АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 июля 2007 года  Дело N А55-5870/2007

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2007 г. Полный текст решения изготовлен 04 июля 2007г.

Арбитражный суд Самарской области

В составе председательствующего по делу судьи Черномырдиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании  04 июля 2007 года  дело по  заявлению

Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

к  Управлению Федерального казначейства по Самарской области г. Самара 3-е лицо:  ОАО «Самаранефтегаз», г.Самара

о признании незаконным бездействия и обязании перечислить денежные средства

при участии в заседании:

от заявителя - Свешникова А.В. - юрисконсульт по дов. от 16.04.2007г., от заинтересованного лица - Тимофеева Е.В. - гл. спец.-эксперт по дов. от 09.01.2007г., от 3-го лица - не явился, извещен

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания кузина Н.С.

Установил:

Заявитель  обратился в суд с  заявлением о признании  незаконным бездействия УФК по Самарской области, выразившегося в неперечислении причитающихся муниципальному образованию средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года в сумме 3 829 905 руб. и обязании перечислить сумму причитающегося налога на добычу полезных ископаемых в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Заинтересованное лицо - Управление федерального  казначейства по Самарской области /далее УФК/  заявленные  требования не признало, по  мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 67-75). Просит в удовлетворении  требований отказать, считает свои действия законными и обоснованными.

В частности, УФК в отзыве указывает на  неподведомственность указанного спора арбитражному суду, поскольку настоящий спор возникает из бюджетных правоотношений, так как  касается перераспределения  средств между бюджетами и не носит  экономического характера.

Кроме того,  заинтересованное лицо заявило о пропуске   Администрацией трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ  на обращение в суд.  В судебном заседании  представитель заинтересованного  лица  возражения, изложенные в отзыве,  поддержал.

Третье лицо - ОАО “Самаранефтегаз” отзыв не представило. В  направленном в адрес суда ходатайстве (л.д.44) указало на то, что не возражает против удовлетворения  требований, изложенных в заявлении Администрации муниципального района  Челно-Вершинский Самарской области, просит рассмотреть дело в его отсутствие.    В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ОАО “Самаранефтегаз”, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.  Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего:

Как следует из материалов дела, согласно Федеральному  закону “О федеральном бюджете на 2004 год” платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, поступавшие за 2004 год, подлежали распределению по нормативам: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Самарской области).  Законом Самарской области от 26.12.2003г. №119-ГД “Об областном бюджете на 2004 год” предусматривалось зачисление в 2004 году в бюджет Самарской области налога на добычу полезных ископаемых в размере 50 процентов доходов в консолидированный бюджет области, а 50 процентов доходов - в бюджет муниципальных образований. Соответственно: 7,2 процента отчислялись в областной бюджет и 7,2 процента - в бюджеты муниципальных образований.

Срок уплаты налога  на добычу полезных ископаемых  установлен согласно ст.344 НК РФ не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который в соответствии со ст.341 НК РФ составляет календарный месяц. Плательщиком данного налога в бюджет района в 2004 году являлось ОАО “Самаранефтегаз”.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №186-ФЗ от 23.12.2003г. “О федеральном бюджете на 2004г.” установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов, федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального  казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами разных уровней.

Поступившие платежи по налогу на добычу полезных ископаемых подлежали зачислению на единый счет Управления федерального казначейства по Самарской области и распределялись им между федеральным бюджетом, областным и местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год”, согласно вышеуказанным нормативам отчислений.

Как следует  из  доводов  заявителя, за период с январь по октябрь 2004 года отчисления от уплаты данного налога в размере 7.2 процента регулярно поступали в бюджет района через Управление Федерального казначейства по Самарской области путем перечисления денежных средств на бюджетный счёт Администрации района.

Однако, отчисления  от уплаты НДПИ за ноябрь2004 года  в сумме 3 829 905 рублей  в бюджет  муниципального образования  не поступили.

Из доводов заявителя следует, что  ОАО “Самаранефтегаз” налог на добычу полезных ископаемых   в сумме  53 193 132 руб.  перечислен  в УФК по Самарской области  дела платёжным поручением № 541  от 24.01.2005.Факт зачисления указанной суммы  на счет УФК по Самарской области заинтересованным лицом не оспаривается.

Вместе с тем,  УФК по Самарской области указанные денежные средства  распределены не по нормативам  на 2004 год, а по нормативам 2005 года.

Суд считает, что неперечисление  муниципальному образованию отчислений от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года  в сумме 3 829 905  руб., что составляет 7.2 процента  от налога на добычу полезных ископаемых,  нарушает права заявителя  не только в бюджетных отношениях , но и имущественные интересы, поскольку денежные средства  , необходимые для покрытия расходов , связанных с реализацией хозяйственных полномочий, предусматриваются местными бюджетами и поступить в бюджет муниципального образования  могут лишь посредством Федерального казначейства  по Самарской области.

В силу изложенного, суд считает, что доводы заинтересованного лица о неподведомственности спора арбитражному суду  ошибочными.

Что касается доводов  УФК по Самарской области  о том, что оно обязано  было в рамках полномочий, предоставленных бюджетным законодательством РФ, распределить доходы в сумме  53 193 132 руб., поступившие на счет 40101,  в 2005 году, между бюджетами разных уровней по установленным нормативам 2005 года: 95% - в федеральный бюджет и 5% - в бюджет субъекта РФ, то данные доводы также  являются ошибочными.  Заинтересованное лицо не  приняло во внимание  требования статьи 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой  акты бюджетного  законодательства  РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим  после введения  их в действие, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В соответствии с п.1 статьи 1 Бюджетного  Кодекса  к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

С учетом  определений бюджетных отношений, данного указанной нормой,  Федеральный закон от 20.08.2004 года № 120-ФЗ  “О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования  межбюджетных  отношений“, вступивших в действие с 01.01.2005 года, не просто меняют нормативы отчислений от поступающих налогов, а изменяют бюджетные отношения по формированию доходов и  осуществлению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ. Момент же распределения  органами Федерального  казначейства поступивших  им на счета  денежных средств  является  лишь частью  указанных бюджетных отношений, технической процедурой в процессе формирования  доходов бюджета, в данном случае - муниципального.  В соответствии  с приложением N 2 "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год" к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, взимаемая на остальных территориях, КБК 1050311) должен распределяться в соотношении: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. На основании данного норматива, утверждался бюджет Муниципального образования, а также были определены направления расходования получаемых доходов.

Бюджетные отношения по формированию доходов местного бюджета 2004 г., налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, начались утверждением бюджета Муниципального образования, осуществлялись в течение 2004 г., то есть в тот период, когда ОАО "Самаранефтегаз" уплачивало этот налог, а отчисления от него поступали в местный бюджет, и продолжали существовать на дату вступления в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".  Таким образом, бюджетные отношения по формированию доходов бюджета муниципального образования за счет налога на добычу полезных ископаемых, возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".  Следовательно, указанный акт бюджетного законодательства Российской Федерации в рассматриваемом случае не подлежит применению.  Учитывая изложенное, суд  считает, что бездействие УФК по Самарской области, выразившееся в неперечислении причитающихся Муниципальному району средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых  за ноябрь 2004 г., является  незаконным,  так как  заинтересованное лицо нарушило свою обязанность, установленную п. 3 ст. 167 и ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Не может суд согласиться и с доводами УФК по Самарской области о пропуске  заявителем срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела  следует, что  нарушение со стороны УФК по Самарской области выражается в длительном и не прекратившемся по настоящее время невыполнении обязанностей по распределению денежных средств, возложенных на него Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ГД "О федеральном бюджете на 2004 год", и, кроме того, в процессе исполнения бюджета денежные средства, подлежащие перечислению в местный бюджет, формируются в доходной части бюджета последующих периодов, поэтому  в данном случае срок на подачу заявления нельзя считать пропущенным.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат  удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст..110,167-170, 201   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившееся  в неперечислении денежных средств  в размере 3 829 905 руб.  в бюджет Муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Обязать Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства  в бюджет  Муниципального района Челно-Вершинский Самарской области  в сумме  3 829 905 руб.

Решение  вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в этот же срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья  Е.В. Черномырдина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка