АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2007 года  Дело N А55-9338/2007

Резолютивная часть решения оглашена 12 сентября 2007 года

Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2007 года

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Чайников В.А.

рассмотрев в судебном заседании  12 сентября 2007 года  дело по иску, заявлению

ОАО "Самараэнерго"

От  04 июля 2007 года  № 119/116

к  ОАО "Электросеть"

О взыскании 4 014 730 руб. 72 коп.

при участии в заседании

от истца Шалуха В.В., доверенность от 29.12.2006г.

от ответчика не явился, извещен

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саляевой Е.Н.

Установил:

Истец обратился в арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику о взыскании стоимости потребленной в мае 2007 года электрической энергии в размере 4 014 730 руб. 72 коп., составляющую разницу между регулируемыми и нерегулируемыми ценами, мотивируя свои требования статьями 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик представил отзыв, в котором указывает, что в соответствии с пунктами 3.1.1.,4.2. договора оплата принятой электрической энергии производится по тарифам, установленным Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области (УГРКЭ). Приказами УГРКЭ № 61 от 03.12.2006г. и № 47 от 24.11.2006г. на 2007г. для ответчика был установлен тариф оптовой покупки электрической энергии в размере 1,012 руб./1 кВт.ч и тариф на электроэнергию, поставляемую потребителям ОАО «Самараэнерго» в размере 1,117 руб./1 кВт.ч соответственно. Потребленная в мае 2007 года электроэнергия в указанном истцом объеме оплачена по тарифам  полностью в сумме 300 474 366 руб. 45 коп.. Продажу истцом электрической энергии на розничном рынке с разбивкой на регулируемые и нерегулируемые (свободные) цены считает неправомерной, поскольку договором № 14 от 14.11.2001г. установлены договорные объемы электрической энергии, которую гарантирующий поставщик обязался по тарифам, соответственно эти объемы в 2007 году должны быть включены истцом в объемы электроэнергии, покупаемые гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам. Дополнительных соглашений об изменении цены поставляемой электроэнергии к договору № 14 заключено не было. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики также не предусмотрено право поставщика в одностороннем порядке определять окончательную цену на электроэнергию в рамках предельных уровней. К тому же эти Правила не распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В настоящий момент также еще не приняты Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам).

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснив, что поскольку условие о цене электроэнергии определяется исключительно в соответствии с законодательством РФ, то при изменении соответствующего законодательства, стороны обязаны применять при расчетах по договору новый порядок организации расчетов вне зависимости от внесения изменений в договор.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Взаимоотношения сторон обусловлены договором электроснабжения №14 от 14.11.2001г., в соответствии с п. 1.1 которого ОАО «Самараэнерго» обязуется подавать ОАО «Электросеть» через присоединенную сеть электрическую энергию, а ОАО «Электросеть» обязуется принять и оплатить её, а также соблюдать предусмотренный режим потребления электрической энергии для перепродажи присоединенным к его сетям Абонентам в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Пунктом 4.2 договора установлено, что оплата принятой электрической энергии производится по тарифам, установленным решением региональной энергетической комиссии Самарской области.

Как видно из материалов дела, в мае 2007 года истцом подана ответчику электроэнергия в объеме 251 579 949  кВт/ч  на сумму 304 489 097,17 руб., включая начисление и по нерегулируемым ценам в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530. По объему принятой электроэнергии в указанный период спора у сторон нет. На оплату поданной электроэнергии  истцом был выставлен счет-фактура  № 074201145/0014 от 31 мая 2007 года. Оплата отпущенной электроэнергии произведена ответчиком только по регулируемым ценам в сумме 300474366 руб. 45 коп.  Разница между суммой, предъявленной к оплате,  и фактически оплаченной ответчиком за май 2007г. составила 4 014 730 руб. 72 коп., за взысканием которой и обратился в суд истец с настоящим иском.

Истец, ссылаясь на изменение законодательства в период действия договора, требует дифференцированной оплаты указанного объема электроэнергии в сумме 276110409 руб. 66 коп. по регулируемым тарифам и 28378687 руб. 51 коп. по нерегулируемой цене. Согласно расчета истца (л.д.13-16), с учетом произведенной ответчиком оплаты, недоплаченная за май 2007г. сумма составляет 4 014 730 руб. 72 коп.

Исходя из характера договора, правоотношения сторон регулируются нормативными документами об энергоснабжении. Договор энергоснабжения является публичным.

Согласно п.2 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

В соответствии с пунктом 4 той же статьи в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 14.04.1995г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов или их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).

Согласно ФЗ №35-ФЗ от 26.03.2003г.  «Об электроэнергетике» нормативные акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, указанным Законом Правительство РФ наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации утвердило Правила и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее Основы).

В соответствии с п.3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109, в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены: при этом к регулируемым отнесены регулируемые тарифы и(или) их предельные уровни на электроэнергию на розничных рынках; к свободным цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом  и розничном рынках. Там же (пункт 57) определен порядок формирования регулируемых цен, а также указано (пункт 54), что объем электрической энергии оплачиваемой по регулируемым ценам определяется в соответствии с Правилами.

Статьей 6 ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период реформирования и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в течение переходного периода реформирования электроэнергетики к полномочиям Правительства РФ отнесены: установление предельного объема электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка; определение перечня зон оптового рынка, в границах которых всем объектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

В свою очередь, Правилами (пункт 106) определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.

Пунктом 4 Правил предусмотрено следующее: продажа электроэнергии по регулируемым ценам осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка и разделом X настоящих правил объемам покупки. Продажа остальных объемов осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Таким образом, Правилами установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что свидетельствует об их императивной природе.

В период действия между сторонами договора электроснабжения №14 от 14.11.2001г. Правительством РФ принято Постановление №530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики».

Таким образом, с момента вступления в силу указанного Постановления, законодательно установлено правило о дифференциации оплаты потребленных объемов электроэнергии в зависимости от того превышают либо не превышают они объем, индивидуально определенный, в каждом случае, согласно раздела X Правил. Согласно обоснованного расчета истца (л.д.13-16) полученные ответчиком объемы его превысили, и согласно п.п. 4, 106-109 Правил должны оплачиваться по свободным (нерегулируемым) ценам.

Определение средневзвешенной свободной цены, согласно п.110 Правил, производится администратором торговой системы оптового рынка за соответствующий период как сумма ряда определенных величин. Средневзвешенные цены подлежат опубликованию в течение 4 рабочих дней по окончании расчетного периода.

Согласно изложенной норме свободная цена спорного периода определена Некоммерческим партнерством «Администратор торговой системы, своевременно опубликована на сайте и подлежит применению в расчетах между участниками рынка.

Названная цена применена истцом при расчете, согласно которого сумма долга за май 2007г. составляет 4 014 730 руб. 72 коп.(л.д.13-16).

Суд находит обоснованной определенную истцом расчетным методом на основании п.109 Правил цену нерегулируемого объема потребленной в мае 2007 года электроэнергии, указанной в выставленном на оплату счете-фактуре №  0742001145/0014 от 31 марта 2007 года.

Довод ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений п.2 ст. 422 ГК РФ о том, что условия заключенного договора сохраняют силу в части порядка оплаты электроэнергии в виду отсутствия в Правилах указания на распространение действия положений Правил на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров несостоятелен, поскольку в силу ст. 424 ГК РФ применяются установленные или регулируемые государством цены (тарифы), при этом законом не сделано исключений в отношении тех случаев, когда договором предусмотрен другой порядок ценообразования. Кроме того, в соответствии с п.4 ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации изданные Правительством РФ Правила обязательны для сторон договора. Как следует из п.5 той же статьи, условия публичного договора, не соответствующие п.4 ст. 426 ГК РФ ничтожны. Соответственно,  Постановление Правительства РФ №530 от 31.08.2006г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики» является актом прямого действия и подлежит применению независимо от приведения сторонами договора в соответствие с ним.

Утверждение ответчика, что истцом величина потребления электроэнергии, примененная в расчете не подтверждена документально, поскольку истцом не представлены акты-расчеты по расчетным приборам, с указанием начальных и конечных показаний за май 2007г. неосновательно в силу того, что п. 3.1.2 Договора обязанность по  предоставлению сведений истцу в письменном виде о фактически принятой активной электроэнергии по показаниям расчетных приборов учета возложена на ответчика.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОАО "Электросеть" г.Тольятти в пользу ОАО «Самараэнерго» 4 014 730 руб. 72 коп. задолженности, а также 31 573 руб. 65 коп. расходов по государственной пошлине.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.А. Чайников

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка