• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 23 августа 2012 года  Дело N А05-8800/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 23 августа 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А05-8800/2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» (ОГРН 1052901180750; место нахождения: 163060, г.Архангельск, ул.Шабалина, дом 19, корп.1)

к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Попова, дом 17)

об отмене постановления №01-10/187 по делу об административном правонарушении от 14 июня 2012 года.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя - не явился, о судебном заседании извещён 04.07.2012 согласно уведомлению организации почтовой связи;

ответчика - Павлова Л.П. по доверенности от 26.03.2012 №01-33/16.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - Инспекция) об отмене постановления №01-10/187 по делу об административном правонарушении от 14 июня 2012 года, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьё 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 45000 рублей.

Заявитель на требованиях настаивает.

Инспекция не согласна с заявленным требованием по содержащимся в отзыве доводам, полагая постановление законным и обоснованным.

Общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» зарегистрировано в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052901180750.

На основании обращения жителей дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г. Архангельске, жилищная инспекция на основании распоряжения от 09.07.2012 №А-04/01-15/996 провела внеплановую выездную проверку соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

При проведении проверки присутствовала представитель общества Кокляева Ю.Н.

В ходе проверки установлены следующие нарушения: неисправность (негерметичность) циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения (полотенцесушителя) в квартире №39; неисправность внутреннего остекления заполнения оконного проёма в лестничной клетке 1- го подъезда на 3- ем этаже, 3- го подъезда на 2- Ом этаже; отсутствие крышки на распределительной коробке в 1- Ом подъезде в пределах цокольного этажа; отсутствие внутреннего заполнения (рама) оконного проёма в лестничной клетке 3-го подъезда на 2-ом этаже; неисправность кровельного покрытия в районе внутреннего ливнестока в 3-ем подъезде; антисанитарное состояние светопрозрачных заполнений в лестничных клетках; отсутствие окраски трубопровода и оборудования в тепловом пункте во 2-ом подъезде, что не соответствует требованиям Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

По результатам проверки составлен акт от 31.05.2012 №А-04/02-07/540.

Уведомлением от 31.05.2012 №А-04/01-34/256 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

По выявленным в ходе проверки нарушениям 01.06.2012 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №А-04/7-03/256 по статье 7.22 КоАП РФ. Протокол составлен с участием представителя общества Кокляевой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 30.05.2012, которой разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьями 25.1 и 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вручена копия протокола об административном правонарушении. В объяснения, изложенных в протоколе об административном правонарушении, представитель общества указала на своё несогласие с протоколом.

Определением от 01.06.2012 №А-04/03-27/185 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.06.2012 в 11 час. 00 мин., определение получено представителем общества Кокляевой Ю.Н. 01.06.2012, о чём свидетельствует её расписка на определении.

14.06.2012 руководитель Инспекции Резвый А.П., рассмотрев протокол от 01.06.2012 №А-04-7/03-256 об административном правонарушении в отношении общества, постановлением №01-10/187 установил, что общество будучи обязанным содержать жилой дом №4 корп. 1 по пр. Московскому в г.Архангельске в строгом соответствии с установленными правилами и нормами, данную обязанность не выполнило, вследствие чего нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491; данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ. Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, меры, принимаемые обществом к устранению, назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере - 45 000 руб. Постановление направлено обществу по почте 15.06.2012.

Общество с постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене. Заявление мотивировано тем, что при отсутствии решений общего собрания собственников помещений управляющая компания или подрядная организация не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может нести ответственность за последствия невыполнения таких работ и услуг.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.

В соответствии со статьёй 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьёй 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Объектом правонарушения является жилищный фонд, его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.

Из содержания статьи 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2.2 этой же статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания).

Согласно пункту 2 Правил содержания в состав общего имущества включаются: крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Согласно подпунктам «а» и «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В пункте 42 Правил № 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Пунктом 10 Правил содержания предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества; текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Пунктом 16 Правил содержания определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 №6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статьи 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Собственниками помещений дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г.Архангельске в качестве способа управления выбрана управляющая компания, заключен договор управления от 01.09.2006 с обществом с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания».

Согласно п.2.1 договора управления от 01.09.2006 управляющая организация - общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» по заданию собственников в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В силу части 9 статьи 162 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания» является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г.Архангельске. Доказательств того, что обязанность по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома возложена на какое-либо другое лицо, общество не представило, на такие обстоятельства не ссылается.

Общество при выполнении условий договора управления должно руководствоваться нормативными документами, регламентирующими эксплуатацию жилищного фонда - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации).

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил №170 исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли, системы водоотвода, в соответствии с пунктом 4.7.1 Правил №170 исправное состояние окон, дверей и световых фонарей, в соответствии с пунктом 5.6.2 Правил №170 эксплуатацию шкафов водных и водно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся о воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей.

Согласно пункту 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.

В силу пункта 4.7.7 Правил №170 заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.

Согласно пункту 4.8.14лестничные клетки должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;

Пункт 5.2.16 указанных Правил предписывает в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях устанавливать маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами. Трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя. Задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту). Наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьба смазана машинным маслом, смешанным с графитом.

В соответствии с пунктом 5.3.2 Правил инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны: изучить систему в натуре и по чертежам; обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.

Инженерно-технические работники обязаны проинструктировать жителей обслуживаемых домов о необходимости своевременного сообщения об утечках и шумах в водопроводной арматуре, об экономном расходовании горячей воды и осуществлять контроль за выполнением этих требований.

Материалами дела подтверждается, что общество, являясь лицом, ответственным за содержание дома №4 корп. 1 по пр. Московский в г.Архангельске, не обеспечило выполнение требований указанных выше пунктов Правил и норм технической эксплуатации.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не представило доказательств невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.

При таких обстоятельствах следует признать, что жилищная инспекция обоснованно установила в действиях (бездействии) общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 7.22 КоАП РФ.

Суд, изучив материалы дела, пришёл к выводу о том, что права и гарантии общества, предусмотренные КоАП РФ, не нарушены.

В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ инспекция является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21-7.23 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в установленный статьёй 4.5. КоАП РФ срок. Санкция назначена с учётом обстоятельств дела, так как общество ранее неоднократно привлекалось к аналогичной ответственности, о чём свидетельствуют представленные административным органом в материалы дела копии постановлений от 04.05.2012 №01-10/157, от 12.04.2012 №01-10/123, от 11.04.2012 №01-10/119.

Суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренных статьёй 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Отклоняются доводы общества о том, что собственниками квартир в доме не принимались решения о проведении ремонта.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Общество, как обслуживающая организация, обязано устранять обнаруженные неисправности (дефекты) конструкций жилого дома и (или) предпринимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления №01-10/187 по делу об административном правонарушении от 14 июня 2012 года, вынесенного в г.Архангельске Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Архангельская Управленческая Компания», зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052901180750, расположенного по адресу: 163060, г.Архангельск, ул.Шабалина, дом 19, корп.1, к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 45 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-8800/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 23 августа 2012

Поиск в тексте