АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 января 2008 года  Дело N А55-16241/2007

в составе судьи

Львова Я.А.,

рассмотрев 20 декабря 2007 года  в судебном заседании, в котором объявлена резолютивная часть решения,  дело по заявлению

ООО "Русская Строительная Компания-Самара", г. Самара

от  07 ноября 2007 года

к  Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара

о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка и об обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка,

при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Рагуля Ю.Н.:

от заявителя Дмитриевой Н.В., доверенность № 1-юр от 07.06.06 года;

от ответчика (заинтересованного лица) Зарифова И.Р., доверенность № 12-3775 от 01.06.07 года;

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Русская Строительная Компания-Самара" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 23.10.07 года в государственной регистрации договора аренды земельного участка № 94 от 27.08.07 года и об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать договор аренды земельного участка № 94 от 27.08.07 года.

Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области заявленные требования не признало по основаниям, указанным  в отзыве, считая отказ  в государственной регистрации договора аренды правомерным по следующим основаниям. Основанием для заключения договора аренды земельного участка № 94 от 27.08.07 года послужило постановление Главы города Самары от 29.11.04 года № 4534, постановление Главы города Самары от 08.12.05 года № 3600, постановление Главы города Самары от 03.04.06 года № 141, постановление Главы города Самары от 13.07.07 года № 514, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.08.07 года № 87. Постановлением главы г. Самары от 29.11.2004г. №4534 был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и была разрешена ООО «СУОР-5 тр. №11» проектировка жилого дома. В данном документе содержатся положения относительно того, что возможность использования земельного участка и обеспечение его инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры согласована. Следовательно, в силу положений п.4 ст. 30 ЗК РФ данный участок был сформирован. Однако, за ООО «СУОР-5 тр. №11» данный земельный участок закреплен не был. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена процедура изменения лица, которому предварительно согласовано место размещения объекта. Согласно положениям п.6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ. Таким образом, при предоставлении данного земельного участка в аренду необходимо проведение торгов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Главы города Самары от 29.11.2004 г. № 4534 (в редакции Постановления Главы города Самары от 08.12.2005 г. № 3600, Постановления Главы городского округа Самара от 03.04.2006 г. № 141), а также Постановлением Главы городского округа Самара от 13.07.2007 г. № 514 и Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.08.2007 г. № 87 обществу с ограниченной ответственностью «Русская Строительная Компания-Самара» утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения и разрешении проектирования жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, утвержден проект границ земельного участка и предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 5372,8 кв.м., расположенный по адресу: улица Мало-Урицкого в Железнодорожном районе города Самары, для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.

На основании Постановления Главы города Самары от 29.11.2004 г. № 4534 (в редакции Постановления Главы города Самары от 08.12.2005 г. № 3600, Постановления Главы городского округа Самара от 03.04.2006 г. № 141), а также Постановления Главы городского округа Самара от 13.07.2007 г. № 514 и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.08.2007 г. № 87 в августе 2007 г. Заявитель заключил с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области договор № 94 аренды земельного участка, расположенного адресу: улица Мало-Урицкого в Железнодорожном районе города Самары сроком на три года.

При отказе в государственной регистрации рассматриваемого договора аренды Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области не учтено, что основанием для внесения изменений в Постановление Главы города Самары от 29.11.2004г. № 4534 и изменения юридического лица, которому предварительно согласовано место размещения объекта, послужило мировое соглашение по делу № А55-19648/2004-6, утвержденное определением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2005 г. на следующих условиях: «ответчик - Администрация города Самары в течение 10 дней с момента утверждения мирового соглашения Арбитражным судом вносит изменения в постановление Главы города Самары от 29.11.02004г. № 4534 «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения и разрешения проектирования ООО «СУОР-5 тр. № 11» жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, с размещением КЖКХ и ОН и прокуратуры Железнодорожного района на земельном участке, расположенном по адресу: ул. Мало-Урицкого в Железнодорожном районе г. Самары» в части замены ООО «СУОР-5 тр. № 11» на ООО «Русская Строительная Компания - Самара». Заявитель - ООО «Оригинал» (новое название ООО «Русская Строительная Компания - Самара») отказывается от заявленных требований о признании постановления № 4534 недействительным».

В соответствии с ч.1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Определение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2005 года вступило в законную силу, в установленном порядке не обжаловано, добровольно исполнено его сторонами согласно ч.1 ст. 142 АПК РФ.

Кроме того, признавая доводы заявителя обоснованными, суд исходит также из того, что в соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

Пунктами 5 и 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ установлено что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Причем, нормой пункта 8 статьи 31 Земельного Кодекса РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержденного Постановлением Главы города Самары от 29Л1.2004 г. № 4534 (в редакции Постановления Главы г. Самары от 08.12.2005 г. № 3600, Постановления Главы г. Самары от 03.04.2006 г. № 141), составляет три года и истекает 29.11.2007 г.

Первоначально ООО «Русская Строительная Компания-Самара» обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о предоставлении рассматриваемого земельного участка 01.11.2006 г. (л.д.36-37). В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 03.04.07г. № Л-21/1208 (л.д.38-41) заявка была снята с рассмотрения, а заявителю разъяснено право обращения в Министерство с заявлением о предоставлении данного земельного участка в срок до 29.11.2007 г.

До истечения указанного срока Постановлением Главы городского округа Самара от 13.07.2007г. № 514 утвержден проект границ земельного участка для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, расположенного по адресу улица Мало-Урицкая в Железнодорожном районе города Самары. 18 июля 2007 г. ООО «Русская Строительная Компания-Самара» обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением о возобновлении работы по ранее поданной 01.11.2006 г. заявке (л.д.42), и Приказом № 87 от 15.08.2007г. в пределах установленного срока Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области предоставило в аренду ООО «Русская Строительная Компания-Самара» земельный участок по адресу: улица Мало-Урицкого в Железнодорожном районе г. Самары для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.

Судом отклонен также и довод ответчика о том, что действующим земельным законодательством РФ не предусмотрена процедура изменения лица, которому предварительно согласовано место размещения объекта.

Земельным Кодексом Российской Федерации прямо не запрещена процедура изменения лица, которому предварительно согласовано место размещения объекта.

В соответствии с п.  и 2 ст. 31 Земельного Кодекса РФ для проведения выбора земельного участка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В согласовании места размещения объекта участвуют ряд уполномоченных исполнительных органов государственной власти. Их количество зависит от объекта, который предполагается построить, а также от места его размещения.

Согласно статье 35 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статьей 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предписано, что предоставление земельных участков под строительство допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правил

Согласно распоряжения Главы администрации г. Самары от 27 марта 2002г. №70-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение главы администрации города от 27.10.2000 №715-р «Об утверждении порядка и сроков подготовки, прохождения и согласования распорядительных документов в Администрации города Самары» с 27 марта 2002г. по 11 октября 2005 г. (т.е. на дату принятия Постановления №4534 от29.11.2004г. «Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, предварительном согласовании места размещения  и разрешении проектирования ООО «СУОР-5 тр.11» жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, размещением КЖКХ и ОН, прокуратуры Железнодорожного района на земельном участке, расположенном по адресу: ул. Мало-Урицкого в Железнодорожном районе г. Самары») существовал следующий порядок подготовки, прохождения и согласования распорядительных документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Заявитель обращался в Департамент строительства и архитектуры с заявлением о выборе земельного участка. Департамент проводил оценку и анализ намерений заявителя (с осуществлением предварительной проверки соответствия участка по названному в заявке адресу установленному для данной территориальной зоны виду разрешенного использования будущего объекта) и направлял запросы в Комитет по управлению имуществом (предоставление сведений о землепользователях земельного участка), МП БТИ (заключение о наличии строений в границах испрашиваемого земельного участка), Департамент экономики и финансов (заключение о целесообразности строительства объекта), Администрацию района (сведения о предоставлении земельных участков в границах испрашиваемого участка другим лицам).

После анализа заключений перечисленных органов о возможности размещения объекта на указанной заявителем территории Департамент строительства и архитектуры готовил акт выбора земельного участка, который рассылался на согласование в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству на предмет предоставления сведений из кадастра о землепользователях, в Центр Госсанэпиднадзора с целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и экспертного заключения о возможности использования предоставляемого участка под строительство заявленного объекта, санитарно-гигиенического задания к проектированию; и Межрайонный комитет по охране окружающей среды для выдачи заключения государственной экологической экспертизы, в котором даётся оценка уровня воздействия объекта намечаемого строительства на окружающую среду. Кроме того, осуществлялись иные согласования различными заинтересованными органами и организациями в зависимости от объекта, который предполагается построить, а также от места его размещения.

После анализа заключений по акту о выборе земельного участка происходило непосредственное оформление акта и подготавливалось постановление об утверждении акта выбора.

Таким образом, процедура акта выбора и предварительного согласования места размещения объекта направлена на решение вопроса о возможности использования испрашиваемого земельного участка для строительства указанного заявителем объекта посредством определения вариантов размещения объекта, и никаким образом не связана с личностью лица, обратившегося с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Предварительному согласованию в соответствии с указанным выше порядком подлежит место размещения объекта, а не заявитель.

На основании вышеизложенного у ответчика не было оснований для отказа заявителю в государственной регистрации спорного договора аренды земельного участка.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 23.10.07 года в государственной регистрации договора аренды земельного участка № 94 от 27.08.07 года.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и зарегистрировать договор аренды земельного участка № 94 от 27.08.07 года.

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, расположенного по адресу: 443099, г. Самара, ул. Некрасовская, 3; ИНН: 6317053595, в пользу ООО "Русская Строительная Компания-Самара", находящегося по адресу: 443079, г. Самара, ул. Митирева, 11, ИНН: 6311005122, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

Я.А. Львов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка