АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 декабря 2007 года  Дело N А55-14979/2007

В составе судьи

Стенина А.В.

рассмотрев в судебном заседании  30 ноября 2007 года  дело по иску, заявлению

Министерства имущественных отношений Самарской области,  443068, Самарская область, Самара, ул. Скляренко,20

От  12 октября 2007 года  № 12-15/з-21090

к  Департаменту строительства и архитектуры Администрации города Самары,  443100, Самарская, Самара, Галактионовская, 132

3-е лицо: ООО «Самарский строительный портал», 443011, г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 164А

о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры Администрации города Самары, выразившегося в не направлении в установленный действующим законодательством срок утвержденного проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Г. Димитрова (между Московским шоссе и ул. Молодежной)

при участии в заседании

от истца гл. спец. прав. управления Нескоромнов Н.Н. (по доверенности от 10.10.2007 г. №  535)

от ответчика консультант прав. управления Слабожанова Е.А. (по доверенности от 06.08.2007 г. №  Д05-01/1785)

от 3-его лица не явились

Установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области просит: признать незаконным бездействие департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившееся в ненаправлении в установленный действующим законодательством срок в адрес министерства утвержденного проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Г.Дмитрова (между Московским шоссе и ул.Молодежной), площадью 1,0 кв.м., под установку отдельно стоящих опор для размещения рекламных перетягов;

обязать департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара обеспечить изготовление и утвердить проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Г.Дмитрова (между Московским шоссе и ул.Молодежной), площадью 1,0 кв.м, под установку отдельно стоящих опор для размещения рекламных перетягов.

Департамент строительства и архитектуры Администрации г.о. Самара требования заявителя не признает, указывая, что бездействие отсутствует и испрашиваемый участок находится в охранной зоне инженерных сетей.

3-е лицо в заседание суда не явились, отзыва не представили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

13 июля 2006 года ООО «Самарский строительный портал» обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Г.Дмитрова (между Московским шоссе и ул.Молодежной), площадью 1,0 кв.м под размещение рекламных перетягов..

4.02.2006 года в адрес департамента было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду обществом. Указанное обращение поступило в департамент 15.05.2007 г. (вх. № Д05-07 01/1201), о чем имеется отметка на экземпляре министерства.

Т.к. требования заявителя не были исполнены, заявитель обратился в суд с данным заявлением.

При оценке доводов сторон суд исходит из приоритета доказывания, - обязанности органа, принявшего оспариваемый ненормативный акт, доказывать его обоснованность (п. 5 ст. 200 АПК РФ), что в соответствии со ст. 65 АПК РФ не исключает и обязанность каждой стороны доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74, с учетом требований ст. 34 ЗК РФ, был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.

Согласно данного Постановления, граждане подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка. В недельный срок с момента поступления указанного обращения уполномоченный орган с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель подготавливает и направляет в министерство мотивированное заключение о возможности либо о невозможности изготовления проекта границ земельного участка и его утверждения.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5,, 2.7 вышеуказанного Порядка на уполномоченный орган возложена обязанность в течение семи рабочих дней с даты поступления обращения подготовить и направить в  адрес  министерства мотивированное  с учетом  в  соответствии  с  градостроительной  документацией,  правилами  землепользования  и застройки, целевым назначением земель заключение о возможности либо о невозможности  изготовления  проекта  границ  земельного  участка  и  его утверждения, в случае дачи заключения о возможности его изготовления и утверждения - в месячный срок с момента поступления вышеуказанного обращения министерства, обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его.

Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 № 2340 «Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством» определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством. Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара

Как указывалось выше, заявитель 14.02.07 г. направил в адрес ответчика обращение об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка. Так как в срок, предусмотренный законодательством, ответчик не исполнил требования заявителя, Министерство повторно обратилось к Департаменту 10.05.07 г.

Департамент строительства и архитектуры Администрации г.о. Самара ответом на обращение от 30.11.07 г., указал, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (напорной канализации, самотечной канализации, сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 5 м).

Согласно  таблице  14  СНиП  2.07.01-89  «Градостроительство.  Планировка  и застройка городских и сельских поселений» расстояние по горизонтали (в свету) от подземных сетей до фундаментов рекламных конструкций должно быть:

от водопровода и напорной канализации - не менее 5,0м;

от самотечной канализации (бытовая и дождевая) и дренажа - не менее 3,0м.

Согласно пункту 6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» Средства наружной рекламы не должны быть размещены:

сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5,0м от бровкиземляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня).

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных законом.

Следовательно, ответчик путем направления в адрес заявителя письма от 30.11.07 г. (полученного 01.11.07 г.)  с обоснованием отказа в изготовлении проекта границ спорного земельного участка и его утверждении со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, исполнил с нарушением срока свою обязанность о выдаче и  направлении в  адрес  заявителя  соответствующего  мотивированного заключения, тем самым, прекратил свое бездействие. Мотивы отказа заявителем не оспариваются.

Указанная позиция изложена в Постановлении кассационной инстанции от 26.10.07 г. по делам № А55-2225/2007, А55-2226/2007, А55-1772/2007,

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является наличие двух фактов в совокупности: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положения ст. 198 АПК РФ корреспондируются и с правилами ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, сделанных в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что по данному делу отсутствуют нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, поскольку сдавать в аренду испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, в связи с чем и нет нарушения ответчиком интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (получение Министерством арендной платы).

Более того, согласно ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая ответ Департамента, суд не вправе обязать государственный орган совершить какие-либо действия, направленные на устранение незаконного бездействия.

При указанных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований заявителю следует отказать.

Расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.В. Стенина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка