• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 27 марта 2007 года  Дело N А72-1093/2007

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Левшина Льва Николаевича

к ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска,

третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска,

о возврате сумм переплаты в Пенсионный фонд РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явились, извещены;

от ответчика - не явились, извещены, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;

от третьего лица - не явились, извещены;

установил:

индивидуальный предприниматель Левшин Лев Николаевич обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Ульяновска о возврате или зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 600 руб.

Определением от 13.03.2007г. арбитражный суд по ходатайству истца заменил ненадлежащего ответчика надлежащим - ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска, а также удовлетворил ходатайство истца об изменении предмета иска: признать незаконным отказ ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 600 руб., который выражен в письме № 2037 от 20.10.2006г., обязать ответчика осуществить возврат заявленной суммы.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, в котором пояснил, что не вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, так как страховые взносы не отвечают понятию налога и сбора, Законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, считает, что полномочиями по возврату или зачету излишне уплаченных страховых взносов наделен Пенсионный фонд РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска.

Третье лицо возражений на заявление не представило.

Как следует из материалов дела, заявителем ошибочно перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации:

- на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160) в сумме 300 руб. (чек-ордер от 25.02.2006);

- на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202020061000160) в сумме 150 руб. (чек-ордер от 25.02.2006);

- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202040061000160) в сумме 150 руб. (чек-ордер от 29.04.2006),

в связи с чем ИП Левшин Л.Н. обратился в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Письмом от 20.10.2006 N 2037 Инспекция отказала в возврате денежных средств, указав, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога, законом не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - Закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).

Поскольку Закон № 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Пунктом 13 данной статьи также предусмотрено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.

В соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и письмом Минфина России о порядке возврата (возмещения) плательщиками излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.2004 N 11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение) плательщиками излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений. Согласно п. 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным Приказом, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе, на основании платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщиками (плательщиками) страховых взносов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 22.12.2005 N 176-ФЗ, от 18.12.2006 № 233-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Поскольку в нормах Закона N 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, суд первой инстанции делает вывод о том, что к этим правоотношениям применимы положения Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах утверждение налогового органа об отсутствии у него права на осуществление возврата либо зачета ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обоснованно не может быть принято судом во внимание.

Факт ошибочного перечисления заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 300 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 150 руб., страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 150 руб., налоговым органом не оспорен, подтвержден реестром учета платежей страхователя, представленным Управлением Пенсионного фонда (ГУ) в Ленинском районе в материалы дела.

Учитывая вышеизложенное, суд считает подлежащими удовлетворению требования индивидуального предпринимателя Левшина Льва Николаевича.

Заявителю на основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации следует возвратить государственную пошлину в размере 500 рублей, уплаченную им по чек-ордеру от 15.02.2007г. в бюджет для рассмотрения арбитражным судом данного заявления.

Руководствуясь статьями 104, 110, 200-201 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Признать незаконным отказ ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 600 руб., который выражен в письме № 2037 от 20.10.2006г.

2. Обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска произвести возврат индивидуальному предпринимателю Левшину Льву Николаевичу ошибочно уплаченных страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 300 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 150 руб., страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 150 руб.

3. Возвратить индивидуальному предпринимателю Левшину Льву Николаевичу государственную пошлину в размере 500 рублей, уплаченную по чек-ордеру от 15.02.2007г. в бюджет для рассмотрения арбитражным судом данного заявления. Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-1093/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 27 марта 2007

Поиск в тексте