• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2012 года  Дело N А50-15478/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Смирнова А.Ю., Семеновой З.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хайрулина Дениса Алексеевича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.02.2012 по делу № А50-15478/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, участие в судебном заседании не приняли.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района (далее - комитет) о признании незаконным решения комитета от 27.07.2011 № 04/2957 об отказе в реализации преимущественного права выкупа арендуемого нежилого помещения общей площадью 88,6 кв. м, кадастровый номер 59:07:001 06 07:0021:673/3 1006, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, пр. Комсомольский, д. 13, и обязании комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» (далее - Закон № 159-ФЗ; с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснокамского муниципального района Пермского края, общество с ограниченной ответственностью «Норман» (далее - общество «Норман»), Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.

Решением арбитражного суда Пермского края от 07.02.2012 с учетом дополнительного решения от 21.02.2012 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 (судьи Усцов Л.А., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 7, ст. 8, ч. 4, 7 ст. 71, ч. 3 ст. 128, ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 168, ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применении ст. 3 Закона № 159-ФЗ, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель не согласен с судом первой инстанции, признавшим избранный предпринимателем способ защиты своего нарушенного права ненадлежащим, поскольку на дату обращения предпринимателя с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд договор купли-продажи между комитетом и обществом «Норман» не был заключен. Заявитель считает, что судом апелляционной инстанции сделан неправильный вывод об отсутствии у предпринимателя преимущественного права на приватизацию арендуемых помещений, так как на дату подачи предпринимателем заявления о реализации преимущественного права (03.11.2012) задолженность по арендной плате у него отсутствовала, комитет до этого момента с требованиями о погашении задолженности и оплате пени к предпринимателю не обращался. Заявитель также указывает на то, что с иском о взыскании задолженности по арендной плате и пени комитет обратился только в ходе судебного разбирательства по данному спору. По мнению заявителя, судами не дана оценка действиям комитета по уклонению от исполнения требований Закона № 159-ФЗ. Как указывает заявитель, комитетом в ответ на заявление предпринимателя в течение длительного времени не направлен ни проект договора купли-продажи, ни требование о погашении задолженности в случае ее наличия. Заявитель ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание доводы заявителя о наличии в действиях комитета признаков злоупотребления правом, выразившегося в умышленном несовершении действий, предусмотренных Законом № 159-ФЗ.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Норман» указывает не несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить в силе, жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между комитетом (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор от 21.12.2003 № 99 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности Краснокамского муниципального образования, общей площадью 73,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснокамск, Комсомольский проспект, д. 13.

Срок действия договора установлен сторонами со дня подписания приемо-сдаточного акта до 15.12.2004 (п. 1.1, 2.1 договора).

Названное помещение передано арендатору по акту от 21.12.2003.

Согласно изменению от 01.05.2004 и дополнительному соглашению от 18.06.2007 (зарегистрировано 11.09.2007) к указанному договору аренды площадь передаваемого в аренду помещения составила 94,15 кв. м и 88,6 кв. м соответственно.

Стороны договора 01.05.2004 и 18.06.2007 подписали акты приема-передачи помещения.

В дополнительном соглашении от 21.09.2004 стороны установили, что договор от 21.12.2003 № 99 действует до 31.12.2009 (договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 30.11.2006), в дополнительном соглашении от 27.10.2009 (зарегистрировано 25.11.2009) срок действия договора продлен до 01.07.2015.

Согласно п. 3.1 договора арендатор перечисляет арендную плату не позднее 10 числа месяца, за который производится оплата. Расчет арендной платы является неотъемлемой частью договора.

В соответствии с п. 8.2.1 договора аренды арендатор по требованию арендодателя уплачивает пени в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки по уплате арендных платежей.

Предприниматель 03.11.2010 обратился в комитет с заявлением о выкупе арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Краснокамск, Комсомольский проспект, д. 13, на основании положений Закона № 159-ФЗ.

В письме от 10.11.2010 № 04/5811 комитет разъяснил действующее законодательство и указал, что представленные предпринимателем документы не соответствуют требованиям, установленным Законом № 159-ФЗ.

Земским собранием Краснокамского муниципального района 01.12.2010 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2011 год. В перечень подлежащих приватизации объектов включено нежилое помещение общей площадью 94,15 кв. м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, пр. Комсомольский, д. 13.

Администрацией Краснокамского муниципального района вынесено постановление от 20.06.2011 № 329 о продаже муниципального имущества, в том числе названного нежилого помещения путем проведения торгов.

Информационные сообщения о продаже муниципального имущества размещены в средствах массовой информации.

Комитет 27.07.2011 принял решение № 04/2957 об отказе предпринимателю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, в связи с наличием у него задолженности, указав при этом, что действие Закона № 159-ФЗ распространяется на отношения, возникшие до 22.07.2006, а договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 30.11.2006. кроме того, комитет сослался на наличие у предпринимателя задолженности свыше 100 000 руб.

По результатам открытого аукциона с открытой формой подачи предложений по цене объекта 05.08.2011 комитет (продавец) и общество «Норман» (покупатель) заключили договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 89,4 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, пр. Комсомольский, д. 13.

В письме от 04.08.2011 № 04/3086 комитет сообщил предпринимателю о продаже спорного помещения на аукционе обществу «Норман».

Предприниматель, полагая, что отказ комитета в реализации преимущественного права не соответствует требованиям Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признал, что избранный предпринимателем способ защиты не приведет к восстановлению его прав, поскольку спорное имущество отчуждено комитетом третьему лицу на основании договора купли-продажи, заключенного по результатам торгов.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции также указал на наличие у предпринимателя задолженности по пеням и сделал вывод о несоответствии предпринимателя требованиям Закона № 159-ФЗ и отсутствии у него преимущественного права на приватизацию арендуемого имущества.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 159-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона № 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 данного Закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 этого Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Реализация преимущественного права выкупа арендуемых объектов недвижимого имущества возможна при наличии всех перечисленных в ней условий, в том числе при отсутствии задолженности по арендной плате за такое имущество на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 159-ФЗ орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных ст. 3 названного Федерального закона.

В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным ст. 3 Закона № 159-ФЗ требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера (ч. 2 ст. 4 Закона № 159-ФЗ).

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 информационного письма от 05.11.2009 № 134 разъяснено, что судам следует иметь в виду, что, исходя из ч. 8 ст. 4 Закона № 159-ФЗ, субъект малого или среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Удовлетворение такого заявления само по себе не влечет перевода прав и обязанностей покупателя на арендатора.

Предприниматель, обосновывая свою позицию по настоящему делу, ссылался, в том числе на наличие со стороны комитета злоупотребления правом, выразившегося в умышленном несовершении действий, предусмотренных Законом № 159-ФЗ. Данный довод приведен предпринимателем и в апелляционной жалобе.

Согласно ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Доводы предпринимателя о злоупотреблении комитетом своим правом отказать в выкупе арендуемого им помещения апелляционным судом по существу оказались не рассмотрены.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Злоупотребление правом со стороны комитета, по мнению предпринимателя, выразилось в следующем.

В ответе от 10.11.2010 № 045811 на заявление предпринимателя о передаче ему помещений в собственность комитет не указал на наличие у предпринимателя какой-либо задолженности по договору аренды, в том числе по пеням.

В письме комитета от 27.07.2011 № 04/2957, содержащем отказ в удовлетворении заявления предпринимателя, среди причин отказа указано о наличии задолженности в размере более 100 000 руб. без пояснения состава этой задолженности и периода ее образования.

При этом комитет после обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу в срочном порядке обратился в тот же суд с самостоятельным иском о взыскании пеней по договору аренды, начисленных за просрочку уплаты арендных платежей, в том числе за период, предшествующий обращению предпринимателя с заявлением о выкупе арендованного имущества, которые и были взысканы решением суда по делу № А50-21646/2011.

Однако на день обращения предпринимателя в комитет с заявлением о выкупе (03.11.2010) и на день составления ответного письма комитета от 10.11.2010 предпринимателю не было известно о наличии задолженности по пеням и размере этой задолженности, учитывая, что согласно п. 8.2.1 договора аренды арендатор уплачивает пени не по своей инициативе, а по требованию арендодателя, то есть до тех пор, пока арендодателем соответствующие требования не заявлены, у арендатора не существует обязанности по их уплате.

Также предприниматель считает, что обязанность сообщить о наличии пеней с предложением их уплаты в случае наличия на то волеизъявления комитета возникла у последнего в срок, установленный Законом № 159-ФЗ, на основании ст. 3, 4, 9 этого закона, применяемых в их совокупности и взаимосвязи.

Таким образом, по мнению заявителя, злоупотребление комитета выразилось в том, что ни перед обращением предпринимателя с заявлением о выкупе арендованного имущества, ни непосредственно после поступления этого заявления комитетом не была выражена воля на взыскание пеней и не сообщен их размер. Вместо этого комитет 8 месяцев уклонялся от разрешения вопроса по существу и использовал это время для взыскания задолженности по пеням через суд, на решение которого сослался при рассмотрении настоящего дела как на причину, препятствующую принятию положительного решения по заявлению предпринимателя.

Взыскание пеней при таких обстоятельствах не должно приниматься судом во внимание, так как это, по мнению предпринимателя, противоречит сложившейся судебной практике, в том числе практике Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Поскольку доводы предпринимателя о незаконности решения суда первой инстанции, изложенные им в апелляционной жалобе, в нарушение ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции по существу не рассмотрены, обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного спора, в полном объеме не установлены, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции принято в нарушение ст. 71, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене в соответствии с ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в апелляционный суд.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует устранить указанные нарушения и рассмотреть спор в соответствии с требованиями материального и процессуального права с учетом заявленных требований и доводов участвующих в деле лиц.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу № А50-15478/2011 Арбитражного суда Пермского края отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

     Председательствующий
  В.А. Купреенков

     Судьи
  А.Ю. Смирнов

     З.Г. Семенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-15478/2011
Ф09-6247/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 23 августа 2012

Поиск в тексте