АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2007 года  Дело N А72-798/2007

Согласно  п.30 постановления  в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.

Таким образом, введение процедуры конкурсного производства не исключает привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В части заявленных требований о признании незаконными действий налогового органа по предъявлению решения № 09-37 от 27.11.06г. следует отказать.

Судом установлено, что налоги начислены за период после открытия конкурсного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона Российской Федерации N127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей…, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно п. 4 ст. 142 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, в силу специальной нормы Закона о банкротстве вопрос о взыскании с организации  налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном названным Законом.

Данный  вывод содержится в п.13 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 25 " О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением  требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные  правонарушения в деле о банкротстве».

В соответствии со ст.126 Федерального Закона «О несостоятельности  (банкротстве)» от 26.10.02г. № 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.02.2006г.  N 25  разъяснил, что требования по пеням, начисленным в период  конкурсного производства в отношении  обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 ст.142 Закона о банкротстве.

Таким образом. доначисленные НДС в размере 8125861,99 руб. пени по НДС - 1060499,66 руб., ЕСН в сумме 1874288 руб., пени по ЕСН в сумме 167936, 20 руб. подлежат уплате  за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

В части указанных сумм требование предъявлено налогоплательщику необоснованно. При этом суд учитывает правовую позицию, высказанную в постановлении Президиума ВАС РФ №13592/04 от  29.03.05г. о том, что выставление требования  является мерой принудительного характера.  Предъявление требования об уплате налога  суд расценивает  как  условие для осуществления в последующем мер по принудительному взысканию  задолженности постольку, поскольку в таком требовании налоговым органом устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Кодекс связывает возникновение у налогового органа права на осуществление принудительного взыскания в бесспорном порядке указанной в данном требовании  задолженности.

При направлении требования инспекция указала, что при неисполнении его в срок до 14.12.06г. налоговый орган примет все предусмотренные законодательством  о налогах и сборах меры принудительного взыскания налогов и других обязательных платежей.

В части НДФЛ доводы заявителя суд считает необоснованными.

В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.02.2006г.  N 25 разъяснено, что при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Следовательно, предъявление налоговому агенту  требования в части НДФЛ в сумме 4132771 руб., пени по НДФЛ - 3043099,92 руб.является законным.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат частичному  удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ следует отнести на стороны пропорционально суммам удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями  110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Димитровграду , выразившиеся в предъявлении требования об уплате налога №102803 от 29.11.2006г. на сумму налогов - 10000149,99 руб., пени- 1228435,86 руб.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Заявителю выдать справку на возврат госпошлины в сумме 700 руб. из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции.

Судья  Г.Б.Рождествина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка