АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 декабря 2007 года  Дело N А55-14977/2007

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2007 года, в полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.Б. рассмотрев в судебном заседании 04 декабря 2007 года 10 декабря 2007 года дело по заявлению

Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара

к  Департаменту строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, г. Самара

третье лицо: ООО «Самарский строительный портал», Самара

о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия

при участии в заседании

от заявителя: представитель Литвинова И.Г., доверенность № 534 от 10.10.2007 года,

от заинтересованного лица: представитель Мирошник О.В., доверенность № Д05-01/2528 от 19.10.2007 года

от третьего лица:

ООО «Самарский строительный портал» - не явился, надлежаще извещен.

В соответствии со ст.163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв с 04.12.2007 года до 10.12.2007 года 13.30.

Установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившегося в ненаправлении в установленный действующим законодательством срок в адрес Министерства утвержденного проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора (между ул. Советской Армии и ул. 22 Партсъезда), площадью 1,0 кв.м. под установку отдельно стоящих опор для размещения рекламных перетягов и обязании Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара-Загора (между ул. Советской Армии и ул. 22 Партсъезда), площадью 1,0 кв.м. под установку отдельно стоящих опор для размещения рекламных перетягов.

Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара требования заявителя не признает, указывая в своем отзыве, что бездействие отсутствует и департаментом направлено в адрес Министерства заключение о невозможности подготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, согласно ст.123 АПК РФ признается надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Отзыв не представило.

В соответствии со ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя и исходит при этом из следующего.

13 июля 2006 года ООО «Самарский строительный портал» обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Стара- Загора (между ул. Советской Армии и ул. 22 Партсъезда), площадью 1,0 кв.м., под установку отдельно стоящих опор для размещения рекламных перетягов.

27 июля 2006 года министерством было направлено в адрес Главы городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО «Самарский строительный портал», поскольку утверждение проектов границ земельных участков на тот момент являлось компетенцией Главы городского округа.

Указанное обращение поступило в администрацию городского округа Самара 28.07.2006 года, о чем имеется отметка на экземпляре заявителя. Ответа на указанное обращение Министерством получено не было.

20.10.2006 года департаментом в адрес министерства было направлено письмо (л.д. 21), по мнению заявителя данное письмо содержало заключение о возможности изготовления  и утверждения проекта границ вышеуказанного земельного участка.

В связи с изложенным, 14.02.2007 года, 10.05.2007 года, 13.06.2007 года Министерством в адрес Департамента были направлены обращения об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка.

На момент подачи в арбитражный суд заявления, ответа на вышеуказанные обращения Министерство не получало, проект границ земельного участка не утвержден.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с данным заявлением.

При оценке доводов сторон суд исходит из приоритета доказывания, - обязанности органа, принявшего оспариваемый ненормативный акт, доказывать его обоснованность (п. 5 ст. 200 АПК РФ), что в соответствии со ст. 65 АПК РФ не исключает и обязанность каждой стороны доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, с учетом требований ст. 34 ЗК РФ, был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее по тексту Порядок).

Согласно пункту 2.1 данного Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка (пункт 2.4.порядка).

В соответствии с пунктом 2.5 Порядка в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.

Таким образом, нормативным правовым актом установлена обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по подготовке и направлению в министерство мотивированного заключения, однако содержание заключения может быть как о возможности, так и о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждении.

Пунктом 2.7. Порядка определено, что уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок с момента поступления обращения, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель, а также в случаях, установленных действующим законодательством, с учетом заключения государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологических условий и соблюдения правил пожарной безопасности, обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 № 2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством» определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе  -  Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара - по земельным участкам площадью более 100 кв. м, за исключением случаев, установленных пунктом 1.3 настоящего Постановления, и по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей.

Как указывалось выше, заявитель 27.07.2006 г. направил в адрес главы городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка.

20.10.2206 года в адрес министерства Департаментом было направлено письмо № 05/02-2179, в соответствии с текстом которого «в настоящее время в установленном порядке оформляются и рассматриваются проекты границ земельных участков на запрашиваемые земельные участки» (л.д. 21).

В своем заявлении в арбитражный суд министерство указало данное письмо как письмо о возможности изготовления и утверждения проекта границ вышеуказанного земельного участка (л.д. 5).

В связи с вышеизложенным и фактического не утверждении проекта границ, в адрес департамента заявителем неоднократно направлялись письма об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка.

Оценив материалы дела, пояснения сторон, суд приходит к выводу, что ответ департамента от 20.10.2006 года № 05/02-2179 в адрес министерства не является заключением о возможности изготовления и утверждения проекта границ земельного участка во исполнение требований п. 2.5 Порядка.

В судебное заседание представитель Департамента представил заключение от 30.10.2007 года № Д05-01-01/11366-0-2 о невозможности изготовления проектов границ земельных участков и их утверждения (в том числе и земельного участка по адресу: г. Самара, ул. Стара- Загора, между ул. Советской Армии и 22 Партсъезда), полученное Министерством 01.11.2007 года, о чем свидетельствует отметка в получении.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных законом.

Следовательно, департамент, являясь уполномоченным органом местного самоуправления, в силу закона обязан подготовить и направить в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.

Обязанность изготовления и утверждения проекта границ земельного участка возникает у уполномоченного органа местного самоуправления только при наличии возможности и не является безусловной обязанностью органа местного самоуправления.

Ответом в адрес Министерства от 30.10.2007 года о невозможности изготовления проектов границ земельных участков и их утверждения, Департамент исполнил обязанность уполномоченного органа, установленную пунктом 2.5 Порядка. Мотивы отказа заявителем не оспариваются.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента, так как законом не предусмотрена исключительная обязанность органа местного самоуправления по изготовлению и утверждению проекта границ земельного участка.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса  РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие  двух фактов в совокупности: несоответствия  обжалуемого бездействия  закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности  и иной экономической деятельности.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, требование о признании незаконным бездействия удовлетворению не подлежат.

Таким образом, учитывая, что на момент обращения заявителя с арбитражный суд бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствовало в удовлетворении заявления следует отказать.

Расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110-112, 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области, 443068, Самарская область, Самара, ул. Скляренко, 20 в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка