АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 ноября 2006 года  Дело N А72-4792/2006

Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2006 г.

Полный текст решения изготовлен 14.11.2006 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Абрашин Сергей Александрович,

при ведении протокола судебного разбирательства  судьей Абрашиным С.А.,

рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Ульяновский сахарный завод», Ульяновская область р.п. Цильна

к Министерству финансов РФ, г.Москва

к Правительству  Ульяновской области, г.Ульяновск

к Департаменту финансов Ульяновской области, г.Ульяновск

к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Цильнинский район», Ульяновская область с.Б.Нагаткино

к Муниципальному учреждению финансовый отдел Администрации муниципального образования «Цильнинский район», Ульяновская область с.Б.Нагаткино,

к Муниципальному учреждению Комитет социальной защиты населения администрации муниципального образования «Цильнинский район», Ульяновская область с.Б.Нагаткино

к отделению Федерального казначейства РФ по Цильнинскому району, Ульяновская область с.Б.Нагаткино

третьи лица:

- Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Цильнинское городское поселение»

- Муниципальное учреждение «Цильнинская поселковая администрация»

о взыскании 438 195 руб. 00 коп.

при участии в заседании:

от истца -  Богданова Ю.Н., доверенность;

от Правительства Ульяновской области - Дворцова Н.Ф., доверенность;

от Департамента финансов Ульяновской области - Дворцова Н.Ф., доверенность;

от Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Цильнинский район» - Голубева Т.В., доверенность;

от МУ КСЗН администрации муниципального образования «Цильнинский район» - Шикин В.Ю., доверенность;

от МУ финансовый отдел Администрации МО «Цильнинский район» - Краснова О.В., доверенность;

от иных ответчиков - не явились, уведомлены;

от МУ «Цильнинская поселковая администрация» - Голубева Т.В., распоряжение;

от МУ администрация МО «Цильнинское городское поселение» - не явился, уведомлен.

установил:

Открытое акционерное общество «Ульяновский сахарный завод» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, к Администрации Ульяновской области, к Главному Управлению финансов Ульяновской области, к Администрации муниципального образования «Цильнинский район», к финансовому отделу муниципального образования «Цильнинский район», к комитету социальной защиты населения муниципального образования, к отделению Федерального казначейства РФ по Цильнинскому району о взыскании 438 195 руб. 00 коп.

Определением от 30.08.2006г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Муниципальное учреждение Администрация миниципального образования «Цильнинское городское поселение»;

- Муниципальное учреждение «Цильнинская поселковая администрация».

Определением от 13.10.2006г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором он просил взыскать 329 568 руб. 77 коп. убытки за 2003г. и 2004г. за счет казны надлежащего ответчика.

Министерство финансов РФ, отделение Федерального казначейства РФ по Цильнинскому району и третье лицо: МУ администрация МО «Цильнинское городское поселение» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, по имеющимся в деле материалам в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании  представитель МУ КСЗН администрации муниципального образования «Цильнинский район»  просит приобщить к материалам дела дополнительные документы:

- согласованные с истцом списки льготников за 2003-2004г.

Суд, рассмотрев ходатайство представителя  МУ КСЗН администрации муниципального образования «Цильнинский район» о приобщении к материалам дела дополнительных документов, считает возможным удовлетворить его. Приобщить к материалам дела дополнительные документы:

- согласованные с истцом списки льготников за 2003-2004г.

В судебном заседании представитель МУ финансовый отдел Администрации МО «Цильнинский район» просит приобщить к материалам дела дополнительные документы:

- справку от 07.11.2006г. №346;

- платежные документы о перечислении денежных средств на реализацию ФЗ «О ветеранах».

Суд, рассмотрев ходатайство представителя  МУ финансовый отдел Администрации МО «Цильнинский район» о приобщении к материалам дела дополнительных документов, считает возможным удовлетворить его. Приобщить к материалам дела дополнительные документы:

- справку от 07.11.2006г. №346;

- платежные документы о перечислении денежных средств на реализацию ФЗ «О ветеранах».

Представитель истца настаивает на иске по доводам, изложенным в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению.

Представитель Правительства Ульяновской области иск не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком, согласно доводов, изложенным в отзыве на иск.

Представитель Департамента финансов Ульяновской области иск не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком, согласно доводов, изложенным в отзыве на иск.

Представитель  МУ Администрации МО «Цильнинский район» иск не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком, согласно доводов, изложенным в отзыве на иск.

Представить МУ КСЗН администрации муниципального образования «Цильнинский район» иск не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком, согласно доводов, изложенным в отзыве на иск.

Представитель МУ финансовый отдел Администрации МО «Цильнинский район» иск не признает, так как считает себя ненадлежащим ответчиком, согласно доводов, изложенным в отзыве на иск.

3-е лицо: представитель МУ «Цильнинская поселковая администрация» просит в иске отказать.

В ходе судебного заседания установлено:

Как видно из материалов дела, за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г. истцом были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, теплоснабжение, вывоз ТБО, водоотведение, энергоснабжение),  в соответствии с ФЗ «О ветеранах» лицам, проживающим в р.п.Цильна Цильнинского района Ульяновской области.

Убытки истца по предоставлению 50% льготы согласно указанному закону, подтверждаются материалами дела: списками граждан, имеющих право на льготы согласно ФЗ «О ветеранах», подписанными Комитетом социальной защиты населения Цильнинского района и ОАО «Ульяновский сахарный завод» за 2003 и 2004 г.г.; Актами сверки задолженности, подписанным между ними.

Расходы истца в 2003 г. и 2004 г. по предоставлению 50% льготы, гражданам, имеющим право на льготы согласно ФЗ «О ветеранах» и проживающим в р.п. Цильна Цильнинского района составили 346638 руб. 15 коп.

В 2003 г. Комитет социальной защиты населения Цильнинского района перечислил истцу в счет возмещения убытков по предоставленным льготам 17069 руб. 38 коп., что истцом не оспаривается.

По расчёту истца сумма убытков составила 329 568 руб. 77 коп. (141 026 руб. 87 коп. за период с 01.03.2003г. по 31.12.2003г.,  188 541 руб. 90 коп. за 2004 г.).

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том,  что исковые требования  следует удовлетворить.

Указанную сумму следует взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Исковые требования в отношении остальных ответчиков следует оставить без удовлетворения.

При этом суд исходил из следующего:

Размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.

В статьях 16, 21 и 22 ФЗ «О ветеранах» определены меры социальной защиты ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ветеранов труда, в т.ч. предусмотрены льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими, а также по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения.

В соответствии с п.п.1 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» расходы по возмещению льгот по коммунальным услугам категории граждан возмещаются за счет средств субъектов РФ.

Исходя из п.2 ст. 10  ФЗ «О ветеранах»  порядок возмещения определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Расходы органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при формировании  федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ имеют целевое назначение.

Таким образом, ФЗ «О ветеранах» определён источник финансирования бюджетных средств РФ,  являющихся целевыми.

В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение реализации  решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней, а также  обеспечение  осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.

В 2003 г. и 2004г. целевых  денежных средств из федерального бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах» не поступало.

В федеральном бюджете на 2003 г. и 2004г. финансовая помощь субъектам РФ определена в общей сумме без указания целевого  назначения.

Согласно приложениям №13 к этим федеральным законам в бюджет Ульяновской области из федерального бюджета поступила дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности: в 2003г. - 1 297 335 тыс.руб., в 2004г. - 1 434 060 тыс. руб.

В Законах Ульяновской области «Об областном бюджете на 2003г.», «Об областном бюджете на 2004г.» предусмотрена финансовая помощь бюджетам других уровней, в т.ч. и на реализацию ФЗ «О ветеранах».

Денежные средства бюджетам ( в данном случае бюджету Цильнинского района) были перечислены в суммах, утвержденных вышеназванными Законами Ульяновской области, что подтверждается платежными документами, т.е. ГУФО ( в настоящее время Департамент финансов Ульяновской области) свои обязательства выполнило в полном объеме.

В 2003г. были предусмотрены субвенции предприятиям МП ЖКХ на компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг в сумме 90,0 тыс. руб. Профинансировано 40,0 тыс.руб., произведено зачетов на 50,0 тыс.руб. Кроме того, в 2003г. Цильнинскому району были предусмотрены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 5 350,0 тыс.руб. Профинансировано 721,8 тыс.руб. произведено зачетов на сумму 4628,2 тыс.руб.

В 2004г. было предусмотрено 189,0 тыс.руб., профинансировано 156,5 тыс.руб., произведено зачетов на сумму 32,5 тыс.руб.

Комитету социальной защиты населения Цильнинского района на реализацию федерального закона «О ветеранах» в 2003 г. поступила  сумма 1 181 698 руб. 00 коп., которая была израсходована им в соответствии с целевым назначением, в т.ч. истцу было перечислено 17 069 руб. 38 коп. В 2004 г. Комитету социальной защиты населения Цильнинского района на реализацию федерального закона «О ветеранах» поступила сумма 2 615 669 руб. 96 коп., которая была израсходована им в соответствии с целевым назначением.

Из материалов дела следует, что жилые дома, в которых проживают граждане-льготники находились в 2003-2004 г.г. на балансе истца (т. 4 л.д.1-8).

Из справки  Муниципального  учреждения Администрация муниципального образования «Цильнинское городское поселение» следует, что «жильцам домов, находящихся на балансе ОАО «Ульяновсксахар» коммунальные услуги (тепло, вода, свет и др.) оказывает открытое акционерное общество «Ульяновсксахар»  (т. 4 л.д. 20).

Суд считает,  что истец,  оказав услуги  ветеранам  и предоставив льготы по оплате коммунальных услуг и оплате жилья, понёс  определённые  расходы.

Выделенные бюджетом средства не  компенсировали  в полном объёме реальные расходы истца.