АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 апреля 2006 года  Дело N А72-2809/2006

Арбитражный суд Ульяновской области  в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

к Управлению государственного пожарного надзора Ульяновской области

об оспаривании постановления от 03.04.2006г. о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Л.М.Чуваева, представитель по доверенности № 1 от 10.01.2006г.;

от УГПН - не явились, извещены согласно расписке от 21.04.2006г.;

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилась администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области с заявлением к Управлению государственного пожарного надзора по Ульяновской области, в котором считает необоснованным постановление от 03.04.2006г.  о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности.

Заявитель в процессе рассмотрения дела в порядке ст.49 АПК РФ уточнил заявленное требование, просит признать незаконным и отменить названное постановление. Суд принимает уточнение требований.

Орган государственного пожарного надзора в представленном отзыве считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела усматривается следующее:

на основании поручения № 8 от 13.03.2006г. главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору в период с 14.03.2006г. по 15.03.2006г. проведена внеплановая проверка выполнения предписания государственного пожарного надзора № 12 от 11.01.2006г. муниципальным образованием «Старомайнский район» (администрацией) по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п.Старая Майна, пл. В.И.Ленина, 2.

В ходе проверки было установлено, что заявителем нарушены: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (статьи 3, 25, 26), Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.03г. № 313, зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003г. № 4838 (пункты 1, 11, 3, 89, 118), СНиП 2.04.01-85 (п.6.1), ч.7 ст.15, ст.21 № 131-ФЗ.

Результаты проверки оформлены актом № 8 от 20.03.2006г.,  протоколом от 29.03.2006г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.4 КоАП РФ. Постановлением № 64 от 03.04.2006 г. заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 20.000 руб. с учетом того, что правонарушение совершено в период действия особого противопожарного режима, установленного на территории Ульяновской области постановлением главы администрации Ульяновской области от 15.02.2006г. № 38. Заявителю выдано предписание № 7 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив предс­тавленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

#G0Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется #M12291 9028718Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения  организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В части 1 статьи 38 указанного закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Согласно ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влечет  наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В части таких  вменяемых заявителю нарушений как:

- отсутствует (не подтверждено документально) взаимодействие между поселениями и администрацией района в целях предупреждения и тушения пожаров (ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности», п.п.1, 11 ППБ 01-03);

- администрация района самоустранилась от организации проведения противопожарной пропаганды и распространения пожарно-технических знаний, проведение которых возложено на органы местного самоуправления, информирование населения района о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности, технические возможности имеются только у администрации района (телевидение, печатные издания) (нарушены ст.ст.25, 26 ФЗ № 69-ФЗ).

- администрация не принимает участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров (нарушена ч.7 ст.15 ФЗ №131);

- не исполняются администрацией рекомендации межведомственной комиссии, а именно: рекомендовать главам поселений активизировать работу по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на подведомственных территориях, и не представлен план работы администрации на 2006г. по предупреждению ЧС (нарушены п.п.1, 11 ППБ 01-03),

суд считает необходимым указать, что заявителем  представлены в материалы дела:

- распоряжение №422-р  от 30.12.2005г. Главы МО «Старомайнский район» «О Совете Глав муниципальных образований, входящих в состав МО «Старомайнский район»,  Положение о Совете Глав, целями и предметом которого являются организация взаимодействия, сотрудничества, выражение и защита общих интересов МО, входящих в состав МО «Старомайнский район»;

- доказательства вручения Главам поселений предложений ответчика по изготовлению и распространению листовок на территории МО «Старомайнский район»;

- постановление № 406 от 20.11.2003г. об утверждении комиссии района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- план основных мероприятий МО «Старомайнский район» по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006г., утвержденный 27.12.2005г. Главой МО «Старомайнский район»;

- утвержденный план совместных с отделением ГПН и ОВД Старомайнского района мероприятий по проведению операции «Жилище» и профилактике пожаров в жилищном фонде и предупреждения гибели людей. На основании указанного плана письмом от 29.11.2005 № 658 главам сельских (поселковой) администраций предписано активизировать работу и доложить о проделанной работе в установленные сроки.

Учитывая изложенное, суд не усматривает нарушение заявителем вышеперечисленных норм закона.

В части таких нарушений как:

- не проводится работа с главами поселений по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов (в т.ч. содержание подъездных и внутрипоселенческих дорог, противопожарное водоснабжение, создание муниципальной пожарной охраны, поддержание и стимулирование работы добровольной пожарной охраны), а также по содержанию в исправном состоянии систем наружного противопожарного водоснабжения, так, при проверке выявлено, что не очищены подъездные пути к водонапорным башням в с.Матвеевка и пожарные гидранты в с.Шмелевка, Русский Юрткуль, отсутствует наружное противопожарное водоснабжение в с.Кременовские Выселки (нарушены ППБ 01-03 п.3, 89, п.6.1 СНиП 2.04.01-85);

- не налажена работа по телефонизации населенных пунктов с.Волжское, с. Кременовские Выселки (нарушены ППБ 01-03 п.118),

суд считает необходимым указать на следующее:

в соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2006) "Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится  обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статья 50 названного Закона устанавливает, что объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров, могут находиться в собственности поселений. Представленные в материалы дела акты приема-передачи от 27.12.2005г. свидетельствуют о том, что системы противопожарного водоснабжения переданы муниципальным образованиям поселений.

Таким образом, суд считает, что орган пожарного надзора не доказал, что заявитель является субъектом указанных нарушений.

В части указания ответчиком на  нарушение заявителем ст.21 ФЗ №131-ФЗ:

- не разработаны планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в населенных пунктах, в т.ч. пожаров природного и техногенного характера,

суд поясняет, что данная статья определяет порядок государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и не предусматривает обязанность муниципального образования района разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров в населенных пунктах.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Руководствуясь ст.49, ч.1 ст.20.4, ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 210-211 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Принять уточнения заявленных требований.

Признать незаконным и отменить постановление № 64 от 03.04.2006г. заместителя главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору о привлечении администрации муниципального образования «Старомайнский район» к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Решение  вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия и может быть обжаловано  в апелляционном и кассационном порядке.

Судья    М.А.Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка