание об устранении нарушений требований в области гражданской обороны представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора в области гражданской обороны, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо  может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований в области гражданской обороны, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов МЧС России в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (пункты 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», далее - Положение).

Права должностных лиц МЧС России и его территориальных органов изложены в пункте 6 Положения.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В силу пункта 1.2 данных Правил статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенными органами технической инвентаризации.

Пунктом 2.1 Правил определено, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Исходя из содержания пунктов 1.3 - 1.8 Правил, следует, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию защитных объектов гражданской обороны по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся данные объекты.

Представитель ЗАО «Ульяновскцемент» в судебном заседании пояснила, что Общество не эксплуатирует (не использует) объект гражданской обороны убежище №168 ОСУ-III-450 общей площадью 307,25 кв.м., на балансе Общества  не числится такое специализированное складское помещение. Общество не является организацией, находящейся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, не имеет мобилизационного задания на поставку продукции.

Из материалов дела не следует, что на балансе ЗАО «Ульяновскцемент» числится объект гражданской обороны - убежище №168 ОСУ-III-450 общей площадью 307,25 кв.м.

Пунктом 2.2 Правил предусмотрено, что документальным основанием для ведения учета сооружения является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту сооружения являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт сооружения оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения.

Однако паспорт сооружения в материалы дела не представлен, имеющийся паспорт убежища №2 не может являться доказательством принадлежности и эксплуатации сооружения ЗАО «Ульяновскцемент».

В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ административным органом не представлено доказательств, подтверждающих факт владения, пользования и распоряжения Обществом указанного защитного сооружения гражданской обороны.

В ответе на определение суда об истребовании доказательств ТУ Росимущества в Ульяновской области сообщило, что убежище №168 ОСУ-III-450 общей площадью 307,25 кв.м., расположенное по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, пр. Промышленный, 1Б, находится в федеральной собственности (письмо №3406  от 30.05.2012).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, предписание Главного Государственного инспектора Ульяновского района и г. Новоульяновска по пожарному надзору Фадеева А.А. № 1/3/1-12 от 03 февраля 2012 года по устранению нарушений требований в области гражданской обороны закрытому акционерному обществу «Ульяновскцемент» неисполнимо, а потому незаконно.

На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине следует возложить на ГУ МЧС России по Ульяновской области и взыскать с него в пользу ЗАО «Ульяновскцемент» 2 000 рублей.

Руководствуясь, ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным предписание Главного Государственного инспектора Ульяновского района и г. Новоульяновска по пожарному надзору Фадеева А.А. № 1/3/1-12 от 03 февраля 2012 года по устранению нарушений требований в области гражданской обороны закрытому акционерному обществу «Ульяновскцемент», ОГРН 102730105662.

Взыскать с Главного управления МЧС России по Ульяновской области  в пользу закрытого акционерного общества «Ульяновскцемент», г. Новоульяновск  расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара в месячный срок.

Судья  С.П. Рогожин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка