АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2007 года  Дело N А55-14938/2007

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Черномырдиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агеенко С.В.

рассмотрев в судебном заседании  14-20 декабря 2007 года  (в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв) дело по заявлению

Гаражно-строительного кооператива № 130 «Единство», Самарская область, г. Тольятти

к  Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти

о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия

при участии в заседании

от заявителя - представитель Мамедова Н.А. по доверенности б/н от 05.10.2007 года

от заинтересованного лица (ответчика) представитель Кеваев А.В. по доверенности № 5876/1 от 21.12.2006 года

Установил:

ГСК № 130 «Единство» обратился в  Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Мэрии г.о. Тольятти Самарской области, выразившегося в непринятии соответствующего распоряжения (постановления) о предварительном согласовании места размещения здания многофункционального назначения с подземной автостоянкой (МС-1) по ул. Юбилейной и утверждения Акта о выборе земельного участка площадью 10264 кв.м, расположенного по адресу: г. Тольятти, Автозаводской район, юго-западнее здания по ул. Юбилейной, 25.

Заявитель также просит признать незаконным требования Мэрии городского округа Тольятти по заключению инвестиционного договора и перечислению в рамках указанного договора ГСК № 130 «Единство» денежных средств в размере 4 935 500 рублей в фонд «Городской центр проектного финансирования» и обязать Мэрию городского округа Тольятти принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта здания и утверждении Акта о выборе земельного участка (л.д.2-6).

Заявитель в судебном заседании требования подержал в полном объеме и просит суд заявленные требования удовлетворить.

Заинтересованное лицо в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве (л.д.37-39) требования заявителя не признает и просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

Одновременно с подачей заявления ГСК № 130 «Единство» заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления.

В силу гарантий права на судебное обжалование, предусмотренное ст.46 Конституции Российской Федерации, суд восстановил срок, что отражено в протоколе судебного заседания от 14.11.2007 года (л.д.67-69)..

При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд исходит из положений п. 5 ст. 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), что не освобождает заявителя в силу положений ч. 1 ст. 65 АПК РФ от доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, заявитель 29.06.2006 года обратился к заинтересованному лицу с заявлением о согласовании места размещения здания многофункционального назначения с подземной автостоянкой юго-западнее здания № 25, расположенного по ул. Юбилейной в Автозаводском районе г. Тольятти Самарской области.

Письмом № ДС-854 от 31.07.2006 года  заинтересованное лицо сообщило, что обращение заявителя повторно направлено для рассмотрения на заседание рабочей группы при городской инвестиционной комиссии (л.д. 8).

Письмами №№ 1400 от 02.11.2006 года и 1005 от 20.11.2006 года заинтересованное лицо сообщило заявителю, что инвестиционный проект «Строительство здания многофункционального назначения с подземной автостоянкой юго-западнее здания № 25, расположенного по ул. Юбилейной в Автозаводском районе г. Тольятти Самарской области», включен в инвестиционный паспорт городского округа г. Тольятти и заявителю предложено заключить инвестиционный договор (л.д.13-14).

14.12.2006 года между заявителем и заинтересованным лицом заключен договор № 1357 на реализацию инвестиционного проекта строительства объекта на территории городского округа Тольятти (далее Договор).

В соответствии с п.2.3 договора заявитель в течение 10 дней с момента подписания настоящего Договора обязан оплатить проведение работ по созданию городского объекта социальной, инженерной инфраструктуры или объекта благоустройства в размере 4 935 500 рублей.

В силу положений п. 2.4 Договора заинтересованное лицо обязуется оказывать заявителю содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию заинтересованного лица, в том числе обеспечить своевременную подготовку и выпуск распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта (л.д.64-66).

Оценив материалы дела, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован положениями ст. 30 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ, действовавшего в период спорных правоотношений)  предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу положений ч. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Анализ вышеуказанных норм гражданского и земельного законодательства РФ, действовавшим как в период спорных  правоотношений, так действующим и в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что принятие решения органом местного самоуправления по заявлениям о предварительном согласовании места размещения объекта строительства не связывалось и не связывается законодателем  с какими-либо обязанностями заявителя по осуществлению инвестиционной деятельности в целях развития муниципального образования, в том числе и путем внесения определенной денежной суммы для создания различных объектов социальной или инженерной инфраструктуры.

Таким образом, требования заинтересованного лица по заключению инвестиционного договора и перечислению в рамках указанного договора ГСК № 130 «Единство» денежных средств в размере 4 935 500 рублей в фонд «Городской центр проектного финансирования» следует признать незаконными, а требования заявителя в данной части подлежащими удовлетворению.

Данный вывод подтверждается и положениями п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 года), согласно которым предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется без проведения торгов только в случае заключения договора о развитии застроенной территории, в порядке установленном положениями ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ.

Предметом же спора по данному делу является бездействие заинтересованного лица в непринятии соответствующего решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства. С заявлением о предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, без предварительного согласования места размещения объекта заявитель к заинтересованному лицу не обращался. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Анализ положений ст. ст. 30 и 31 Земельного кодекса РФ свидетельствует о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, либо решение об отказе в размещении объекта строительства принимается органом местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в разумные сроки.

Требования же заявителя по данному делу вытекают исключительно из обязанности заинтересованного лица по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и обязании утверждения акта о выборе земельного участка.

При этом положения п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусматривают два варианта разрешений заявления о предварительном согласования места размещения объекта строительства: решение о предварительном согласовании места размещения объекта и решение об отказе в размещении объекта.

Таким образом, суд считает, что заинтересованное лицо, получив заявление от заявителя,  проявило бездействие, выраженное  в непринятии решения  о предварительном согласовании места размещения  объекта строительства, либо об отказе в размещении объекта строительства.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия Мэрии городского округа Тольятти, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании ГСК №130 «Единство» места размещения здания многофункционального назначения с подземной автостоянкой (МС-1) по ул. Юбилейной Автозаводского района г. Тольятти, либо об отказе в размещения вышеуказанного объекта строительства, а также в части обязания заключения инвестиционного договора и перечисления в рамках указанного договора ГСК № 130 «Единство» денежных средств в размере 4 935 500 рублей в фонд «Городской центр проектного финансирования»,  так как не соответствуют требованиям закона Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом  2 статьи  201 АПК РФ, суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органом местного самоуправления  не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение  о признании таких действий (бездействия) незаконными.

Вопрос об обязании  Мэрии городского округа Тольятти устранить допущенное нарушение рассматривается судом по правилам п.3  ч.5 ст.201 АПК РФ, в силу чего заинтересованное лицо обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы распределяются судом в соответствии со ст. ст. 110-112 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Мэрии городского округа Тольятти Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании Гаражно-строительному кооперативу №130 «Единство» места размещения здания многофункционального назначения с подземной автостоянкой (МС-1) по ул. Юбилейной Автозаводского района г. Тольятти, либо об отказе в размещения вышеуказанного объекта строительства.

Признать незаконным требование Мэрии городского округа Тольятти Самарской области по заключению инвестиционного договора и перечислению в рамках указанного договора Гаражно-строительным кооперативом  № 130 «Единство» денежных средств в размере 4 935 500 рублей в фонд «Городской центр проектного финансирования».

Обязать Мэрию городского округа Тольятти Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Мэрии городского округа Тольятти Самарской области в пользу Гаражно-строительного кооператива № 130 «Единство» (ИНН 6321085737) расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Самарской области

Судья

/

Е.В. Черномырдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка