ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2012 года  Дело N А29-4446/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Немчаниновой М.В.,

судей Ольковой Т.М., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,

при участии в судебном заседании:

представителей ответчика - Мелеховой О.Ю., действующей на основании доверенности от 29.03.2012 (после перерыва не явилась), Кондрашовой А.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 (после перерыва не явилась),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу №А29-4446/2012, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АСБ-Капитал» (ИНН: 1121014867, ОГРН: 1061121007507)

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми,

о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «АСБ-Капитал» (далее - ООО «АСБ-Капитал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений № 153, 155, 156, 157, 161, 164 от 26.01.2012, № 460, 461, 462, 463, 464, 465 от 02.03.2012, № 847, 848, 849, 850 от 24.04.2012, предъявленных Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) к его расчетному счету в Сыктывкарском филиале - региональном центре ОАО КБ «Севергазбанк».

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 требования, заявленные  Обществом, удовлетворены в полном объеме.

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, и обосновывает это следующим.

Инспекция указывает, что инкассовые поручения, выставлены в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации и содержат все сведения, позволяющие идентифицировать платеж в части взыскания задолженности и соответствуют Правилам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 № 106н. На момент выставления и направления инкассовых поручений в банк налоговый орган не располагал сведениями о принятом Обществом 16.04.2012 решении о ликвидации. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару 25.04.2012.

Ссылаясь на статьи 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговый орган считает, что вправе принимать меры по принудительному взысканию с ликвидируемой организации задолженности до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании, назначенном на 15 августа 2012 года, представители Инспекции поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что с доводами Инспекции не согласно, просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 22 августа 2012 года до 08 часов 40 минут.

После объявления перерыва стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 25.04.2006 ООО «АСБ-Капитал»  было зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми за основным государственным регистрационным номером 1061121007507 (т. 1 л.д. 75-81).

В апреле 2012 года участниками ООО «АСБ-Капитал» было принято решение о ликвидации предприятия.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 25.04.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (т. 1 л.д. 22, 81).

В связи с наличием у ООО «АСБ-Капитал» неисполненных обязанностей по уплате налогов и пени Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлены требования № 1268 от 19.12.2011, № 113 от 30.01.2012, № 91, 92, 93, 94 от 08.02.2012, № 285, 286 от 03.04.2012 (т.2 л.д. 7-8, 16-17, 21-22, 25-26, 29-30, 33, 36-37, 41-42).

Неисполнение налогоплательщиком в установленный срок вышеуказанных требований явилось основанием для принятия Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми  решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках № 80 от 24.01.2012, № 297, 298, 299, 300, 301 от 02.03.2012, № 602, 603 от 24.04.2012, на основании которых в Сыктывкарский филиал - региональный центр  ОАО КБ «Севергазбанк», были направлены инкассовые поручения № 153, 155, 156, 157, 161, 164 от 26.01.2012, № 460, 461, 462, 463, 464, 465 от 02.03.2012, № 847, 848, 849, 850 от 24.04.2012 на общую сумму 2 663 942 рубля 68 копеек (т. 2 л.д. 7-45).

Полагая, что в связи с принятием решения о добровольной ликвидации вышеуказанные инкассовые поручения не подлежат исполнению, ООО «АСБ-Капитал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на то, что предусмотренный статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исполнения обязанности по уплате налогов и пеней ликвидируемой организации исключает возможность их принудительного взыскания.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов; взыскание задолженности может производиться только в порядке, предусмотренном в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Кодекса, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В пункте 3 статьи 49 Кодекса предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Из названных норм следует, что реализация предоставленного налоговым органам права на принудительное взыскание налогов должна осуществляться с соблюдением прав других кредиторов, а в случае недостаточности у ликвидируемой организации денежных средств требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном гражданским законодательством.

В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, является правильным.

Доводы Инспекции о том, что взыскание налогов и сборов в соответствии со статьей 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам Кодекса и о правомерности направления инкассовых поручений в банк до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, являются несостоятельными, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, в силу которых эта обязанность исполняется ликвидационной комиссией, а не банком.

На основании вышеизложенного Второй арбитражный апелляционный суд  признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемому спору.

Оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по изложенным в ней доводам у суда апелляционной  инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268пунктом 1  статьи 269статьей  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 по делу №А29-4446/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

     Председательствующий

     М.В. Немчанинова

     Судьи

     Т.М. Олькова

     Т.В. Хорова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка