АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 октября 2006 года  Дело N А72-5488/2006

Резолютивная часть решения объявлена 27.10.06г.

Полный текст решения изготовлен 30.10.06г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи З.П. Хохловой

при ведении протокола судебного заседания судьей З.П. Хохловой

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Муниципального образования «г. Ульяновск» в лице Мэрии г. Ульяновска

к Открытому акционерному обществу «Ульяновскэнерго», г. Ульяновск,

к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис», г. Ульяновск

третьи лица:

- Финансовое управление Мэрии г. Ульяновска,

- ОАО «Ульяновская Территориальная Генерирующая Компания»

о признании сделки недействительной

при участии в заседании:

от истца  - Логинова Н.В., доверенность от 13.09.2005г.,

от  ОАО «Ульяновскэнерго» -  Бондаренко М.А., доверенность от 26.05.2006г.,

от УМУП «Городской теплосервис» - не явились, извещены

от Финансового управления Мэрии г. Ульяновска - Сапожникова Н.В., доверенность от 10.01.2006г., №10-01/2-юр, Волконская Е.В., доверенность от 18.10.2006г.

от ОАО «Ульяновская Территориальная Генерирующая Компания»- Горничнов В.Н., доверенность от 01.09.2006г.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «г. Ульяновск» в лице Мэрии г. Ульяновска обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис» и к третьему лицу Финансовому управлению Мэрии г. Ульяновска о признании договора №2 от 07.10.2005г., заключенного между Администрацией г. Ульяновска (Гарант) в лице Мэра г. Ульяновска, УМУП «Городской теплосервис» (Получатель гарантии) и ОАО «Ульяновскэнерго» (Кредитор)  недействительным.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.09.06г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ОАО «Ульяновская Территориальная Генерирующая Компания».

Истец считает, что оспариваемый договор противоречит п.5 ст.155 БК РФ, п.п.6,7 ст.117 БК РФ - отсутствует заключение соответствующего органа о финансовом состоянии получателя гарантии по уже возникшим обязательствам третьих лиц.

Представитель ОАО «Ульяновскэнерго» и ОАО «Ульяновская Территориальная Генерирующая Компания» исковые требования не  признают, мотивируя тем, что спорный договор заключен в полном соответствии с требованиями законодательства.

Финансовое Управление мэрии г. Ульяновска исковые требования поддерживает в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив и исследовав представленные доказательства, выслушав лиц участвующих в деле,  суд считает, что исковые требования  следует оставить без удовлетворения.

При этом суд исходил из следующего:

Как видно из материалов дела, 07.10.2005г. между Администрацией г. Ульяновска (Гарант) в лице Мэра г. Ульяновска, УМУП «Городской теплосервис» (Получатель гарантии) и ОАО «Ульяновскэнерго» (Кредитор)  заключен договор №2 о предоставлении муниципальной гарантии Муниципального образования  - города Ульяновска.

Согласно п.1.1 данного договора Администрация г. Ульяновска дает обязательство (муниципальную гарантию) отвечать перед Кредитором за исполнение Получателем гарантии обязательства по соглашению №4477 от 05.10.2005г. по оплате тепловой энергии, полученной за период с 06.10.2005г. по 31.12.2005г. включительно в соответствии с договором тепловой энергией № 78 от 13.01.1997г., заключенным между Получателем гарантии и Кредитором.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 ГК РФ, - нормы ГК РФ о договоре поручительства (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).

В соответствии с п.6 ст. 117 Бюджетного кодекса РФ муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст. 124, 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 36 Устава г. Ульяновска от 23.04.97г. № 72 глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления.

Статьей 40 Устава г. Ульяновска предусмотрено, что Администрация города является органом местного самоуправления в городе и осуществляет исполнительские функции в пределах своих полномочий. Деятельностью администрации города руководит мэр.

В соответствии со ст. 37 Устава г. Ульяновска глава города как высшее должностное лицо муниципального образования г. Ульяновск представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

В соответствии с п. 1.2 Положения «О порядке и условиях предоставления муниципальной гарантии», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 26.11.2003 г. № 144, гарантом является муниципальное образование «город Ульяновск», от имени которого гарантом выступает мэрия г. Ульяновска.

Следовательно, заключен оспариваемый договор компетентным и надлежащим лицом.

Решением Ульяновской городской Думы №4 от 02.02.05г. «Об утверждении бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2005г.» Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Городской теплосервис» предоставлена муниципальная гарантия обязательства по соглашению №4477 от 05.10.2005г. по оплате тепловой энергии, полученной за период с 06.10.2005г. по 31.12.2005г. включительно в соответствии с договором снабжения тепловой энергией в горячей воде № 78 от 13.01.1997г.

Сам по себе факт отсутствия проверки финансового состояния получателя муниципальной гарантии не является основанием для признания выданной гарантии недействительной, что соответствует правоприменительной практике, в частности постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006г. №975/06.

Довод истца о том, что муниципальная гарантия предоставлена по уже возникшим обязательствам третьих лиц суд находит несостоятельным.

В соответствии с соглашением №4477 от 05.10.2005г. сроки оплаты тепловой энергии сторонами договора определены до 20.10.2005г., 20.11.2005г. и 20.12.2005г., договор же муниципальной гарантии заключен 07.10.2005г. Более того, действующее законодательство не содержит запрета на заключение договора о  предоставлении муниципальной гарантии по уже возникшим обязательствам третьих лиц.

Исходя из вышеизложенного суд не находит оснований для признания договора №2 от 07.10.2005г. о предоставлении муниципальной гарантии Муниципального образования  - города Ульяновска  недействительным.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации  отнести на истца, но не взыскивать, поскольку в силу статьи 333.35 ФЗ от 02.11.2004г. №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья    З.П. Хохлова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка