• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 06 июля 2007 года  Дело N А55-5667/2007

В составе судьи

Морозов Г.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению

ООО "Стройинвест"

28 апреля 2007 года

Департаменту строительства и архитектуры Администрации города Самары

3-е лицо:

Администрация городского округа Самара, 443010,г. Самара, ул. Куйбышева, д. 135

об обжаловании действий должностных лиц, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на строительство

при участии в заседании

- От заявителя - Уполовникова Д.С., представлена доверенность от 20.04.2007;

Белов В.Н., представлена доверенность от 20.04.2007г.; Крюкова И.Ф., представлена доверенность № 1 от 20.04.2007г.;Бородачева И.С. представлена доверенность № 2 от 20.04.2007г.

- От департамента Слабожанова Е.А.,представлена доверенность № Д 05-01/701 от 29.03.2007г.

- От третьего лица - не явился (извещен)

Установил:

В судебном заседании 28 июня 2007 года объявлен перерыв до 02 июля 2007 года.

Заявитель с учетом уточнения заявленных требований просит признать действия должностных лиц Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившиеся в отказе по выдаче ООО «Стройинвест» разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по улице Осипенко, 2 в Октябрьском районе города Самары, незаконными согласно письму Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара №сс-1 -517-0-1 от 16.04.2007г.; устранить допущенные нарушения путем подготовки и выдачи Департаментом строительства и архитектуры администрации городского округа Самара разрешения на строительство ООО «Стройинвест» многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по улице Осипенко, 2 в Октябрьском районе города Самары.

Считая отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее- Департамент) в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным, заявитель указал, что проект многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по ул. Осипенко, 2 в Октябрьском районе города Самары прошел все необходимые согласования, имеет положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы, т.е. соответствует требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В отзыве (возражениях) на заявление Департамент указал, что оспариваемые действия Департамента соответствуют установленному действующим законодательством порядку действий уполномоченного органа при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство, отказ в выдаче заявителю разрешения на строительство является законным и обоснованным.

Кроме того, считает автор отзыва, заявитель не обосновал нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не доказал, что оспариваемые действия Департамента незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство является незаконным и необоснованным и ущемляет его права.

Представитель департамента пояснил, что оспариваемые действия департамента соответствуют установленному действующим законодательством порядку действий уполномоченного органа при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство, отказ в выдаче заявителю разрешения на строительство является законным и обоснованным.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов заявления, возражений на него, пояснений лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. При этом исходил из следующего.

Как видно из материалов дела, заявитель, имея не признанные в установленном порядке незаконными и недействительными постановления главы города Самары от 27.09.2004 г. № 2436, от 30.09.2005г. № 2709 с изменениями, внесенными постановлением от 26.06.2006г. № 2163, распоряжение Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 28.09.2006г. № 200-Р, зарегистрированный в установленном порядке договор №2 от 28.09.2006г. аренды земельного участка, относящегося к категории «земли поселений», имеющий кадастровый номер 63:01:0611001, представленный под строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом, обратился в уполномоченный на то орган Департамент с заявлением о подготовке разрешения на строительство жилого дома с паркингом по ул. Осипенко в Октябрьском районе города Самары.

В соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации для возведения объектов недвижимости на земельном участке необходимо получить соответствующее разрешение на строительство у органов местного самоуправления, которое выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.

В соответствии со ст. 1, п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации деятельность физических и юридических лиц в области строительства и реконструкции объектов недвижимости относится к градостроительной деятельности, при осуществлении которой подлежат обязательному применению нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.

Порядок выдачи таких разрешений на территории города Самары установлен Законом Самарской области №5 ГД от 16.06.2003г. (в редакции от 07.06.2004 г.) «О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области».

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области для получения разрешения на строительство заявитель предоставляет местным органам архитектуры и градостроительства, следующие документы: а) заявление о выдаче разрешения на строительство по установленной форме с указанием источников и объема финансирования строительства, реконструкции; б) документ, удостоверяющий право заказчика (застройщика) на земельный участок, либо его копию, заверенную в установленном порядке; в) проектную документацию, разработанную и утвержденную в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; г) положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации: д) лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений или ее копию, заверенную в установленном порядке (в случае, если осуществление строительства, реконструкции требует получения лицензии); е) документ, удостоверяющий полномочия представителя (в случае, если документы предоставляются лицом, уполномоченным заказчиком (застройщиком).

Из этой нормы Закона субъекта Российской Федерации следует, что разрешение на строительство не может быть выдано до заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации, до утверждения в установленном порядке проектной документации, до получения положительного заключения государственной вневедомственной экспертизы проектной документации.

Проект многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по улице Осипенко, 2 в Октябрьском районе города Самары прошел все необходимые согласования, имеет положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы, т.е. соответствует требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.5 Закона Самарской области.

Департамент, рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, отказал в выдаче разрешения на строительство, со ссылкой на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, сославшись на то, что заявитель не полностью представил пакет документов для выдачи разрешения на строительство.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются соответствующие документы.

В силу пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. По результатам проверки соответствующий орган выдает разрешение на строительство или отказывает в его выдаче с указанием причин отказа.

Отказ в выдаче разрешения на строительство возможен при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса или несоответствии их требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как видно из материалов дела, все предусмотренные Законом для выдачи разрешения на строительство документы представлены в Департамент. Представитель Департамента в судебном заседании не отрицал тот факт, что документация ранее была согласована и находится в Департаменте, он пояснил: «что из писем можно сделать вывод о том, что документация согласована и находится у нас, но на каждый документ ставится дата и номер, заявителем не доказан такой факт и все документы представлены без номеров».

Данный факт свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае обстоятельств, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации в качестве основания для отказа в выдаче разрешения.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 указанного Кодекса в перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, входит, в частности, градостроительный план земельного участка.

Согласно под п. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган кадастровый план земельного участка. При этом орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, проводит проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.

Заявителем для получения разрешения на строительство в Департамент было представлено заявление от 02.04.2007 года №41 с приложенными к нему документами: копия договора аренды земельного участка №2 от 28.09.2006г., копия заключения Центра государственной вневедомственной экспертизы №1160.03-06/1 от 07.03.2007г.

Ранее заявителем были представлены в Департамент документы лицензия на строительство, правоустанавливающие документы на земельный участок, общая пояснительная записка, генеральный план, план благоустройства, план границ земельного участка, Проект организации строительства, архитектурные решения, учредительные документы, вневедомственная экспертиза, что подтверждается накладной полученной начальником отдела архитектуры и строительства от 05.03.2007г., которая никем не оспорена. Кадастровый план и кадастровая карта земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Стройинвест», являются неотъемлемым приложением к договору аренды земельного участка № 2 от 28.09.2006г., был представлен в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары 02.04.2007г. Этот договор, как указано выше, недействительным и не заключенным не признан и это Департамент не должен был не учитывать.

Согласно п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Изложенные выше обстоятельства дают суду основание считать, что отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным, так как противоречит требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Права заявителя отказом Департамента в получении разрешения на строительства нарушены. Договор аренды земельного участка заключен на определенный срок, который истекает 30 сентября 2008 года, и отказом Департамента в выдаче разрешения на строительство нарушаются права заявителя на целевое использование прав по договору аренды.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт (в данном случае оспариваемый отказ гос. органа) может быть признан арбитражным судом недействительным при одновременном наличии двух условий: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 Кодекса предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта. Обстоятельства, изложенные выше дают суду основание считать, что Департамент не доказал соответствие Закону оспариваемого акта, а заявитель доказал нарушение его прав изданием этого акта.

Таким образом, оспариваемое решение Департамент не соответствует Закону и нарушает законные интересы заявителя и должно быть признано незаконным. В силу положений п. 4 ст. 201 АПК РФ в случае признания оспариваемого акта незаконным суд в решении должен указать на обязанность устранить допущенное нарушение.

Расходы по государственной пошлине в силу положений ст. 110 АПК РФ, суд относит на Департамент.

Руководствуясь ст.ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать действия должностных лиц Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившийся в отказе по выдачи ООО «Стройинвест» разрешение на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по улице Осипенко, 2 в Октябрьском районе г. Самары согласно письму № СС-1/-517-0-1 от 16.04.07 незаконными.

Устранить допущенные нарушения путем подготовки и выдачи Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара разрешения на строительство ООО «Стройинвест» многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и паркингом по улице Осипенко, 2 в Октябрьском районе г. Самары.

Взыскать с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу ООО «Стройинвест» расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Г.Н. Морозов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А55-5667/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Самарской области
Дата принятия: 06 июля 2007

Поиск в тексте