АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2007 года  Дело N А72-2489/2007

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Прохорова А.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Прохоровым А.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Янтарь»

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по Ульяновскому, Цильнинскому, Сенгилеевскому, Тереньгульскому районам  Ульяновской области

о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2007 г. № 69/07 по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя - Старостина О.Б., адвокат, ордер № 95, удостоверение, паспорт

от ответчика - Овчинникова А.В., доверенность от 09.01.2007 г., паспорт

установил:

В арбитражный суд  Ульяновской области обратилось  общество с ограниченной ответственностью «Янтарь» с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по Ульяновскому, Цильнинскому, Сенгилеевскому, Тереньгульскому районам  Ульяновской области от 03.04.2007 г. № 69/07 по делу об административном правонарушении.

Представитель ответчика заявленное требование считает необоснованным, поскольку заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.

Оспариваемое постановление проверяется в полном объеме в соответствии с п.7 ст.210 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается, что должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по Ульяновскому, Цильнинскому, Сенгилеевскому, Тереньгульскому районам  Ульяновской области на основании имеющихся полномочий  27.03.2007 г.  проведена проверка  торговой точки заявителя - магазина, расположенного  в селе Новые Алгаши Ульяновской области.

В результате проверки установлено, что  заявителем допущена розничная продажа алкогольной продукции при отсутствии в торговой точке  товарно-транспортных накладных № 19681 от 20.12.2006 г.,  № 17364 от 10.11.2006 г., № 3906 от 15.03.2007 г. (их копий). На момент проверки в продаже находились:

1. Вино натуральное специальное десертное белое «Улыбка Кубанки», - ф. сп.м. 001 238943037, дата розлива  20.10.2006 г., сп. сод. 15%, производства ООО «ВИНТРЕСТ-7», РФ, емк. 0,7 л.,  5 бутылок, по цене 95 руб. 00 коп.;

2. Вино виноградное специальное десертное белое «Мускат серебряный», - ф. сп.м. 001 047278859, дата розлива  10.10.2006 г., сп. сод. 15%, производства ООО «ВИНТРЕСТ-7», РФ, емк. 0,7 л.,  1 бутылка, по цене 97 руб. 00 коп.;

3. Вино специальное «Мудрость тигра», - ф. сп.м. 001 055395743, дата розлива  31.01.2007 г., сп. сод. 15%, производства ЗАО «Элита», РФ, емк. 0,7 л.,  14 бутылок, по цене 90 руб. 00 коп.;

4. Вино специальное «Букет лотоса», - ф. сп.м. 001 266829873, дата розлива  31.01.2007 г., сп. сод. 15%, производства ЗАО «Элита», РФ, емк. 0,7 л.,  11 бутылок, по цене 90 руб. 00 коп.;

5. Вино специальное «Царский полковник», - ф. сп.м. 001 056399175, дата розлива  31.01.2007 г., сп. сод. 15%, производства ЗАО «Элита», РФ, емк. 0,7 л.,  15 бутылок, по цене 90 руб. 00 коп.

Всего: 46 бутылок  на сумму 4.172 руб. 00 коп.

Результаты проверки отражены в акте от 27.03.2007 г.,  в объяснениях к акту проверки продавец ответчика подтверждает факт нарушения. 28.03.2007 г. полномочным должностным лицом ответчика по выявленному факту нарушения составлен протокол № 69/07 об административном правонарушении.  Постановлением от 03.04.2007 г. № 69/07 заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 МРОТ в сумме 30.000 руб. 00 коп.

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" содержится запрет оборота этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также запрет оборота алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Пункт 3 статьи 11 названного Закона устанавливает перечень информации, которая должна сопровождать алкогольную продукцию, находящуюся в розничной продаже на территории Российской Федерации. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов предусмотрены статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", согласно которой Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 г. N 1222, от 02.10.1999 г. N 1104, от 06.02.2002 г. N 81 (ред. 23.05.1006 г.), от 12.07.2003 г. N 421, от 01.02.2005 г. N 49, от 08.02.2006 г. N 80).

Согласно п.12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Согласно п. 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная;

копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;

копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно п.141 Правил по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.

Отсутствие в момент проверки необходимых документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, и непредъявление их по требованию проверяющих, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Таким образом, ответчиком сделан правомерный вывод о наличии в деянии заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.16 КоАП РФ, санкция наложена в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений со стороны ответчика при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы повлечь его отмену, судом не установлено.

Довод представителя заявителя о том, что оспариваемое постановление принято налоговым органом с нарушением установленных законом полномочий не основано на законодательстве и сложившейся судебной практике.

Исходя из части 1 статьи 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.

Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что органы Федеральной налоговой службы полномочны как на составление протокола, так и на рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Данная правовая позиция изложена также Постановлении Президиума ВАС РФ от  28 июня 2006 г. N 3118/06 и других.

Вместе с тем в соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5, п.18 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. При этом малозначительным является правонарушение,  хотя и содержащее формально признаки состава правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных интересов.

В данном случае представленными доказательствами установлено, что транспортные накладные на алкогольную продукцию в количестве 2 штук у заявителя на продаваемую алкогольную продукцию имелись и были представлены в налоговый орган, каких-либо замечаний по их содержанию налоговым органом не заявлено, доказательств того, что алкогольная продукция не соответствовала установленным требованиям не представлено и это не вменяется в вину заявителю. Вина заявителя усматривается только в том, что копии указанных накладных не были доставлены в проверенную торговую точку. Каких-либо еще нарушений Правил продажи со стороны заявителя проверкой не установлено.

С учетом изложенного суд не считает, что данное конкретное правонарушение, совершенное заявителем,  имеет повышенную общественную опасность для охраняемых общественных интересов, в связи с чем считает данное нарушение, совершенное заявителем, малозначительным. По мнению суда, составлением протоколов об административном правонарушении на заявителя достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные в ст.3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае и на заявителя штрафа в сумме 30.000 руб. при условии полного осознания им совершенного нарушения будет носить неоправданно карательный характер.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности выносится решение … об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

При данных обстоятельствах суд считает возможным оспариваемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя прекратить в связи с малозначительностью нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 207-211 АПК РФ, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить частично.

Отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по Ульяновскому, Цильнинскому, Сенгилеевскому, Тереньгульскому районам  Ульяновской области от 03.04.2007 г. № 69/07  о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Янтарь»  к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Янтарь» прекратить в связи с малозначительностью правонарушения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья   А.Е. Прохоров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка