АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 04 июля 2007 года Дело N А55-5870/2007
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2007 г. Полный текст решения изготовлен 04 июля 2007г.
Арбитражный суд Самарской области
В составе председательствующего по делу судьи Черномырдиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 04 июля 2007 года дело по заявлению
Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области г. Самара 3-е лицо: ОАО «Самаранефтегаз», г.Самара
о признании незаконным бездействия и обязании перечислить денежные средства
при участии в заседании:
от заявителя - Свешникова А.В. - юрисконсульт по дов. от 16.04.2007г., от заинтересованного лица - Тимофеева Е.В. - гл. спец.-эксперт по дов. от 09.01.2007г., от 3-го лица - не явился, извещен
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания кузина Н.С.
Установил:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия УФК по Самарской области, выразившегося в неперечислении причитающихся муниципальному образованию средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года в сумме 3 829 905 руб. и обязании перечислить сумму причитающегося налога на добычу полезных ископаемых в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Заинтересованное лицо - Управление федерального казначейства по Самарской области /далее УФК/ заявленные требования не признало, по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 67-75). Просит в удовлетворении требований отказать, считает свои действия законными и обоснованными.
В частности, УФК в отзыве указывает на неподведомственность указанного спора арбитражному суду, поскольку настоящий спор возникает из бюджетных правоотношений, так как касается перераспределения средств между бюджетами и не носит экономического характера.
Кроме того, заинтересованное лицо заявило о пропуске Администрацией трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ на обращение в суд. В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражения, изложенные в отзыве, поддержал.
Третье лицо - ОАО “Самаранефтегаз” отзыв не представило. В направленном в адрес суда ходатайстве (л.д.44) указало на то, что не возражает против удовлетворения требований, изложенных в заявлении Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ОАО “Самаранефтегаз”, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего:
Как следует из материалов дела, согласно Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год” платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, поступавшие за 2004 год, подлежали распределению по нормативам: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Самарской области). Законом Самарской области от 26.12.2003г. №119-ГД “Об областном бюджете на 2004 год” предусматривалось зачисление в 2004 году в бюджет Самарской области налога на добычу полезных ископаемых в размере 50 процентов доходов в консолидированный бюджет области, а 50 процентов доходов - в бюджет муниципальных образований. Соответственно: 7,2 процента отчислялись в областной бюджет и 7,2 процента - в бюджеты муниципальных образований.
Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен согласно ст.344 НК РФ не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который в соответствии со ст.341 НК РФ составляет календарный месяц. Плательщиком данного налога в бюджет района в 2004 году являлось ОАО “Самаранефтегаз”.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №186-ФЗ от 23.12.2003г. “О федеральном бюджете на 2004г.” установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов, федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами разных уровней.
Поступившие платежи по налогу на добычу полезных ископаемых подлежали зачислению на единый счет Управления федерального казначейства по Самарской области и распределялись им между федеральным бюджетом, областным и местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год”, согласно вышеуказанным нормативам отчислений.
Как следует из доводов заявителя, за период с январь по октябрь 2004 года отчисления от уплаты данного налога в размере 7.2 процента регулярно поступали в бюджет района через Управление Федерального казначейства по Самарской области путем перечисления денежных средств на бюджетный счёт Администрации района.
Однако, отчисления от уплаты НДПИ за ноябрь2004 года в сумме 3 829 905 рублей в бюджет муниципального образования не поступили.
Из доводов заявителя следует, что ОАО “Самаранефтегаз” налог на добычу полезных ископаемых в сумме 53 193 132 руб. перечислен в УФК по Самарской области дела платёжным поручением № 541 от 24.01.2005.Факт зачисления указанной суммы на счет УФК по Самарской области заинтересованным лицом не оспаривается.
Вместе с тем, УФК по Самарской области указанные денежные средства распределены не по нормативам на 2004 год, а по нормативам 2005 года.
Суд считает, что неперечисление муниципальному образованию отчислений от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года в сумме 3 829 905 руб., что составляет 7.2 процента от налога на добычу полезных ископаемых, нарушает права заявителя не только в бюджетных отношениях , но и имущественные интересы, поскольку денежные средства , необходимые для покрытия расходов , связанных с реализацией хозяйственных полномочий, предусматриваются местными бюджетами и поступить в бюджет муниципального образования могут лишь посредством Федерального казначейства по Самарской области.
В силу изложенного, суд считает, что доводы заинтересованного лица о неподведомственности спора арбитражному суду ошибочными.
Что касается доводов УФК по Самарской области о том, что оно обязано было в рамках полномочий, предоставленных бюджетным законодательством РФ, распределить доходы в сумме 53 193 132 руб., поступившие на счет 40101, в 2005 году, между бюджетами разных уровней по установленным нормативам 2005 года: 95% - в федеральный бюджет и 5% - в бюджет субъекта РФ, то данные доводы также являются ошибочными. Заинтересованное лицо не приняло во внимание требования статьи 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В соответствии с п.1 статьи 1 Бюджетного Кодекса к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
С учетом определений бюджетных отношений, данного указанной нормой, Федеральный закон от 20.08.2004 года № 120-ФЗ “О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений“, вступивших в действие с 01.01.2005 года, не просто меняют нормативы отчислений от поступающих налогов, а изменяют бюджетные отношения по формированию доходов и осуществлению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Момент же распределения органами Федерального казначейства поступивших им на счета денежных средств является лишь частью указанных бюджетных отношений, технической процедурой в процессе формирования доходов бюджета, в данном случае - муниципального. В соответствии с приложением N 2 "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год" к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, взимаемая на остальных территориях, КБК 1050311) должен распределяться в соотношении: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. На основании данного норматива, утверждался бюджет Муниципального образования, а также были определены направления расходования получаемых доходов.
Бюджетные отношения по формированию доходов местного бюджета 2004 г., налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, начались утверждением бюджета Муниципального образования, осуществлялись в течение 2004 г., то есть в тот период, когда ОАО "Самаранефтегаз" уплачивало этот налог, а отчисления от него поступали в местный бюджет, и продолжали существовать на дату вступления в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Таким образом, бюджетные отношения по формированию доходов бюджета муниципального образования за счет налога на добычу полезных ископаемых, возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Следовательно, указанный акт бюджетного законодательства Российской Федерации в рассматриваемом случае не подлежит применению. Учитывая изложенное, суд считает, что бездействие УФК по Самарской области, выразившееся в неперечислении причитающихся Муниципальному району средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 г., является незаконным, так как заинтересованное лицо нарушило свою обязанность, установленную п. 3 ст. 167 и ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не может суд согласиться и с доводами УФК по Самарской области о пропуске заявителем срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что нарушение со стороны УФК по Самарской области выражается в длительном и не прекратившемся по настоящее время невыполнении обязанностей по распределению денежных средств, возложенных на него Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ГД "О федеральном бюджете на 2004 год", и, кроме того, в процессе исполнения бюджета денежные средства, подлежащие перечислению в местный бюджет, формируются в доходной части бюджета последующих периодов, поэтому в данном случае срок на подачу заявления нельзя считать пропущенным.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст..110,167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств в размере 3 829 905 руб. в бюджет Муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Обязать Управление Федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в бюджет Муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в сумме 3 829 905 руб.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в этот же срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья Е.В. Черномырдина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка