АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 августа 2012 года  Дело N А05-8800/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 23 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А05-8800/2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» (ОГРН 1052901180750; место нахождения: 163060, г.Архангельск, ул.Шабалина, дом 19, корп.1)

к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Попова, дом 17)

об отмене постановления №01-10/187 по делу об административном правонарушении от 14 июня 2012 года.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя - не явился, о судебном заседании извещён 04.07.2012 согласно уведомлению организации почтовой связи;

ответчика - Павлова Л.П. по доверенности от 26.03.2012 №01-33/16.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - Инспекция) об отмене постановления №01-10/187 по делу об административном правонарушении от 14 июня 2012 года, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьё 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 45 000 рублей.

Заявитель на требованиях настаивает.

Инспекция не согласна с заявленным требованием по содержащимся в отзыве доводам, полагая постановление законным и обоснованным.

Общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания»  зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052901180750.

На основании обращения жителей дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г. Архангельске, жилищная инспекция на основании распоряжения от 09.07.2012 №А-04/01-15/996 провела внеплановую выездную проверку соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

При проведении проверки присутствовала представитель общества Кокляева Ю.Н.

В ходе проверки установлены следующие нарушения:  неисправность   (негерметичность) циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения (полотенцесушителя) в квартире №39;  неисправность внутреннего остекления  заполнения оконного проёма в лестничной клетке 1- го подъезда на  3- ем этаже, 3- го подъезда на  2- Ом этаже;  отсутствие крышки на распределительной коробке в 1- Ом подъезде в пределах цокольного этажа;  отсутствие внутреннего заполнения (рама) оконного проёма в лестничной клетке 3-го подъезда на 2-ом этаже;  неисправность  кровельного покрытия в районе  внутреннего ливнестока в 3-ем подъезде;  антисанитарное состояние светопрозрачных заполнений в лестничных клетках;  отсутствие окраски трубопровода и оборудования в тепловом пункте во  2-ом подъезде, что не соответствует требованиям  Правилам и нормам  технической эксплуатации жилищного фонда, утв.  постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв.  постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

По результатам проверки составлен акт от 31.05.2012 №А-04/02-07/540.

Уведомлением от 31.05.2012 №А-04/01-34/256 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

По выявленным в ходе проверки нарушениям 01.06.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №А-04/7-03/256 по статье 7.22 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя общества Кокляевой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 30.05.2012, которой разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьями 25.1 и 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вручена копия протокола об административном правонарушении. В объяснения, изложенных в протоколе об административном правонарушении, представитель общества указала на своё несогласие с протоколом.

Определением от 01.06.2012 №А-04/03-27/185 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.06.2012 в 11 час. 00 мин., определение получено представителем общества Кокляевой Ю.Н. 01.06.2012, о чём свидетельствует её расписка на определении.

14.06.2012 руководитель Инспекции Резвый А.П., рассмотрев протокол от 01.06.2012 №А-04-7/03-256 об административном правонарушении в отношении общества, постановлением №01-10/187 установил, что общество будучи обязанным содержать жилой дом №4 корп. 1 по пр. Московскому в г.Архангельске в строгом соответствии с установленными правилами и нормами, данную обязанность не выполнило, вследствие чего нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491; данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ. Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, меры, принимаемые обществом к устранению, назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере - 45 000 руб. Постановление направлено обществу по почте 15.06.2012.

Общество с постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене. Заявление мотивировано тем, что при отсутствии решений общего собрания собственников помещений управляющая компания или подрядная организация не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может нести ответственность за последствия невыполнения таких работ и  услуг.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.

В соответствии со статьёй 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объектом правонарушения является жилищный фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.

Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2.2 этой же статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ)  по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания).

Согласно пункту 2 Правил содержания в состав общего имущества включаются: крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Согласно подпунктам «а» и «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В пункте 42 Правил № 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Пунктом 10 Правил содержания предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Пунктом 16 Правил содержания определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается  собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 №6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статьи 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Собственниками помещений дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г.Архангельске в качестве способа управления выбрана управляющая компания, заключен договор управления от 01.09.2006 с обществом с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания».

Согласно п.2.1 договора управления от 01.09.2006 управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» по заданию собственников в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В силу части 9 статьи 162 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания»  является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г.Архангельске. Доказательств того, что обязанность по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома возложена на какое-либо другое лицо, общество не представило, на такие обстоятельства не ссылается.

Общество при выполнении условий договора управления должно руководствоваться нормативными документами, регламентирующими эксплуатацию жилищного фонда - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации).

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество должно содержаться  в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в соответствии  с пунктом 4.6.1.1 Правил №170 исправное состояние конструкций  чердачного помещения, кровли, системы водоотвода, в соответствии с пунктом 4.7.1 Правил №170 исправное состояние окон, дверей и световых фонарей, в  соответствии с пунктом 5.6.2 Правил №170 эксплуатацию шкафов водных и водно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся о воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей.

Согласно пункту 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.

В силу пункта 4.7.7 Правил №170 заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.

Согласно пункту 4.8.14лестничные клетки должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;

Пункт 5.2.16 указанных Правил предписывает в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях устанавливать маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами. Трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя. Задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту). Наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьба смазана машинным маслом, смешанным с графитом.

В соответствии с пунктом 5.3.2  Правил инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны: изучить систему в натуре и по чертежам; обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.