• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2012 года  Дело N А05-8901/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2012 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Дементьева А.А.) дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295; 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) в лице филиала - Северной железной дороги об оспаривании постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1097847327709; 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 60) по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании представителя заявителя Мишуковой Е.А. (доверенность от 29.03.2011), представителя административного органа Васильевой М.В. (доверенность от 26.04.2012),

установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области, оспаривая постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 22 июня 2012 года по делу об административном правонарушении № 07-53-02/230 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своих требований заявитель ссылался на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения.

Административный орган в отзыве с заявлением не согласился.

Исследовав доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.

В период с 14 мая по 7 июня 2012 года на основании распоряжения от 30.03.2012 № 248-р административным органом проведена плановая выездная проверка в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Северодвинск Архангельского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» с целью контроля за деятельностью по обеспечению транспортной безопасности. По результатам проверки составлен акт от 7.06.2012, а 19.06.2012 - протокол об административном правонарушении № 07-45/02/210.

Заявителем, как указано в протоколе, нарушены требования подпунктов 5.1, 5.10, 5.12, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утверждённых Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43.

22 июня 2012 года административный орган в присутствии представителя заявителя Мишуковой Е.А., рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении № 07-53-02/230, вынес постановление о назначении административного наказания по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением, оспорил его в суде. Суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является обеспечение безопасности на транспорте. Объективной стороной - невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ), определяющим основы транспортной безопасности, закреплены следующие понятия:

- обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

- транспортная безопасность - состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

- объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

- субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Целями обеспечения транспортной безопасности в силу статьи 2 Закона № 16-ФЗ являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Статьей 4 Закона № 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки ответчик установил, что общество не назначило лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Это является нарушением пункта 5.1 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утверждённых Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43.

Согласно подпункту 6 статьи 1 Закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии со статьёй 5 Закона № 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждён приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87. В соответствии с этим Порядком результаты проведённой оценки уязвимости направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.

Таким образом, проведение оценки уязвимости и принятие решения об утверждении результатов проведённой оценки не являются компетенцией общества как субъекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии со статьёй 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В пункте 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34, указано, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости.

Поскольку категорирование станции Северодвинск как ОТИ и оценка её уязвимости с учётом уровней безопасности для различных категорий ОТИ не производились, план обеспечения транспортной безопасности не составлялся, то не может быть назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Согласно оспариваемому постановлению в нарушение пункта 5.10 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» ОАО «РЖД» не проведена проверка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ для прекращения трудовых отношений либо приёма на работу, в нарушение пункта 5.12 названных Требований не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определёнными законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащённые, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и транспортных средств, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

В соответствии с пунктами 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5 названных Требований номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или транспортных средствах, номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или транспортных средствах, номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или транспортных средств, утверждаются как приложения к плану обеспечения транспортной безопасности.

Ввиду отсутствия плана обеспечения транспортной безопасности сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности в штат станции Северодвинск не входят.

Следовательно, общество неправомерно привлечено к административной ответственности за указанное нарушение.

Общество привлечено к ответственности также за нарушение пунктов 5.25.1 - 5.25.5 вышеназванных Требований.

Пунктом 5.25.1 установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.

Согласно пункту 5.25.2 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).

Пунктом 5.25.3 установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.

В соответствии с пунктом 5.25.4 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.

В силу пункта 5.25.5 субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или её секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ.

Административный орган при проверке установил, что перечисленные выше требования ОАО «РЖД» не выполнены.

Общество ссылалось на то, что такие действия должны проводиться только после проведения категорирования и оценки уязвимости. Кроме того, ОТИ формируется только после оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее - Приказ № 87) оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищённости объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Пунктами 3.1-3.4 Приказа № 87 установлено, что в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

- изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования). Результатом является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;

- изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащённости, подготовленности, осведомлённости, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя;

- определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства. Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно пункту 6 Приказа № 87 результаты проведённой оценки уязвимости оформляются специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в виде текстового документа с графическими план-схемами в трёх экземплярах и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.

Приказом Росжелдора от 25.10.2011 № 515 утверждены Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, из содержания которых вытекает, что установление конфигурации и границы участков зоны транспортной безопасности также отнесено к работам, которые проводятся в процессе оценки уязвимости. Так, пунктом 4 Рекомендаций установлен перечень работ при проведении оценки уязвимости, в нём содержится такой вид работ как определение границ зон безопасности. В приложении № 6 к Рекомендациям содержатся предложения по конфигурации зон транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектор), предложения по конфигурации зон свободного доступа и т.д.

Из приведённых норм Приказа № 87, названных Рекомендаций следует, что мероприятия, изложенные в пунктах 3.1-3.4, должны проводиться после категорирования объекта транспортной безопасности и оценки его уязвимости при разработке плана обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведённой оценки состояния защищённости ОТИ от актов незаконного вмешательства. Поскольку в отношении станции Северодвинск категорирование и оценка уязвимости не проведены, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не может быть разработан. Таким образом, преждевременно требовать от общества проведения мероприятий, указанных в оспариваемом постановлении.

Суд считает, что общество неправомерно привлечено к административной ответственности за указанные нарушения.

Таким образом, в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 24.5 КоАП РФ это является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку у административного органа отсутствовали основания для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признаёт оспариваемое постановление незаконным и отменяет его.

Процессуальных нарушений в производстве по делу об административном правонарушении суд не установил, заявитель на таковые не ссылался.

Руководствуясь статьями 167, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22 июня 2012 года по делу об административном правонарушении № 07-53-02/230 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037739877295, находящегося по адресу г. Москва, ул. Новая Басманная, 2.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение десяти дней со дня принятия.

Судья

И.А. Меньшикова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А05-8901/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Архангельской области
Дата принятия: 24 августа 2012

Поиск в тексте