АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 08 мая 2007 года  Дело N А55-1094/2007

В составе судьи

М. Н.Щетининой

рассмотрев в судебном заседании  07 мая 2007 года  дело по  заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г.Самара

к  Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г.Самара

3-е лицо:  ЗАО «НЕФКО»,  г.Самара

о признании недействительным приостановления  государственной регистрации

протокол судебного заседания ведет

секретарь судебного заседания  Кузнецова Е.Б.

при участии в заседании:

от заявителя Гукасян И.Б. спец. по дов. № 9  от 16.01.07г.

от ответчика Епифанов А.В.- спец. по дов. № 12-14970  от 01.11.06г.

Жуковская Е.А. спец.-эксп. по дов. № 12-14972  от 01.11.06г.

от иных лиц:  Селезнев И.Г.- представитель по дов. от 10.01.07г.

Установил:

Территориальное  Управление  Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области /далее «Управление»/ обратилось в арбитражный суд Самарской области с  заявлением о признании недействительным  приостановления  государственной регистрации  перехода права собственности и права собственности на  земельный участок, расположенный  по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова /ул. Солнечная , площадью 2 200кв.м.

Кроме того,  просило обязать  Управление Федеральной регистрационной Службы  по Самарской области/далее  «регистрирующий орган»/  осуществить государственную  регистрацию  перехода права собственности и права собственности на земельный участок, расположенный  по адресу: г. Самара , Промышленный район, пр. Кирова/ул. Солнечная , площадью 2 200 кв.м./.

В судебном заседании  07 мая 2007 года представитель заявителя  уточнил требования/о чем имеется отметка в  протоколе судебного заседания /  и просит  признать недействительным  извещение/как ненормативный акт/  о приостановлении  государственной регистрации  перехода права собственности и права собственности на  земельный участок, расположенный  по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова /ул. Солнечная , площадью 2 200кв.м.

Кроме того,  просило обязать  Управление Федеральной регистрационной Службы  по Самарской области/далее  «регистрирующий орган»/  осуществить государственную  регистрацию  перехода права собственности и права собственности на земельный участок, расположенный  по адресу: г. Самара , Промышленный район, пр. Кирова/ул. Солнечная , площадью 2 200 кв.м./.

Регистрирующий  орган  требования не признал, по мотивам, изложенным в извещении  на приостановление/л.д.10-12/.

В частности,  представитель  заинтересованного лица  в судебном  заседании  пояснил, что  представленное для регистрации перехода права и права на земельный участок  в качестве правоустанавливающего документа  Распоряжение  от 19.06.2006 года № 283-р  Территориального Управления по Самарской области  Федерального Агентства  по управлению Федеральным имуществом  не может являться правоустанавливающим документом, поскольку оно выдано органом неуполномоченным  распоряжаться  земельными участками.

3-е лицо ЗАО «Нефко» с доводами заявителя согласилось, представило суду пояснения/л.д.24-25/. В судебном заседании представитель 3- го лица представил суду  свидетельство о государственной регистрации  права на объект сооружение, состоящее из здания и семи резервуаров Р1, Р2, Р3,Р4,Р5, Р6,Р7/АЗС/ от 11 апреля 2001 года  серия 63-АА 147619, расположенных на спорном земельном участке.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам, изучив материалы  дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, при этом исходит из следующего:

Как следует из материалов дела  Распоряжением  № 283-р Территориального Управления по Самарской области  от 19.06.2006 года ЗАО «Нефко»  предоставлен  в собственность  земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 06 002:0005, отнесенный  к категории земель поселений, расположенный  по адресу г. Самара, Промышленный район, пр.Кирова/ул. Солнечная , общей площадью 2 200 кв.м для использования под автомобильной заправочной станцией/л.д.13/.

В соответствии с указанным Распоряжением  между специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский  фонд федерального имущества» и ЗАО «Нефко» 03 августа 2006 года заключен договор  купли-продажи № 52-06-283-р/222/л.д.14-15/.

Общество обратилось в регистрирующий орган  с заявлением о регистрации перехода права  собственности и права собственности на объект недвижимого имущества земельный участок, расположенный  по адресу г.Самара, Промышленный район проспект Кирова/ул.Солнечная , участок б/н/.

Регистрирующим органом  06.09.2006 года вынесено извещение № 01/198/2006-348 о приостановлении государственной регистрации/л.д.10-12 .

В качестве основания для принятия указанного извещения регистрирующий орган указал  на отсутствие правоустанавливающего документа у заявителя , поскольку представленное Распоряжение от 19.06.2006 года № 283-р не  может являться  правоустанавливающим документом, так как оно выдано органом неуполномоченным распоряжаться земельным участком.

К такому выводу регистрирующий орган  пришел в связи  тем, что заявителем не были представлены ответчику документы о разграничении полномочий на спорный земельный участок, а  в силу п.10 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 года « 137-ФЗ «О введении в действие земельного Кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена,  в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления.

Однако, суд первой инстанции отмечает следующее: в соответствии со статьей 29  Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления , обладающих правом предоставления  земельных участков  в пределах компетенции в соответствии со статьями 9,10,11 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного Кодекса РФ управление/распоряжение/ земельными участками, находящимися  в собственности Российской Федерации /федеральной собственности/  осуществляет Российская Федерация.

Материалами дела подтверждено, что собственником  спорного земельного участка является Российская Федерация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона  №122 ФЗ одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются  акты/свидетельства/ о правах на недвижимое имущество , выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленного законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент издания.

При этом, согласно ст.2  названного закона  государственная регистрация является  единственным доказательством  существования  зарегистрированного пава, которое может быть оспорено только  в судебном порядке.

Так, в материалах дела имеется свидетельство, представленное  заявителем ,  о государственной регистрации права, выданное 27 марта 2001 года  Самарской  областной регистрационной палатой на объект права- земельный участок для автозаправочной станции площадью 2200.00кв.м., расположенный Самарская область, г.Самара, Промышленный район , проспект Кирова/ул. Солнечная  , которое было представлено регистрирующему органу  для регистрации перехода права на указанный земельный участок /серия 63-АА 111919, л.д.9/.

Как следует из указанного свидетельства,  субъектом права собственности является Российская Федерация.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского Кодекса  Российской Федерации  государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации /федеральная собственность/ ,  и имущество, принадлежащее  на праве собственности субъектам Российской федерации республикам, краям, областям, городам Федерального значения, автономной области, автономным округам/собственность субъекта Российской Федерации/.

Указанная норма  в полной мере распространяется на любое имущество, в том числе и на земельные участки.

Следовательно, государственная собственность не может быть обезличенной,  а должна иметь  конкретного субъекта права- Российскую Федерацию  или субъект Российской Федерации.

В силу изложенного, суд считает, что  указание  в свидетельстве о государственной регистрации права на  указанный выше земельный участок /серия 63-АА 111919 от  27 марта 2001 года/  в качестве  субъекта права государственной собственности Российской Федерации , является  доказательством  наличия  федеральной собственности на  названный земельный участок.

Согласно статьей 2 Федерального закона от 17.07ю.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» право собственности на земельные участки у Российской Федерации , субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований  возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской федерации .

Таким образом, регистрация права собственности на земельный участок , является фактом разграничения  государственной собственности, поэтому суд не может согласиться с доводами регистрационной службы , что данный земельный участок не прошел  разграничение . К тому же, суд отмечает, что государственная регистрация  была произведена до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 года  № 137 «О  введении  в действие Земельного Кодекса Российской Федерации». Указанный  закон  вступил в силу с 21.10.2001 года , то есть до установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами,  у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный участок.

С учетом изложенного, в силу  положений ст.219 ГК РФ, согласно которой  право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента  такой регистрации , а материалами дела установлено, право на  спорный земельный участок зарегистрировано  за Российской Федерацией, поэтому вне зависимости  от оснований  государственной  регистрации,  зарегистрированное право на земельный участок  является  основанием для правообладателя  для управления  и распоряжения  этим земельным участком в соответствии с Гражданским и Земельным Кодексами Российской Федерации .

Кроме того, суд учитывает, что зарегистрированное Самарской областной  регистрационной палатой  22 марта 2001 года  право Российской Федерации  на спорный земельный участок не было оспорено в судебном порядке.

Следовательно,  на момент заключения  договора купли-продажи  от  03 августа 2006 года № 52-06-283-р/222  Российская Федерация являлась собственником  земельного участка.

В силу изложенного, исходя из положений  п.2 ст.9 Земельного Кодекса РФ, согласно которой  Российская Федерация осуществляет  управление  и распоряжение  земельными участками, находящимися в собственности РФ, и п.2 ст.209 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому  собственник вправе  по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему  имущества любые  действия , не противоречащие  закону и иным правовым актам, заявитель  являлся надлежащим, полномочным органом по распоряжению спорным земельным участком.

Данное обстоятельство подтверждается следующим:

Пунктом 1 Положения  о Федеральном  агентстве по управлению федеральным имуществом , утвержденного Постановлением Правительства  Российской Федерации от 27.10.2004 года № 691 закреплено право, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом , в том числе и в области земельных отношений  является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом /Росимущество/.

В соответствии с п.4 данного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом  осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, в данном случае таким  органом, уполномоченным распоряжаться  земельными участками на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является территориальное  управление Росимущества по Самарской области.

Таким образом, договор купли продажи от  03 августа 2006 года  № 52-06-283-р/222 находящегося в Федеральной собственности земельного участка , на котором расположены  объекты недвижимого имущества , приобретенные в собственность  ЗАО «Нефко», от имени Российской Федерации  заключен уполномоченным органом.

Что касается доводов регистрационной службы , изложенных в  оспариваемом извещении о приостановлении  государственной регистрации, о том, что имеется договор аренды указанного земельного участка , который был заключен с органами местного самоуправления, то данный договор не препятствовал собственнику распорядиться своим имуществом.

При таких обстоятельствах, суд считает, что у регистрирующего органа не было правовых оснований для принятия оспариваемого  извещения  о приостановлении  государственной регистрации  перехода права  и права собственности  ЗАО «Нефко»  на земельный участок, расположенный  по адресу: г. Самара , Промышленный район, пр. Кирова/ул. Солнечная , площадью 2 200 кв.м./ с кадастровым номером  63:01:07 06 002:0005.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат взысканию  в Федеральный Бюджет с  Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области  в размере 2 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Извещение  о приостановлении  государственной регистрации  перехода права собственности и права собственности  на земельный участок

расположенный  по адресу: г. Самара , Промышленный район, пр. Кирова/ул. Солнечная , площадью 2 200 кв.м./ с кадастровым номером  63:01:07 06 002:0005 признать недействительным.

Обязать Управление Федеральной Регистрационной службы по Самарской области  осуществить  государственную регистрацию перехода права собственности  и права собственности  на  земельный участок , расположенный по адресу: г. Самара , Промышленный район, пр. Кирова/ул. Солнечная , площадью 2 200 кв.м./ с кадастровым номером  63:01:07 06 002:000.

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области  в доход Федерального Бюджета госпошлину  в размере 2 000 руб.

Решение  может быть обжаловано в месячный срок  в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

М.Н. Щетинина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка