• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2012 года  Дело N А40-41984/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2012г.

Полный текст постановления изготовлен 11.09.2012г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,

Судей Р.Г. Нагаева, В.Я. Голобородько,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России № 26 по г. Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012г.

по делу № А40-41984/12-99-231, принятое судьей Г.А. Карповой

по иску (заявлению) ОАО «Опытный завод тугоплавких металлов и твердых сплавов» (ОГРН 1037739039876; 115230, г. Москва, Электролитный проезд, д. 3а)

к ИФНС России № 26 по г. Москве (ОГРН 1047726027095; 117639, г. Москва, Черноморский бульвар, д. 1, корп. 1)

о признании недействительным решения в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Хрусталев А.В. по дов. № 14 от 02.03.2012г., Данченкова Г.В. по дов. № 29 от 18.06.2012г.; Маркина Е.В. по дов. № 28.06.2012г.; Ефремов Ю.Е. по дов. № 12 от 02.03.2012г.

от заинтересованного лица - Свершков А.П. по дов. № 02-14/15840 от 25.06.2012г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Опытный завод тугоплавких металлов и твердых сплавов» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.10.2011г. № 04-15/53/20671 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (по пункту 4 решения) в сумме 2 022 863 руб. и соответствующих этой сумме налога сумм пени, с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

По мнению общества, налоговый орган пришел к необоснованному выводу об отсутствии у заявителя права на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в результате отсутствия раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Заявитель утверждает, что такой раздельный учет им ведется. Во всех проверенных налоговых периодах, за исключением одного, не превышена 5-процентная доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому согласно абзацу 9 п. 4 ст. 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) все суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.

Инспекция требования не признала, указав, что из представленной заявителем учетной политики на 2009 год (приказ от 30.12.2008 № 48) не следует, что закреплено ведение раздельного учета НДС по облагаемым и необлагаемым операциям.

Согласно п. 4.3 названного приказа указано лишь на ведение раздельного учета доходов и расходов для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ведение раздельного учета по НДС данным приказом не предусмотрено. В п. 5 приказа имеется ссылка на п. 4 ст. 170 Кодекса, которая фактически просто повторяет текст указанной нормы, и говорит о том, что весь входной НДС подлежит вычету, в случае не превышения 5-процентного лимита.

Поскольку удельный вес расходов по необлагаемым НДС операциям самим заявителем рассчитан как 6,3%, им не может быть применен абзац 9 п. 4, ст. 170 Кодекса и, соответственно, НДС не может быть принят к вычету в полном объеме в соответствии с абз. 8 п. 4, ст. 170 Кодекса, которым установлено, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Отсутствие у заявителя раздельного учета входного НДС подтверждается поданной им декларацией по НДС за 4 квартал 2009 г.

Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету, указана заявителем в данной декларации в размере 2 104 081 руб., что является полной суммой вычета без расчета соответствующей пропорции.

По строке «Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), необлагаемых НДС» организацией указан нулевой показатель.

Это противоречит утверждению общества о ведении раздельного учета по НДС и свидетельствуют о неправильном применении обществом положений п. 4, ст. 170 Кодекса.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд первой инстанции правомерно установил, что заявление подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2009г. по 31.12.2010г. По результатам составлен акт от 30.09.2011г. № 04-13/697/42 и принято решение от 28.10.2011г. № 04-15/53/20671 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением начислены пени в размере 13 824, 86 руб., предложено уплатить недоимку в размере 2 104 081 руб., уменьшить убытки, исчисленные по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2010 год в размере 99 354 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В порядке ст. 139 Кодекса общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по г. Москве от 28.12.2011г. № 21-19/126056 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Общество производит полуфабрикаты из твердых сплавов, тугоплавких и жаропрочных материалов для военно-промышленного комплекса Российской Федерации.

При этом общество осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.

В ходе проверки установлено, что доля расходов на производство товаров (работ, услуг) реализация которых не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, как правило, не превышала 5% от общей величины совокупных расходов на производство полуфабрикатов.

В 4 квартале 2009 года доля расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав которые при реализации не облагаются налогом на добавленную стоимость, превысила установленный Кодексом 5-процентный предел от общей величины совокупных расходов, в связи с чем, по мнению налогового органа, обществом неправомерно заявлены налоговые вычеты, и не исчислен налог на добавленную стоимость в сумме 2 104 081 руб.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. По основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

Правило «5 процентов» является частным случаем из общего правила пункта 4 статьи 170 Кодекса, в соответствии с которым суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. По основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных нрав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Инспекция указывает, что в 4 квартале 2009 года обществом заявлено и использовано при реализации освобождение от налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса стоимости выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в размере 128 160 руб.

Таким образом, стоимость отгруженных необлагаемых налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), (по договорам HИOKP) за 4 квартал 2009 года составляет: 128 160/18*100 = 712 000 руб.

Всего (облагаемые и необлагаемые налогом на добавленную стоимость товары, работы, услуги) доходы от реализации за 4 квартал 2009 года составляют 18 407849 руб. (без НДС).

Доходы по облагаемым налогом на добавленную стоимость операциям (за тот же период) составляют: 18 407 849 руб.- 712 000 руб. = 17 695 849 руб.

Значение

Всего

В том числе:

Показатели

Операции, облагаемые НДС

Операции, не облагаемые НДС

Доходы от реализации, руб. (кредит НДС

счетов 90 и 91 без НДС)

18 407849

17 695 849

712 000

Удельный вес, %

100

96.14%

3.86%

Всего расходов, руб.

24 972352

23 390 420

1 581 932

Удельный вес расходов, %

100

93.7%

6.3% (>5%)

Доля доходов по необлагаемым операциям от общей доли расходов составит:

712 000 руб./18 407 849 руб.*100 = 3.86%.

Таким образом, в 4 квартале 2009 года, когда не применимо «правило 5 процентов», общество вправе принять к вычету налог на добавленную стоимость в соответствующей доле: 2 104 081*96.14% = 2 022 863 руб.

Ссылка налогового органа на отсутствие ведения обществом раздельного учета неправомерна, так как учетной политикой общества утвержденной приказом от 31.12.2008г. № 48 закреплено ведение раздельного учета налога на добавленную стоимость по облагаемым и необлагаемым операциям (т. 4 л.д. 42-46).

Распоряжением от 29.12.2006г. № 107 определено, что в рамках работ по исполнению государственного оборонного заказа Российской Федерации общество выполняет операции, финансируемые за счет бюджета и освобожденные от НДС в порядке ст. 149 Кодекса (т. 4 л.д. 29-31).

Согласно п. 3 данного распоряжения ведется раздельный учет по облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Для этого заводятся отдельные субсчета:

- 90-1 (НИОКР) учет выручки

- 90-2 (НИОКР) учет себестоимости отгруженных услуг

- 20-2 учет себестоимости НИОКР.

Входные суммы НДС, предъявленные поставщиками (продавцами) и относящиеся к операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения), включаются в стоимость товаров, работ или услуг без отражения по счету 19 (п. 4 распоряжения).

В случаях, когда доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от обложения НДС, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство в налоговом периоде, все суммы «входного» НДС, учтенные на счете 19 «НДС к вычету», подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством (п. 5 распоряжения).

Расчет доли совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождены от обложения НДС, производятся в аналитическом регистре раздельного учета сумм НДС (р. 7 распоряжения).

Согласно п. 8 распоряжения оно действует до его отмены и распространяется на все государственные контракты, финансируемые из бюджета и не облагаемые НДС.

Кроме того, согласно главной книге, которая представлялась в инспекцию по требованию № 04-11/11126 от 14.02.2011г., общество вело раздельный учет.

Суд также учитывает, что налоговым органом подтверждена правомерность применения обществом «правила 5 процентов» в 1, 2, 3 кварталах 2009 года и 1, 2, 3, 4 кварталах 2010 года. В случае отсутствия ведения раздельного учета применение и использование «правила 5 процентов» недопустимо, так как это прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 170 Кодекса. Претензии налогового органа по вышеперечисленным налоговым периодам отсутствуют. Случаев неправильного ведения раздельного учета решением налогового органа не установлено. Основания и критерии, по которым раздельный учет облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость доходов и расходов при применении «правила 5 процентов» должен отличаться при применении общего порядка, установленного пунктом 4 статьи 170 Кодекса, в законодательстве отсутствуют.

То обстоятельство, что в налоговой декларации за 4 квартал 2009 года сумма НДС заявлена к вычету в полном объеме, означает неправильное заполнение налоговой декларации и неправильное исчисление суммы налога.

В связи с этим заявителем в ходе рассмотрения дела требования уточнены, им оспаривается решение только в части доначисления налога в сумме 2 022 863 руб.

В силу главы 25.3 Кодекса отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые не регулируются главой 25.3 Кодекса.

Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления) расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012 по делу № А40-41984/12-99-231 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

     Председательствующий
  С.Н. Крекотнев

     Судьи
  Р.Г. Нагаев

     В.Я. Голобородько

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А40-41984/2012
Принявший орган: Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 сентября 2012

Поиск в тексте