СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2012 года  Дело N А60-3783/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Осиповой С.П., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,

при участии:

от заявителя - ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (ОГРН  1056604409784, ИНН 6672184222): Логинова О.В., паспорт, доверенность от 20.01.2012,

от заинтересованного лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960): представитель не явился, извещены надлежащим образом,

Администрации города  Екатеринбурга (ОГРН  1046603983800, ИНН 6661004661): Ваулина И.С., удостоверение, доверенность от 22.12.2011,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Администрации города Екатеринбурга

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года

по делу № А60-3783/2012,

принятое судьей Киреевым П.Н.,

по заявлению ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс"

к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга

о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по рассмотрению заявлений о сносе зеленых насаждений,

установил:

Закрытое акционерное общество «Корпорация «Атомстройкомплекс» (далее - заявитель, ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к  Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованные лица, Министерство, Администрация) с заявлениями (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее - АПК РФ) о признании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области по рассмотрению заявления №01-003/11-1050 от 08.08.11 о сносе зеленых насаждений незаконным, не соответствующим п.1, п.п. 55 п. 8 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 №714-ПП, и обязании рассмотреть заявление по существу с указанием порядка обращения и перечня необходимых документов для оформления министерством разрешения на снос зеленых насаждений (л.д.119-121), о признании бездействия Администрации г.Екатеринбурга по рассмотрению заявления № 01-003/12-672 от 06.04.2012  о сносе зеленых насаждений незаконным, не соответствующим п.п. 2, 24 Решения Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 № 87/34 «Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования «город Екатеринбург»  и обязании рассмотреть заявление по существу в соответствии с порядком, установленным Решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 № 87/34  (л.д.111-113).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года (резолютивная часть объявлена 18 мая 2012 года) заявленные ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» требования к Администрации г.Екатеринбурга удовлетворены, в удовлетворении заявленных требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области - отказано.

Не согласившись с решением суда в части удовлетворения заявленных требований, Администрация города Екатеринбурга обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда в оспариваемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований к администрации отказать.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что собственником зеленых насаждений на спорном земельном участке является собственник земельного участка Российская Федерация, следовательно, правом на решение вопроса о сносе деревьев на данном земельном участке Администрация города Екатеринбурга не обладает.

Представитель Администрации в суде апелляционной инстанции поддержала требования и доводы апелляционной жалобы.

Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, по указанным в нем основаниям просит решение оставить в законной силе.

Представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в силу ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании Протокола заседания Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 30.12.2009 №13 (л.д.94-99), Приказов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 02.07.2010 № 887 «О проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене, по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, по улицам Разливной-Амундсена», от 10.09.2010 № 1230 «О внесении изменений в приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 02.07.2010 № 887»,  итогового  протокола от 15.12.2010 № 137 (л.д.91-93), договора аренды № Т-78 от 20.12.2010, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Корпорация "Атомстройкомплекс" (арендатор) (л.д.15-22), акта приема-передачи земельного участка от 20.12.2010 (л.д.23) заявителю предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 61828 кв.м, с кадастровым номером 66:41:0000000:707, расположенный по адресу: ул. Разливная - Амундсена, для комплексного освоения в целях жилищного строительства сроком на 10 лет.

08 августа 2011 года заявитель обратился в Министерство по управлению

государственным имуществом Свердловской области с заявлением №01-003/11-1050 о разъяснении порядка получения разрешения на вырубку зеленых

насаждений на полученном в аренду земельном участке (л.д.124).

Письмом от 25.08.11 №78-11721 Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области сообщило заявителю, что

принятие решения о разрешении рубки зеленых насаждений не входит в полномочия министерства и рекомендовало обществу обратиться в Комитет по

благоустройству Администрации города Екатеринбурга, поскольку в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений

на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 №

87/34, снос, пересадка, реконструкция зеленых насаждений, связанные с застройкой города, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередач и других объектов, производится на основании Постановления Администрации города Екатеринбурга (л.д.122-123).

02 сентября 2011 года заявитель обратился в Комитет по благоустройству

Администрации города  Екатеринбурга  с заявлением №01-003/11-1201 о разъяснении порядка получения разрешения на вырубку зеленых насаждений на вышеуказанном земельном участке (л.д.26).

Письмом  от  20.09.2011  № 25.1-20/746 председатель Комитета по благоустройству Администрации города Екатеринбурга разъяснил заявителю, что Администрация города Екатеринбурга не наделена полномочиями на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, собственником которых является Правительство Свердловской области (л.д.24-25).

06 апреля 2012 года заявитель направил в Администрацию города Екатеринбурга заявление за №01-003/12-672 об оформлении постановления Администрации города Екатеринбурга на снос зеленых насаждений в связи со строительством жилых домов на земельном участке, расположенном в Ленинском районе по адресу: ул. Амундсена - Разливная, находящимся в аренде у ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" на основании договора аренды №Т-78 от 20.12.10 (л.д.59).

При этом к заявлению обществом были приложены документы: копия договора аренды №Т-78 от 20.12.2010 г., эскиз застройки, схема размещения инженерных сетей и сооружений проектируемой застройки, схема инженерного обеспечения проектируемой застройки, схема инженерного обеспечения проектируемой застройки, условные обозначения л.15 АПУ 06-00-ГМ, стройгенплан л.1 АПУ-06-00-ПОС ГМ.

Письмом за №25.1-20/281 от 12.04.2012 председатель Комитета по благоустройству Администрации города Екатеринбурга повторно сообщил заявителю о том, что администрация не наделена правомочиями выдавать разрешения на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, собственником которых является Российская Федерация и

для решения вопроса рекомендовал обратиться в Министерство по управлению

государственным имуществом Свердловской области (л.д.60).

Не согласившись с указанными письмами Министерства по управлению

государственным имуществом Свердловской области от 25.08.11 №78-11721 и

Администрации города Екатеринбурга от 12.04.2012 №25.1-20/281, полагая, что

заинтересованные лица должны были рассмотреть вопрос о выдаче разрешения

на снос зеленых насаждений по существу и указанные бездействия заинтересованных лиц нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия со стороны Администрации г.Екатеринбурга и возложении на Администрацию обязанности по рассмотрению заявления общества по существу, а в отношении Министерства отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия оспариваемой обязанности по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений на спорном участке у Администрации города Екатеринбурга в соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 21.12.2010 №87/34.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими действующему законодательству и фактически установленным по делу обстоятельствам.

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции находит бездействие Администрации города Екатеринбурга в рассмотрении заявления ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» по сносу (вырубке) зеленых насаждений на спорном земельном участке не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.

Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:707 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 07.07.2009) свидетельствует  о том, что правообладателем спорного земельного участка являлась Российская Федерация, земельный участок весь относился к землям населенных пунктов (категория земель) с разрешенным использованием: земли общественно-деловой застройки (для общественно-деловых целей) (л.д.83).

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка  с кадастровым номером 66:41:0000000:707 (выписка из государственного кадастра недвижимости от 26.09.2011) правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация, по категории земель земельный участок относится к землям населенных пунктов (весь) с разрешенным использованием: комплексное освоение в целях жилищного строительства и расположен в границах муниципального образования «город Екатеринбург» (л.д.103).

В соответствии с письмом от 31.08.11 №70-ЛП Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» указанный земельный участок не входит в состав территории лесничества (л.д.51).

Анализ норм гражданского, земельного, лесного, градостроительного и иного федерального законодательства в их взаимосвязи применительно к обстоятельствам настоящего дела позволяет суду апелляционной инстанции сделать следующие выводы.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса РФ - далее ЛК РФ).

Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 №201) внесены изменения в статью 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

С 08.12.2006 леса и многолетние насаждения не являются недвижимыми вещами и не могут участвовать в гражданских правоотношениях в качестве объектов недвижимости, в связи с чем предусмотренный в п.5 ч.1 Земельного кодекса РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, на земельные участки, на которых расположены леса и лесные насаждения, не распространяется.

В силу ч.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, лес как природный ресурс может выступать в качестве объекта гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст.3 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране лесов применяется лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.

В силу п. 3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок к ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Редакция пункта 2 статьи 261 ГК РФ с принятием Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ была изменена, из объектов, находящихся на поверхностном (почвенном) слое земельного участка, в границах которого собственник вправе был распоряжаться по своему усмотрению, лес был исключен.

Следовательно, принадлежность на праве собственности земельного участка, на котором произрастают лесные насаждения, не является определяющим условием, безусловным основанием возникновения права собственности на лесные насаждения, покрывающие данный земельный участок либо его часть.

По составу земель в Российской Федерации согласно ст.7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, применительно к рассматриваемой ситуации, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 ЗК РФ).