• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 июня 2012 года  Дело N А72-638/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2012г.

В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2012г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявле­нию

Общества с ограниченной ответственностью «Производственно коммерческая фирма Лезерс», г. Ульяновск (ОГРН 1027301183667, ИНН 7325012763),

к Управлению по недропользованию по Ульяновской области (Ульяновскнедра), г. Ульяновск

о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), г. Москва

- Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие «Волгагеология», г. Нижний Новгород

при участии в заседании:

от заявителя - Куптулкин А.В., директор, Дубровина Т.М., доверенность от 10.08.2011, паспорт,

от Ульяновскнедра - Преткель И.В., доверенность от 11.01.2012, паспорт; Кравцов С.И., начальник Управления по недропользованию по Ульяновской области, приказ от 31.01.2007 №79-лс,

от Роснедра - не явились, уведомлены,

от ФГУГП «Волгагеология» - не явились, уведомлены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственно коммерческая фирма Лезерс» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Ульяновской области (Ульяновскнедра) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 08.12.2011 № 04-11/1507 об отказе в установлении факта открытия Юшанского месторождения. Обязать Ульяновскнедра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПКФ «Лезерс».

Определением от 19.03.2012 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Определением от 10.04.2012 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное геологическое предприятие «Волгагеология».

Определением от 26.04.2012 г. суд удовлетворил ходатайство ООО «ПКФ Лезерс» об уточнении заявленных требований, а именно:

- признать незаконным решение Ульяновскнедра, изложенное в пункте четыре письма от 08.12.2011 г. № 04-11/1507, об оформлении свидетельства об установлении факта открытия Юшанского месторождения ЦСП.

- обязать Ульяновскнедра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПКФ «Лезерс».

В судебном заседании заявитель обратился с ходатайством об уточнении заявленных требований. Заявитель просит:

- признать незаконным решение Ульяновскнедра, изложенное в письме от 08.12.2011 № 04-11/1507 об отказе в установлении факта открытия Юшанского месторождения;

- обязать Ульяновскнедра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПКФ «Лезерс» путем выдачи ООО ПКФ «Лезерс» свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых месторождения цеолитосодержащих пород, расположенного в районе с Юшанское Майнского района Ульяновской области.

В силу статьи 49 АПК РФ суд удовлетворяет ходатайство об уточнении заявленных требований.

Заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на обращение в суд.

Суд считает, что ходатайство заявлено безосновательно. Обществом обжалуется решение Ульяновскнедра, изложенное в письме № 04-11/1507 с датой от 08.12.2011.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В данном случае трехмесячный срок истекает 09.03.2012 года, а в суд с заявлением Общество обратилось 01.02.2012 года, т.е до истечения трехмесячного срока.

Из материалов дела следует:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственно коммерческая фирма Лезерс» является правопреемником товарищества с ограниченной ответственностью производственно- коммерческой фирмы «Лезерс Лимитед», что подтверждается п. 1.1 Устава Общества, свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (том 1 л.д. 58-59, 57).

15.06.1993 года Ульяновскгеолкомом выдана ПКФ «Лезерс Лимитед» лицензия на поиск проявлений цеолитового сырья в верхнемеловых отложениях, оценка его технологических свойств, опытная разработка сырья на перспективных площадях в пределах в том числе Майнского района Ульяновской области. Срок действия лицензии до 01.01.1996года.

18.09.1993 года между Кооперативным предприятием «Уржумское» и ТОО ПКФ «Лезерс Лимитед» заключен договор временного пользования землей сельскохозяйственного назначения сроком на три года.

05.12.1996 Комитетом по геологии и использованию недр Ульяновской области выдана ТОО производственно- коммерческой фирмы «Лезерс Лимитед» лицензия на право пользования недрами серии УЛН 00068 ТЭ (том 1 л.д. 18-28). Срок действия лицензии 01.07.2000 год. Лицензия выдана на поиск, разведку и опытную разработку Майнского месторождения цеолитосодержащих пород.

В пункте 3 Соглашения об условиях недпропользования, являющегося приложением № 1 к лицензии, указано, что ТОО производственно- коммерческой фирмы «Лезерс Лимитед» (владелец лицензии) обязуется в том числе:

- в 4 квартале 1998 года предоставить в Ульяновскгеолком промежуточный ответ о выполнении работ первого этапа;

- во 2 квартале 2000 года представить на государственную экспертизу полный отчет о законченных геологоразведочных работах.

В 1997 году Симбирской геологоразведочной экспедицией был составлен Отчет о поисково - оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области. Отчет согласован директором ТОО производственно- коммерческой фирмы «Лезерс Лимитед» и утвержден Ульяновскгеолком в 1997 году.

18 мая 1998 года на заседании научно - технического совета Комитета природных ресурсов по Ульяновской области рассмотрен Отчет о поисково - оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области, о чем составлен протокол № 12-98. НТС постановило:

1. Геологическое задание по поисково - оценочным работам, предварительной и детальной разведке месторождения цеолитосодержащих пород считать выполненным.

2. Выявленные запасы цеолитосодержащих пород классифицировать по категориям А, В и С1 как сырье для использования в качестве бытового чистящего средства и в качестве минеральной кормовой добавки в животноводстве с правом его последующей добычи.

3. Подсчитанные запасы ЦСП принять в авторском варианте в соответствии с пересчетом по замечаниям рецензентов в количестве 308 тыс т по категориям А+В+С1 (в т.ч. А-214, В-117,8, С1-168,8).

4. Отнести месторождение цеолитосодержащих пород «Юшанское» к 1 группе Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.

5. Месторождение к дальнейшему промышленному использованию подготовлено.

6. Качество выполненных геологоразведочных работ и представленного на рассмотрение отчета признать хорошим.

Согласно Извещению № 22 Территориального геологического фонда Ульяновскгеолкома от 05 мая 1999 года территориальным геологическим фондом приняты на постоянное хранение Отчет о поисково - оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области, выполненный Симбирской ГРЭ в 1995 -1997г.г. в трех томах.

Согласно Извещению № 472829 от 03.06.1999 года Государственным геологическим предприятием «Российский Федеральный геологический фонд» принято на хранение «Отчет о поисково - оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области, выполненный Симбирской ГРЭ в 1995 -1997г. НТС № 12-98. Елесина И.В.». (том 1 л.д. 66)

07.11.2011 года определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу А72-6654/2011 заявление ООО «ПКФ «Лезерс» об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно признание за истцом право открытия месторождения полезных ископаемых - Майнского месторождения цеолитосодержащих пород, расположенного в районе с Юшанское Майнского района Ульяновской области оставлено без рассмотрения. Суд оставил заявление баз рассмотрения на основании п. 3 ст 148 АПК РФ, т.к. между сторонами возникли разногласия в отношении исполнения обязанности одной из сторон данного правоотношения.

01.12.2011 года ООО «ПКФ «Лезерс» обратился в Ульяновскнедра с заявлением о подтверждении факта первооткрывательства месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области. (том 1 л.д. 50)

08.12.2011 года Ульяновскнедра отказало в подтверждении установления факта открытия Юшанского месторождения ЦСП (письмо № 04-11/1507) указав следующее: «Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой пользователем недр не позднее окончания срока лицензии. Лицензия была выдана Обществу со сроком действия до 01.07.2000 года. В период действия лицензия заявки от ООО ПКФ «Лезерс» на установление факта открытия Юшанского месторождения ЦСП не поступало. Заявок на продление срока действия лицензии не поступало. У ООО «ПКФ «Лезерс» на дату подачи заявки от 05.07.2011 года № 11 отсутствуют правовые основания на оформление свидетельства об установлении факта открытия Юшанского месторождения ЦСП, поскольку им пропущен срок подачи заявки на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых. Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых носит юридический характер и производится в соответствии с требованиями Инструкции 2004 года, т.е. не просто устанавливает, что он сделал это законно в соответствии с выданной ему лицензией, а заявка подана в пределах установленного инструкцией срока со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых».

Заявитель не согласившись с отказом от 08.12.2011 года, обратился в суд. Поисково - оценочные работы, предварительная и детальная разведка месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» были выполнены по техническому заданию ТОО ПКФ «Лезерс Лимитед». Финансирование геолого-разведочных работ проводилось за счет средств заказчика. 06.05.1999г «Отчет о поисково - оценочных работах, предварительной и детальной разработке месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области, выполненный Симбирской ГРЭ в 1995 -1997г» был принят на постоянное хранение ТГФ Ульяновскгеолком. В период в 2000 по 2011 год хозяйственная деятельность Общества в данном направлении не велась. В оспариваемом отказе отсутствует основание отказа как отсутствие данных позволяющих квалифицировать их как месторождение полезных ископаемых.

Представитель ответчика требования не признает по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что относительно данного месторождения экспертиза не проводилась. Протокол заседания комиссии НТС не считает государственной экспертизой. Оспариваемое письмо отказом не является, т.к. заявки установленного образца на установление факта открытия месторождения от Общества не поступало. У Ульяновскнедра в данном случае отсутствуют полномочия на выдачу свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых месторождения цеолитосодержащих пород, расположенного в районе с Юшанское Майнского района Ульяновской области, т.к. балансовые запасы по категориям А+В+С1 превышают 100 тыс тонн цеолита.

Федеральное агентство по недропользованию считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. На момент подачи заявки об установлении факта открытия Майнского месторождения (01.12.2011г) распределение полномочий Ульяновскнедра и Роснедра в области установления факта открытия месторождений полезных ископаемых определялось Приказом Роснедра от 15.11.2004г № 393. В соответствии с приложением к данному приказу в отношении цеолита решение по вопросам лицензирования пользования недрами принимаются территориальными органами Роснедра по таким участкам, балансовые запасы которых по категориям А+В+С1+С2 не превышают 100 тыс тонн цеолита. Балансовые запасы спорного месторождения в соответствии с протоколом НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области от 18.05.1998г № 12-98 составляют 308 тыс т. Таким образом, установление факта открытия Майнского месторождения не входит в компетенцию Ульяновскнедра.

Представитель ФГУГП «Волгагеология» пояснил, что они являются правопреемником Симбирской ГРЭ. Согласно договору с ТОО ПКФ «Лезерс-Лимитед» предприятие производило работы по поисково-оценочной, предварительной, детальной разведке Юшанского месторождения. По окончании работ составлен геологический отчет, который в последующем был передан в Ульяновскнедра. Опытную разработку предприятие не проводит. Государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в 1998 году проводил Ульяновскнедра. Кроме НТС никакого органа больше не существовало.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

В силу статьи 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами прекращается, в том числе по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

Материалами дела подтверждается, что на 01.12.2011 года (на дату обращения в Ульяновскнедра) срок действия лицензии серии УЛН 00068 ТЭ, выданной ТОО ПКФ «Лезерс Лимитед» истек.

Пунктом 2 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 11.11.2004 N 689 «Об утверждении Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 декабря 2004 г. N 6186) определено, что установление факта открытия месторождений полезных ископаемых осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами в отношении тех видов полезных ископаемых, на геологическое изучение которых была выдана лицензия на пользование недрами.

Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки (приложение 1 к настоящей Инструкции), подаваемой в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы заявителем, проводившим работы по геологическому изучению недр в соответствии с выданной лицензией ( пункт 3 Инструкции).

Согласно пункту 5 Инструкции заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья, должна быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.

К заявке прилагаются следующие материалы:

а) заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающее промышленную значимость месторождения;

б) краткая справка об истории открытия месторождения полезных ископаемых и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках);

в) геологическая карта с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения полезных ископаемых - для твердых полезных ископаемых;

г) структурная карта по продуктивному горизонту - для месторождений углеводородного сырья;

д) копия лицензии на пользование недрами, выданной заявителю;

е) иные материалы, подтверждающие факт открытия месторождения полезных ископаемых (пункт 6 Инструкции)

В соответствии с пунктом 10 Инструкции при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых недропользователю выдается свидетельство установленного образца (приложение 2) за подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства по недропользованию либо его территориального органа.

Факт открытия месторождения полезных ископаемых устанавливается со дня подачи заявки об установлении факта открытия такого месторождения в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы. (пункт 11 Инструкции )

В удовлетворении заявки отказывается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 настоящей Инструкции.(пункт 12 Инструкции).

Материалами дела подтверждается, что Обществом не выполнены все требования, предусмотренные вышеуказанной Инструкцией. Общество обратилось в Ульяновскнедра с заявлением не установленного образца. Материалы, которые являются обязательными приложениями к заявке, Общество не представило.

Согласно пункту 9 Инструкции при рассмотрении заявки необходимо учитывать, что открытие месторождения полезных ископаемых - документально подтвержденный факт выявления нового объекта, запасы которого в недрах квалифицированы по категории C1 и C2, а для объектов твердых полезных ископаемых, характеризующихся сложным геологическим строением, - по категории C2, и имеющих, по заключению органов государственной экспертизы, самостоятельное промышленное значение.

Из указанного пункта следует, что факт открытия месторождения полезных ископаемых определяется на основании заключения органов государственной экспертизы.

Заявитель считает, что в данном случае заключением государственной экспертизы является протокол НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области от 18.05.1998г № 12-98.

Суд считает, что протокол НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области от 18.05.1998г № 12-98 не является заключением государственной экспертизы по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 28.02.1996 N 210 «Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр», Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Приказом МПР РФ от 09.07.1997 N 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса» утверждено «Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов».

Настоящее Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально - сырьевой базы и рационального использования недр в Российской Федерации.

Пунктом 6 Положения (в редакции действующей на дату проведения заседания НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области) установлено, что Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Росгеолфондом) и территориальными фондами геологической информации (ТГФ) МПР России в субъектах Российской Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке.

Согласно пункту 10 Положения, постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого - разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ), и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией, с учетом заключений органов Госгортехнадзора России.

Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов и для последующего их хранения.

Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования недрами производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и (или) разработку месторождений полезных ископаемых.(пункт 18 Положения).

В силу пункта 20 Положения учету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы.

Приказом МПР РФ от 09.06.1997 N 95 «Об утверждении Разграничения полномочий в области государственной экспертизы в системе МПР России» утверждены разграничения полномочий в области государственной экспертизы в системе МПР России.

Согласно Приложению к указанному приказу экспертиза запасов, геологической и экономической информации об участках недр, передаваемых в пользование отнесена к полномочиям Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых при МПР России (ЦКЗ) и территориальным комиссиям по запасам полезных ископаемых (ТКЗ).

К полномочиям научно-технических советов (НТС) отнесено проведение экспертизы геолого - картографической продукции и других материалов.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у НТС отсутствовали полномочия на проведение государственной экспертизы.

Положение о научно-техническом совете Комитета природных ресурсов по Ульяновской области отсутствует.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в письме от 22.05.2012 № 06-10/2212 на определение суда об истребовании доказательств указало, что Положение о Научно - техническом Совете Комитета природных ресурсов Ульяновской области, действовавший в 1998 году в архивных документах Управления отсутствует. Сведениями о передаче указанного документа на хранение в иные организации не располагает.

Согласно статьи 31 Закона РФ «О недрах» с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Пунктом 31 Приказа Минприроды РФ от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» установлено, что основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный баланс является утверждение Роснедрами или его территориальным органом заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (пункт 35 Административного регламента).

Федеральное Агентство по недропользованию в ответе на определение суда об истребовании доказательств указало: для того чтобы ответить на вопрос, было ли рассмотрение «Отчета о поисково - оценочных работах, предварительной и детальной разведке месторождения цеолитосодержащих пород «Юшанское» в Майнском районе Ульяновской области, выполненных Симбирской ГРЭ в 1995 - 1997 гг» НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области государственной экспертизой запасов, необходимо установить, были ли поставлены на государственный баланс запасы данного месторождения на основании указанного протокола. Данной информацией располагает ФГУНПП «Росгеолфонд». (том 2 л.д. 104)

Федеральное государственное унитарное научно - производственное предприятие «Российский Федеральный геологический фонд» в сообщении от 10.05.2012 указало следующее: в соответствии с приказом Минприроды России от 14.07.2009 года № 207 основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный учет являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами (п. 31). Запасы цеолитосодержащих пород Юшанского месторождения (Майнский район Ульяновской области) учитываются территориальным балансом цеолитов по Ульяновской области на основании протокола НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области от 18.05.1998г № 12-98. В вязи с отсутствием заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемых Роснедрами, запасы цеолитосодержащих пород Юшанского месторождения (Майнский район Ульяновской области) не учитываются Государственным балансом «Цолиты» (вып.41) по состоянию на 01.01.2012года.

Постановка на территориальном балансе запасов Ульяновской области Юшанского месторождения в раздел «Государственный резерв» не является постановкой на государственный баланс запасов данного месторождения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у Ульяновскнедра на дату обращения с заявлением об установлении факта первооткрывательства отсутствовали фактические данные позволяющие установить открытие месторождений полезных ископаемых.

Приказом Роснедр от 15.11.2004 N 393 (действующим на дату обращения с заявлением) утверждены «Временные распределения функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами». Настоящее Временное распределение функций в области лицензирования пользования недрами между Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) и его территориальными органами (далее - Распределение) устанавливает компетенцию Роснедра и его территориальных органов при совершении основных действий и принятии решений в области лицензирования недропользования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами и частью второй Налогового кодекса Российской Федерации относятся к компетенции Роснедр или его территориального органа.

В соответствии с приложением к данному приказу в отношении цеолита решение по вопросам лицензирования пользования недрами принимаются территориальными органами Роснедра по таким участкам, балансовые запасы которых по категориям А+В+С1+С2 не превышают 100 тыс тонн цеолита. Балансовые запасы спорного месторождения в соответствии с протоколом НТС Комитета природных ресурсов по Ульяновской области от 18.05.1998г № 12-98 составляют 308 тыс т.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установление факта открытия Майнского месторождения не входит в компетенцию Ульяновскнедра.

На дату принятия настоящего решения принят приказ Роснедр от 06.02.2012 N 138 «Об утверждении распределения функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами», которым распределены функций между Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в области лицензирования пользования недрами. Указанным приказом установлены аналогичные полномочия в отношения цеолита, как и в приказе Роснедр от 15.11.2004 N 393.

При таких обстоятельствах дела суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 110 ПАПК РФ расходы по оплате госпошлины возложить на заявителя.

Руководствуясь статьями 49,110, 167, 171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья О.А.Лубянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-638/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 18 июня 2012

Поиск в тексте