• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 03 февраля 2006 года  Дело N А72-13752/2005

Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2006г.

Решение подготовлено полностью 03.02.2006г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Замалетдиновой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги»

к Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Управления федеральной антимонопольной службы Ульяновской области

с участием 3-го лица - ООО «Симбирск Ритуал сервис»

о признании незаконными решения и предписания № 40 от 18.10.2005г.

при участии в заседании:

от заявителя - Борминский С.Б., представитель по доверенности от 17.01.2006г., Анисимов Л.С., представитель по доверенности от 17.01.2006г.,

от ответчика - Горохова М.П., представитель по доверенности от 21.09.2005г., Артемьева Е.В., представитель по доверенности от 01.06.2005г.,

от 3-го лица - Терина Е.В., представитель по доверенности от 26.01.2006г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» с заявлением о признании незаконными решения и предписания комиссии по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Управлении ФАС по Ульяновской области (№ 40 от 18.10.2005г.).

В судебном заседании от 18.01.2005г. представитель заявителя уточнил надлежащего ответчика - Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области и резолютивную часть заявления - просил признать решения и предписание УФАС по Ульяновской области от 18.10.2005г. по делу №2829/04-02-2005 недействительными.

К участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Симбирск Ритуал Сервис».

Ответчик с заявленным требованием заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 17.01.2006г. исх. № 88-04.

З-е лицо требование заявителя считает необоснованным, поддерживает доводы ответчика.

Из материалов дела следует, что решением от 18.10.2005г. (дело № 2829/04-02-2005) ответчик признал действия МУП «Ритуальные услуги», выразившиеся в публикации сведений, которые не соответствуют действительности и вводят потребителей в заблуждение, нарушением п.1 ст. 10 Закона РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и обязал МУП «Ритуальные услуги» в срок до 18.11.2005г. опубликовать посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик места и периодичности, что и опубликованные в газетах «Комсомольская правда» (от 30.06.2005г., от 28.07.2005г., рубрика «Вырежи и сохрани», рубрика «Провожающим в последний путь. Вырежи и сохрани») и «Мозаика» (от 06.06.2005г., рубрика «Вырежи и сохрани», содержащие недостоверные сведения и некорректные сравнения статьи, следующую информацию: «В газетах «Комсомольская правда» (от 30.06.2005г. и от 28.06.2005г.) и «Мозаика» (от 06.06.2005г.) МУП «Ритуальные услуги» размещена информация, в которой, в частности указано на то, что у организации, предлагающей гражданину ритуальные услуги, обязательно должен быть договор о сотрудничестве с МУП «Ритуальные услуги». Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18.10.2005г. было признано, что данная информация является недостоверной, способна ввести потребителей в заблуждение, причинить убытки хозяйствующим субъектам, нанести ущерб их деловой репутации. Выполняя предписание Управлением ФАС по Ульяновской области, МУП «Ритуальные услуги» опровергает сведения о том, что у организации, предлагающей гражданину ритуальные услуги, обязательно должен быть договор о сотрудничестве с МУП «Ритуальные услуги». На основании данного решения заявителю выдано предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства (№ 40).

Заявитель, оспаривая упомянутое решение и предписание, сослался на следующее.

Постановлением мэра г. Ульяновска № 3040 от 17.12.2003г. (п.2.3) предусмотрено, что взаимоотношения специализированной службы по вопросам похоронного дела с другими организациями, оказывающими ритуальные услуги и не имеющими статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, строятся на договорной основе. Данное постановление мэра г. Ульяновска никем не оспорено, не отменено и является для заявителя нормативным документом, подлежащим обязательному исполнению. Этим же постановлением мэр г. Ульяновска обязал МУП «Ритуальные услуги» информировать население о порядке и условиях оказания ритуальных услуг и цены на такие услуги, поэтому опубликование информации, о которой указано в оспариваемом постановлении, также является исполнением возложенных на предприятие обязанностей. Информация о том, что организации, не имеющие договоров с МУП «Ритуальные услуги» перекупают часть услуг за деньги заказчиков, соответствует действительности, поскольку эти организации предлагают услуги, которые сами не в состоянии их оказать, покупают услуги у заявителя, у которого эти услуги значительно дешевле. При этом заявитель сослался на вступившие в законную силу решения арбитражного суда Ульяновской области от 15.08.2005г. и Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.07.2005г., которые подтверждают, что с заявлениями на захоронение умершего вправе обращаться только физические лица.

В судебном заседании представитель заявителя также сослался на недостаточное бюджетное финансирование, выделяемое на содержание и благоустройство кладбищ (представлены справка и план финансирования на 2005г.); на выявленный факт несанкционированного захоронения умершего, за данное нарушение директор ООО «Симбирск Ритуал Сервис» привлечен к административной ответственности по ст. 14.1.2 КоАП РФ. По утверждению заявителя информация, опубликованная МУП «Ритуальные услуги» в средствах массовой информации соответствует действительности и не вводит в заблуждение потребителей, т.е. не нарушает Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Ответчик с доводами заявителя не согласен, поскольку действующее законодательство не предусматривает заключение договора со специализированной службой как условие существования хозяйствующего субъекта, либо основание для признания его добропорядочности. В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора, понуждение к заключению договора не допускается. В соответствии со ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» недобросовестная конкуренция не допускается.

З-е лицо с требованием заявителя не согласен, поддерживает доводы ответчика (отзыв приложен к материалам дела).

Суд исследовал документы, выслушал пояснения представителей лиц, участвующих в деле и считает, что основания для удовлетворения заявленного требования заявителя не имеются. При этом суд исходил из следующего.

Согласно ст. 10 Закона РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов….

Как следует из материалов дела МУП «Ритуальные услуги» и ООО Симбирск-Ритуал-Сервис» занимаются оказанием ритуальных услуг и, осуществляя деятельность на одном товарном рынке, состоят в конкурентных отношениях.

Статья 25 Федерального Закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что организация похоронного дела как самостоятельного вида деятельности осуществляется органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Постановлением мэра г. Ульяновска от 17.12.2003г. № 3040 утвержден Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в.г. Ульяновске. Согласно данному Порядку специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Ульяновске, обеспечивающей потребности населения в похоронных услугах является МУП «Ритуальные услуги».

Исходя из положений Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» деятельностью по организации и осуществлению похорон вправе заниматься не только специализированные службы, но и иные организации и граждане. Из содержания ст.ст.9, 10 вышеназванного закона следует, что в случае, когда родственники умершего желают получить гарантированный безвозмездный перечень услуг, то следует обращаться в специализированную службу, которой для этих целей выделяются средства, в том числе из местного бюджета. При осуществлении погребения умершего за счет средств родственников, последние вправе обращаться в любые организации, оказывающие ритуальные услуги, при этом родственникам выплачивается социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие не выплачивается. Отсюда следует, что какие-либо ограничения субъектов, оказывающих ритуальные услуги, действующим законодательством не установлены.

Статья 421 ГК РФ предусматривает, что граждане и организации свободны в заключение договора. Обязательность заключения договора со специализированной службой для иных организаций, оказывающих ритуальные услуги на возмездной основе, противоречит упомянутой правовой норме. Наличие договорных отношений со специализированной службой не могут являться условием существования, осуществления уставной деятельности другими хозяйствующими субъектами, либо признанием их добропорядочности.

Учитывая изложенное, суд считает информацию, размещенную заявителем в газетах «Комсомольская правда» от 30.06.2005г., 28.07.2005г., «Мозаика» от 06.06.2005г., с указанием на то, что у организации, предлагающей гражданину ритуальные услуги, обязательно должен быть договор о сотрудничестве с МУП «Ритуальные услуги», следует признать недостоверной, способной ввести потребителя в заблуждение и причинить убытки другим хозяйствующим субъектам и нанести ущерб их репутации. Суд при этом не может принять во внимание ссылку заявителя на постановление мэра г. Ульяновска № 3040 от 17.12.2003г. и отсутствие достаточного финансирования из бюджета на содержание кладбищ как основание обязательности заключения договора иных хозяйствующих субъектов, оказывающих ритуальные услуги с МУП «Ритуальные услуги».

При данных обстоятельствах дела основания для признания оспариваемого решения и предписания УФАС по Ульяновской области у суда отсутствуют. Требование заявителя следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.110, 167, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление МУП «Ритуальные услуги» о признании недействительными решения и предписания УФАС по Ульяновской области от 18.10.2005г. по делу № 2829/04-02-2005 оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Ульяновской области.

Судья Д.М.Замалетдинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А72-13752/2005
Принявший орган: Арбитражный суд Ульяновской области
Дата принятия: 03 февраля 2006

Поиск в тексте