АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2007 года Дело N А55-9323/2007
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2007 года. Текст решения изготовлен 24 сентября 2007 года.
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи
Щетининой М.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "ИСК"Металлоптторг"
От 04 июля 2007 года № 519
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара
К Главе городского округа Самары
О признании незаконным бездействие
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.Б.
при участии в заседании
от заявителя: Курдюмова О.В., представитель по доверенности от 13.09.07г.
от заинтересованного лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Мадюкова О.Ф., представитель по доверенности от 19.09.07г., Иванова О.А., представитель по доверенности от 06.08.07г.
от заинтересованного лица - Главы городского округа Самары Иванова Е.В., представитель по доверенности от 29.03.07г.
Установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением /с учетом уточнения заявленных требований от 20.09.2007 года/ о признании бездействия Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара/далее департамент»/, выразившиеся в неподготовке проекта разрешения на строительство ООО «ИСК»Металлопторг» на земельном участке , расположенном по ул. Дыбенко, 4-й микрорайон, «Спортцентр» в Советском районе города Самары.
Кроме того, просил обязать Департамент строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, выразившиеся в неподготовке проекта разрешения на строительство ООО «ИСК»Металлопторг» на земельном участке , расположенном по ул. Дыбенко, 4-й микрорайон, «Спортцентр» в Советском районе города Самары.
В обоснование заявленных требований приводит довод о том, что Департамент более двух месяцев не отвечает на заявление о выдаче разрешения, направленное в его адрес в апреле 2007 года и не выдает разрешение на строительство в силу ст.51 Градостроительного Кодекса РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просит удовлетворить.
Департамент заявленные уточненные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на уточненное заявление.
Представитель Департамента в судебном заседании пояснил, что Департамент Строительства и архитектуры администрации города Самары переименован в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Представил суду Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 20.07.2007 года, серия 63,№ 004528236, при этом указал, что департамент является самостоятельным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом городского округа Самара, которым согласно ст.28 наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности. При этом указал, что полномочиями по выдаче разрешений на строительство на территории городского округа Самара наделен Глава городского округа Самара.
Суд, протокольным определением заменил сторону по делу: Департамент строительства и архитектуры Администрации города Самары на Департамент строительства архитектуры городского округа Самара.
Администрация городского округа Самара заявленные требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве от 13.09.2007 года/л.д.52-54/.
Представитель Администрации в судебном заседании пояснил, что Департамент в соответствии с распоряжением Главы Администрации городского округа Самара от 12 октября 2005 года № 250-Р «ОБ утверждении порядка и сроков подготовки, прохождения и согласования распорядительных документов в Администрации города Самары» подготовку разрешения на строительство осуществляет Департамент, поэтому заявитель правомерно направил в адрес департамента свое заявление о выдаче разрешения на строительство.
Департаментом нарушены сроки /10-ти дневный срок/, установленные ст.51 Градостроительного Кодекса РФ , в соответствии с которым Департамент обязан провести проверку представленных документов и передать подготовленный проект разрешения Главе городского округа Самара или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. До настоящего времени, Главе городского округа Самара Департаментом проект разрешения на строительство не передавался.
В свою очередь, представитель Администрации заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Администрацию городского округа Самара на надлежащего - Главу Городского округа Самара.
Суд, протокольным определением, с согласия заявителя, с учетом мнения представителя Департамента, в соответствии со ст. 47 АПК РФ заменил ненадлежащего ответчика Администрацию городского округа Самара на Главу Городского округа Самара.
В свою очередь, представитель Главы городского округа Самара в судебном заседании пояснил, что нет необходимости для рассмотрения дела заново, в предварительном судебном заседании и откладывать рассмотрение дела, поскольку ему дело знакомо, отзыв подписан от имени Главы городского округа Самара, что судом отражено в протоколе судебного заседания от 20 .09.2007 года.
Суд, с учетом мнения всех лиц, участвующих в деле, рассматривает дело в судебном разбирательстве.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам, изучив материалы, установил следующее:
Как установлено материалами дела Распоряжением министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства №338-р от 27.12.2006 года ООО «ИСК»Металлопторг» предоставлен в аренду под строительство жилого дома земельный участок по ул. Дыбенко, 4- микрорайон , «Спортцентр» в Советском районе города Самары/л.д.86-87, т.1/.
На основании указанного распоряжения был заключен договор аренды №46 от 08.02.2007 года/л.д.88-101, т.2/.
В силу изложенного, заявитель обратился в уполномоченный на момент обращения, на то орган - Департамент с заявлением о подготовке разрешения на строительство жилого дома по ул. Дыбенко, 4-1 микрорайон «Спортцентр» в Советском районе города Самары.
В соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации для возведения объектов недвижимости на земельном участке необходимо получить соответствующее разрешение на строительство у органов местного самоуправления, которое выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
В соответствии со ст. 1, п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации деятельность физических и юридических лиц в области строительства и реконструкции объектов недвижимости относится к градостроительной деятельности, при осуществлении которой подлежат обязательному применению нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.
Порядок выдачи таких разрешений на территории города Самары установлен Законом Самарской области №5 -ГД от 16.06.2003г. (в редакции от 07.06.2004 г.) «О порядке выдачи разрешений на строительство на территории Самарской области». Данный закон до настоящего времени не отменен и не изменен.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области для получения разрешения на строительство заявитель предоставляет местным органам архитектуры и градостроительства, следующие документы: а) заявление о выдаче разрешения на строительство по установленной форме с указанием источников и объема финансирования строительства, реконструкции; б) документ, удостоверяющий право заказчика (застройщика) на земельный участок, либо его копию, заверенную в установленном порядке; в) проектную документацию, разработанную и утвержденную в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; г) положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы проектной документации: д) лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений или ее копию, заверенную в установленном порядке (в случае, если осуществление строительства, реконструкции требует получения лицензии); е) документ, удостоверяющий полномочия представителя (в случае, если документы предоставляются лицом, уполномоченным заказчиком (застройщиком).
В свою очередь, Главой Города Самары 06 февраля 2001 года было принято Постановление №121 «Об утверждении структуры департамента и Положения о Департаменте Строительства и Архитектуры Администрации города Самары» . В соответствии с п.3.23 Положения к основным функциям Департамента относится координация проектных работ с целью реализации комплексной застройки жилых районов и промышленно-коммунальных зон, градостроительный и архитектурный контроль за разработкой и реализацией утвержденных проектных, архитектурно-планировочных решений и комплексного благоустройства, выдача разрешительной документации на проектирование и строительство.
При этом, п.3.55 Положения предусматривал выдачу Департаментом разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по конкретным объектам, а пункт 3.23. выдачу разрешительной документации на проектирование и строительство. Указанное Постановление и Положение о департаменте действовало на момент обращения заявителя в департамент с настоящим заявлением и на момент обращения в суд.
Суд учитывает доводы Департамента о его переименовании и изменении его функциональных обязанностей, но при этом отмечает, что Главой Городского округа Самара 02 июля 2007 года принято Постановление №495 «О переименовании Департамента Строительства и архитектуры Администрации города Самары» в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара». Однако, Постановление Главы города Самары от 06.02.2001 года №121 «Об утверждении структуры Департамента и Положения о Департаменте строительства и архитектуры администрации города Самары» утрачивает силу со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице.
Материалами дела установлено, что в государственный реестр юридических лиц запись о внесении в госреестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с изменением в учредительные документы, внесена 20 июля 2007 года.
Таким образом, на момент обращения заявителя в департамент с заявлением, Постановление Главы № 121 от 06.02.2001 года действовало, соответственно и Положение департамента, так же действовало на момент обращения заявителя с заявлением, в соответствии с которыми /п.3.5.5/с изменениями/ Департамент обязан был исполнять его функции. Заявитель обратился в суд 04.07.2007 года, а Постановление Главы Городского округа Самара №495 от 02.07.2007 года вступает в силу со дня официального опубликования. Постановление опубликовано в «Самарской газете» № 117/3656/ 10.07.2007 года.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются соответствующие документы.
Суд считает, заявитель на момент обращения обратился в полномочный орган Департамент Строительства и архитектуры Администрации города Самары .
В силу пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. По результатам проверки соответствующий орган выдает разрешение на строительство или отказывает в его выдаче с указанием причин отказа.
Кроме того, до настоящего времени не отменено Распоряжение №250-р Главы города Самары от 12.10.2005 года «Об утверждении порядка и сроков подготовки, прохождения и согласования распорядительных документов в Администрации города Самары», иного порядка взаимодействия нет, и суд считает, что доказательств соблюдения Департаментом 10-ти дневного срока на рассмотрение заявления суду не представлено.
Таким образом, суд установил бездействие департамента, что является незаконным и противоречит требованиям статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Права заявителя бездействием Департамента нарушены, поскольку он не имеет возможность получить разрешение на строительство.
В силу изложенного, суд признает бездействие Департамента незаконным и считает, что орган местного самоуправления обязан устранить нарушение прав заявителя, рассмотрев заявление ООО «ИСК «Металлоопторг» по существу.
Расходы по государственной пошлине в силу положений ст. 110 АПК РФ, суд относит на Департамент.
Руководствуясь ст.110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Бездействия должностных лиц Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в не рассмотрении заявления по выдаче ООО « ИСК «Металлопторг» разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице Дыбенко, 4-й микрорайон, «Спортцентр» в Советском районе согласно заявлению № СС-1/- 591 от 12.04.07 признать незаконными.
Обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление ООО «ИСК «Металлопторг» о разрешении на строительство многоэтажного жилого дома со встроено- пристроенными нежилыми помещениями по улице Дыбенко 4 й микрорайон Советском районе г. Самары по существу.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу ООО «ИСК «Металлопторг» расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
М.Н. Щетинина
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка