СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2011 года Дело N 33-7042/2011

29 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Богданович И.Е.,

судей: Шалагиной О.В., Проценко Е.П.,

при секретаре: Ворожцовой Н.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П.

гражданское дело по кассационной жалобе начальника Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области - Вишняковой Л.В.,

на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2011 года,

по иску К. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Юрге и Юргинском районе Кемеровской области об обязании включить периоды работы в качестве главы Крестьянского хозяйства К. в страховой стаж работы для назначения пенсии по старости.

У С Т А Н О В И Л А:

К. обратился с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Юрге и Юргинском районе КО об обязании включить периоды работы в качестве главы Крестьянского хозяйства К. в страховой стаж работы для назначения пенсии по старости.

Свои требования мотивировал тем, что он обратился к ответчику в ноябре - декабре 2010 г., чтобы подсчитать общий трудовой стаж.

В 1993 г. он стал главой КХ, о чем было распоряжение Администрации Юргинского района от 12 мая 1993 г.

К видам деятельности хозяйства было отнесено: животноводство, растениеводство, пчеловодство, коммерческая деятельность.

С мая 1993 г. по декабрь 1999 г. он вел указанную работу, а с 2000 г. перестал работать. Отчисления в УПФ РФ он производил за 1994, 1995, 1996, 1997, 1999 годы. Эти взносы определялись в размере 5% от дохода. Сведений об уплате страховых взносов за 1993 г. и за 1998 г. нет; он не исключает, что в эти годы не было дохода, не осуществлял деятельность КХ.

Ответчиком период работы главой КХ в 1994-1997, 1999 годах засчитано не было, так как нет сведений о доходах в эти годы, чтобы подтвердить правильность пенсионных отчислений.

Считает, что исключением спорного стажа работы нарушается его право на получение более высокой пенсии. К 2014 г. положение дел не изменится, т.к. уничтоженные документы не появятся, поэтому он решил обратиться в суд заблаговременно. Он в указанные периоды перечислял все налоги и страховые платежи через налоговую инспекцию, которые в то время требовались. Никаких претензий и штрафов по поводу неуплаты страховых взносов за эти периоды к нему не предъявлялось налоговым органом, который контролировал правильность и сроки уплаты страховых взносов. Просит обязать ответчика включить в его страховой стаж для назначения трудовой пенсии периоды работы с 01 января 1994 г. - 31 декабря 1997 г., 01 января 1999 г. - 31 декабря 1999 г. в качестве главы Крестьянского хозяйства К. для последующего разрешения пенсионного обеспечения.

Просил обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения трудовой пенсии периоды работы в 1994, 1995, 1996, 1997, 1999 годах в качестве главы Крестьянского хозяйства К. (л.д. 2).

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 27 апреля 2011 года постановлено:

Исковые требования К.удовлетворить.

Обязать ГУ-УПФ РФ в г.Юрге и Юргинском районе КО включить К. в страховой стаж для установления трудовой пенсии периоды работы с 01 января 1994 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1999 года по 31 декабря 1999 года в качестве главы Крестьянского хозяйства К. (л.д. 46-50).

В кассационной жалобе ГУ-УПФ РФ в г.Юрге и Юргинском районе КО, в лице начальника управления - Вишняковой Л.В., просит отменить решение суда от 27 апреля 2011 года.

Указывает, что в соответствии с п. 15 гл. 3 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2002 № 555, периоды работы в качестве главы крестьянского хозяйства подтверждаются документами территориального органа Пенсионного фонда или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

По данным базы АРМ «Страхователи», имеющейся в УПФР, К. производилась уплата страховых взносов в апреле 1994 года, в апреле 1995 года, в сентябре 1998 года, в марте 1999 года.

Суд неправомерно отметил отсутствие доказательств от ответчика, подтверждающих проверку правильности расчетов страховых взносов в спорные периоды времени.

Действующим до 01 января 2010 года законодательством РФ полномочия по проверке финансово-хозяйственной деятельности страхователей, в том числе правильности начисления страховых взносов, органы ПФР не были наделены.

Федеральным законом от 05 февраля 1997 года № 26-ФЗ установлено, что с 01 января 1997 года крестьянские хозяйства уплачивают страховые взносы в размере 20,6 процентов от дохода их деятельности, Главы крестьянских хозяйств в размере 5 процентов от их дохода.

Согласно ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывается в общий непрерывный стаж работы на основании записей в трудовые книжки и справок органов ПФР об уплате страховых взносов в ПФР. То есть время работы члена крестьянского хозяйства, в том числе самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения пенсии только за тот период, за который начислены и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд.

Согласно данных Управления за период с января 1994 года по декабрь 2000 года расчетные ведомости и сведения о доходах по крестьянскому хозяйству «К.» не предоставлялись.

Следовательно, включить указанные спорные периоды работы Главой крестьянского хозяйства К. в страховой стаж не представляется возможным.

- Суд не получил бесспорных доказательств того, что отчисления которые производил К. составляют именно 5 процентов валового дохода по крестьянскому хозяйству «К.» (л.д. 51-54)

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы в соответствии со ст. 347 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии со ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», действовавшего в спорный период, глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию. При этом периоды работы в КФХ членов хозяйства засчитываются в общий трудовой стаж на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 5 вышеуказанного закона трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой; страховой; накопительной.

Согласно ч. 1 ст. 6 данного закона порядок финансирования частей трудовых пенсий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с положениями ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются как лица, работающие по трудовому договору, так и лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которая предусматривает, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с указанным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее ПФР) за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. До 01 января 1992 года действовало Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 556-1.

Согласно пункту 1 Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР в 1991 году все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в Пенсионный фонд РСФСР страховые взносы в размере 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры, в размере 5 процентов их дохода; работающие граждане - в размере 1 процента заработка. Согласно пункта 2 данного порядка члены крестьянских хозяйств (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

04 июня 1991 года Советом Министров РСФСР было принято постановление № 308 «О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный Фонд РСФСР». Пункт 2 данного постановления предусматривает, что страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 1 апреля последующего года. Согласно пункту 3 постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства. В состав указанных расходов включаются материальные затраты, амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, арендная плата, плата процентов за кредиты банка, расходы по всем видам ремонта и другие расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12 мая 1993 года распоряжением администрации Юргинского района зарегистрировано крестьянское хозяйство К. (л.д.14) К. распоряжением администрации Юргинского района от 12.03.1993г. выделен земельный участок для организации крестьянского хозяйства.

В трудовой книжке имеется запись - «15 мая 1993 года принят в качестве главы крестьянского хозяйства», уволен 29 декабря 2008 года в связи с закрытием КХ К..

Из копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица усматривается, что Крестьянское хозяйство К. согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия № * от 12 мая 1993 г. поставлено на учет 16 августа 1994 г., ИНН юридического лица <…> (л.д. 12).

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что К. в период работы с 01 января 1994 г. по 31 декабря 1997 г., с 01 января 1999 г. по 31 декабря 1999 г. работал в качестве главы Крестьянского хозяйства К., состоял на налоговом учете с 1994 г., на учете в пенсионном фонде с 14 мая 1993 г.

Кассатор полагает, что периоды работы с 01 января 1994 года по 31 декабря 1997 года и с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года не могут быть включены в страховой стаж для установления пенсии в связи с тем, что отсутствуют сведения о перечислении страховых взносов за спорный период истцом и то, что эти взносы производились в установленном размере, - 5% от дохода.

Судебная коллегия как и суд 1 инстанции, полагает, что спорные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж.

Истцом представлены банковская справка по платежам за период с 01 января 1993 г. по 31 декабри 2000 г. из которой усматривается, что им вносились страховые взносы в ПФ РФ: апрель 1994 года в сумме (…) рублей; апрель 1995 года в сумме (…) рублей; сентябрь 1998 года в сумме (...) рублей; март 1999 года в сумме (…) рублей (л.д. 17).

Из копии квитанции от 08 сентября 1998 г. видно, что К. уплатил страховой взнос за 1995 г. - (..) руб.; за 1996 г. - (…) руб., за 1997 г. - (…) руб. (л.д. 22).

Из копии квитанции от 19 апреля 1994 г. видно, что К. 25 июля 1994 г. уплатил в Пенсионный фонд - (…) руб. (л.д. 24).

Из копии квитанции от 26 апреля 1995 г. видно, что К. уплатил Пенсионный налог в размере (…) рублей. (л.д. 25).

За подтверждением полноты и своевременности уплаты страховых взносов в ПФ РФ истец обратился в ИФНС РФ.

В справке Межрайонной ИФНС России № 7 по КО от 01 ноября 2010 г. № 02.4-32/12611, указано, что копии налоговой отчетности по КХ К. ИНН <…> за период 1993-2000 годы представить невозможно, так как срок хранения истек (л.д. 16).

Как видно из квитанций, истцом уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд за 1994, 1995, 1996, 1997, 1999 годы. ( л.д. 22-25). Ответчик, в возражениях на иск указал, что у них имеются сведения об оплате истцом страховых взносов в 1994,1995,1998 и в 1999 году (л.д.40).

Определить в настоящее время полноту и правильность уплаты страховых взносов в ПФ РФ истцом, то есть в размере 5% от дохода невозможно. Документы утрачены, так как истек срок хранения. В то же время отсутствуют сведения о том, что в спорные периоды истец привлекался к ответственности за совершение налогового правонарушения или не представлял в налоговую инспекцию соответствующие сведения. Исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что К. в оспариваемые периоды производил оплату страховых взносов через банк, внося платежи на счета, указанные налоговыми органами и то обстоятельство, что на настоящий день не сохранились документы, подтверждающие размер доходов истца в оспариваемый период, не должно повлиять на решение о включении спорных периодов работы в страховой стаж. Истец не может нести неблагоприятные последствия в виде невключения периодов работы в страховой стаж в связи с тем, что государственные органы Налоговая инспекция и Пенсионный фонд в период их формирования и определения порядка регистрации граждан и юридических лиц, изменения законодательства, ненадлежащим образом вели учет и контроль за отчислениями, производимыми физическими и юридическими лицами, что привело к утрате сведений, подтверждающих (или опровергающих) факт внесения застрахованным лицом платежей, размеры их доходов, размеры платежей, которые должны были аккумулироваться в специально созданных органах, на личных счетах застрахованных лиц.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не содержат оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.

Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Судом верно применены нормы материального и процессуального права, установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Доводам сторон и представленным доказательствам судом, в соответствие со ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347 ч.1, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юргинского городского суда от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (Государственного учреждения) в г.Юрге и Юргинском районе без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка