ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2012 года  Дело N А39-1452/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2012.

Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2012.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Урлекова В.Н.,

судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска на решение Арбитражного суда Республики Мордовия  от 29.06.2012  по делу  № А39-1452/2012, принятое судьей Савочкиным В.Н. по заявлению открытого акционерного общества «Рейс-Сервис-П» (г.Пенза) о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска от 28.03.2012 №20 о привлечении к административной ответственности.

В судебное заседание участвуют представители:

от открытого акционерного общества «Рейс-Сервис-П» - Бортникова Л.В. по доверенности от 10.05.2012 №2;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска - Каршинин В.В. по доверенности от 27.02.2012.

Первый арбитражный апелляционный суд установил:

открытое акционерное общество «Рейс-Сервис-П» (далее - ОАО «Рейс-Сервис-П», общество) обратилось в Арбитражный суд  Республики Мордовии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска (далее - Инспекция, административный орган)  от 28.03.2012   №20 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Общество считает, что оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, считает законным оспариваемое постановление.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.06.2012 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях предпринимателя события вменяемого ему административного правонарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

По мнению инспекции, общество обоснованно привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при продаже железнодорожных билетов и его вина подтверждена материалами дела.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Мордовия решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 16.03.2012 в обособленном структурном подразделении ОАО «Рес-Сервис-П» - пункте продаж железнодорожных билетов - агентстве в г.Саранске по ул.Косарева, 15 на основании распоряжения от 17.02.2012 №10-14/22, сотрудниками Инспекции проведена проверка соблюдения «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации».

По результатам контрольного мероприятия составлен акт соблюдения «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации»  от 23.03.2012 года, в котором нарушений по проверяемым вопросам не выявлено.

Вместе с тем, государственным налоговым инспектором Инспекции на основе анализа полученных в ходе указанной проверки документов, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 №006194 серия ВВ. В данном протоколе указано, что 16.03.2012 в обособленном подразделении общества, расположенном по адресу: г.Саранск, ул.Косарева, д.15, в пункте продаж железнодорожных билетов установлено неприменение контрольно-кассовой техники при приеме от физических лиц денежных средств за период с 01.01.2012 по 17.02.2012 на общую сумму 1 023 893 руб. 20коп.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении начальником Инспекции 28.03.2012 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №20 о привлечении ООО «Рейс-Сервис-П» к административной ответственности по части 2 статьи 14.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Посчитав данное постановление незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (пункт 2 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее- Положение), которое устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку.

Согласно пункту 2 Положения на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ОАО «Рейс-Сервис-П» по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является - прочая вспомогательная деятельность железнодорожного транспорта.

Согласно договору об оформлении железнодорожных проездных документов от 28.12.2010 №789 ООО «Рейс-Сервис-П» осуществляет оформление железнодорожных проездных документов от имени и по поручению ОАО «Федеральная пассажирская компания» в единой автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками - АСУ «Экспресс».

Наделение правом оформления железнодорожных проездных документов сторонних организаций осуществляет специальная комиссия ОАО «Федеральная пассажирская компания». При соблюдении всех условий перевозчика, для более полного удовлетворения спроса пассажиров на железнодорожные перевозки комиссия дает разрешение на заключение договора на оформление проездных документов со сторонней организацией. При этом условия оформления железнодорожных проездных документов в АСУ «Экспресс» одинаковы, как для билетных касс ОАО «Федеральная пассажирская компания», так и касс сторонних организаций, работающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 82 ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ» и пунктом 4 «Правил оказания услуг по перевозке на железнодорожном транспорте пассажиров, багажа и грузобагажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111 оформление проездного документа пассажиру является заключением договора перевозки пассажира, при этом выдача бланка строгого учета и получение оплаты за него является подтверждением того, что с пассажиром заключен договор с Перевозчиком на перевозку.

В соответствии с условиями договора бланки строго учета и денежные средства являются собственностью ОАО «Федеральная пассажирская компания» и доверены ОАО «Рейс-Сервис-П» для исполнения поручения перевозчика на заключение договоров перевозки с пассажирами путем оформления проездных документов.

Статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что форма билета и багажной квитанции утверждаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» форма бланка проездного документа АСУ «Экспресс» (трехслойный слип), утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 05.08.2008 №120.

При таких данных Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к верному выводу об отсутствии в действиях ОАО «Рейс-Сервис-П» события вменяемого ему административного правонарушения, так как при выдаче пассажиру оформленного билета, соответствующего утвержденной Министерством транспорта РФ форме, применения контрольно-кассовой техники не требуется.

При этом все суммы сервисных сборов, получаемые с пассажиров за оформленные билеты, подтверждаются кассовыми чеками. Вся контрольно-кассовая техника, применяемая в работе, своевременно зарегистрирована в подразделениях ИФНС по месту нахождения структурных подразделений ОАО «Рейс-Сервис-П», исправна, имеет фискальную память и эксплуатируется в фискальном режиме в соответствии с требованиями законодательства.

В деле присутствует акт проверки Инспекцией соблюдения порядка ведения кассовых операций от 23 марта 2012 года №15, в котором отмечено, что за проверяемый период замечаний по кассовым операциям не установлено.

В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Чувашского Инспекции  подлежит отклонению.

Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной  не облагается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.06.2012 по делу № А39-1452/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

     Председательствующий  
    В.Н. Урлеков

     Судьи  
    И.А. Смирнова

     Ю.В. Протасов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка