• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2006 года  Дело N А55-20050/2004

В составе судьи

Хмелева С.П.

рассмотрев в судебном заседании 05 сентября 2006 года дело по иску

МП "Тольяттинское троллейбусное управление", Самарская область, г. Тольятти

От 15 мая 2006 года

к 1) Министерству финансов РФ, г. Москва

2) Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара

третье лицо: Мэрия г. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти

о взыскании 20149900 руб.

при участии в заседании

от истца Рыбакова О.В., представитель по доверенности от 19.10.2005г.,

от ответчиков 1) Мартынова Е.В., представитель по доверенности от 02.02.2006г.,

2) Ульбеков Р.К., представитель по доверенности от 10.01.2006г.,

от третьего лица не явился, извещен,

при ведении протокола судебного заседания судьей.

Муниципальное предприятие «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №1» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов РФ и с Министерства управления финансами Самарской области 20149900 руб., составляющих сумму убытков, вызванных предоставлением предприятием в 2003г. льгот по Федеральному закону от 24.11.95г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ».

Решением суда от 25.07.2005г. в иске отказано по мотиву предъявления иска к ненадлежащим ответчикам, а также в связи с недоказанностью размера причиненных убытков и факта незаконного бездействия ответчика.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2005г. решение оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции от 13.04.2006г. решение от 25.07.2005г. и постановление от 31.10.2005г. Арбитражного суда Самарской области отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Указанным постановлением кассационной инстанции установлено следующее:

Как следует из материалов дела, МП «ТТУ» во исполнение Федерального закона от 24.01.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказало услуги в 2003 году услуг по бесплатному проезду на транспорте общего пользования инвалидам 1, 2, 3 группы, детям-инвалидам, лицам, сопровождающим инвалидов 1 группы и детей-инвалидов.

Согласно расчетам истца сумма выпадающих доходов от предоставленных льгот составила в указанный период 20149900 руб.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 30 названного закона дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

За спорный период истцу были возмещены из федерального бюджета расходы по предоставлению льгот при поездке на городском транспорте категории граждан, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 2061064 руб.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсации на реализацию Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Действие данного Порядка продлено на 2003 год.

Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке.

При новом рассмотрении дела ответчики иск не признали по мотивам, изложенным в письменных отзывах.

В настоящем судебном заседании представитель истца, обладающий соответствующими полномочиями, под расписку в протоколе судебного заседания заявил письменный отказ от исковых требований к Министерству управления финансами Самарской области.

Заявленный отказ принят судом с учетом ч.5 ст.49 АПК РФ, исходя из чего, производство по делу к Министерству управления финансами Самарской области подлежит прекращению по п. 4. ч.1 ст. 150 АПК РФ, указанное лицо привлекается к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд Самарской области

Установил:

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещение. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков. Причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов от имени казны РФ выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложена на Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.

Субсидии и субвенции согласно постановления Российской Федерации от 14.07.2001 года № 536 зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Ответственность за несоблюдение установленного порядка и достоверность представляемых органам федерального казначейства сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий и субвенций.

На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Возложение этой обязанности на юридическое лицо противоречит целям его деятельности.

Российская федерация, установив указанными федеральными законами льготы в виде бесплатного проезда приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств федерального бюджета. При этом, принимая закон о федеральном бюджете на соответствующий год, государство не отменяло и не приостанавливало действия указанных федеральными законами льгот по указанным выше федеральным законам. Бездействие государства в части его обязанности обеспечения полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов является неправомерным бездействием государства, в связи с чем истец вправе требовать от государства возмещения недополученных доходов, как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов в силу ст. 1069 ГК РФ.

В результате предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения на территории города Тольятти и в пригороде данного муниципального образования, истцом неполучена сумма 20149900 руб., которая согласно ст.ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальными убытками.

Транспортное управление мэрии г. Тольятти осуществляло расчеты потребности в средствах на возмещение расходов по бесплатному проезду инвалидов.

Произведенные расчеты в разрезе по месяцам предоставлялись Транспортным управлением мэрии г. Тольятти в Департамент финансов мэрии г. Тольятти в соответствии с Письмом от 28.03.2003г. № 421 по установленной форме, после чего направлялись Департаментом финансов мэрии г. Тольятти в Управление Федерального Казначейства по Самарской области и в Департамент управления финансов Администрации Самарской области.

При этом в дальнейшем указанная отчетность о фактических расходах по предоставлению льгот по проезду на транспорте общего пользования города Тольятти, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предоставлялась мэрией города Тольятти в полном объеме и в срок ежемесячно до 15 числа.

Указанная отчетность являлась при этом основание для частичного финансирования осуществленных муниципальным транспортным предприятием расходов за счет выделяемых субсидий из федерального бюджета.

Письмом № 05-10/317 от 02.12.2003 года Департамента управления финансами Самарской области фактически была установлена действующая в 2003 году на территории Самарской области методика учета убытков, причиненных транспортным предприятиям в результате предоставления ими льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Истец, органы местного самоуправления г. Тольятти, составляли все отчетные документы, предусмотренные данной методикой и направляли их в Департамент управления финансами Самарской области, после чего сведения, полученные из этих документов финансовым органом субъекта Федерации, передавались в структурные подразделения Министерства финансов Российской Федерации.

Именно из средств федерального бюджета выделяются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Поэтому финансовые средства, необходимые для осуществления органами субъектов Российской Федерации отдельных государственных полномочий, ежегодно должны предусматриваться в федеральном бюджете.

Более того, п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» указано, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Материалами дела подтверждено недофинансирование из федерального бюджета, а Министерство финансов в рамках настоящего дела выступает в качестве финансового органа Российской федерации в силу положений ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что убытки истца возникли в связи с тем, что при формировании профицитного федерального бюджета на соответствующий финансовый год средств было предусмотрено недостаточно, тогда как согласно ч. 2 ст. 171 Бюджетного кодекса РФ обязанность по непосредственному составлению проекта федерального бюджета возложена на Министерство финансов РФ.

Исходя из вышеизложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет средств федерального бюджета в лице Министерства финансов РФ.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110, 112 АПК РФ распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 150 п.4 ч.1, 167 - 171, 180, 181, ч. 1 ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Прекратить производство по делу в отношении Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва за счет средств Казны Российской Федерации в пользу МП "Тольяттинское троллейбусное управление", Самарская область, г. Тольятти 20149900 руб., составляющих сумму убытков, вызванных предоставлением предприятием в 2003г. льгот по Федеральному закону от 24.11.95г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ».

В иске к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области в месячный срок.

Судья

/

С.П. Хмелев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-20050/2004
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 12 сентября 2006

Поиск в тексте