СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 августа 2012 года Дело N 33-7466

23 августа 2012 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Ильиных Е.А., Зиганшина И.К.

при секретаре Кружилиной А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента дорожного хозяйства Приморского края об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Первореченского районного суда города Владивостока от 4 июня 2012 года, которым заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., объяснения представителя Департамента дорожного хозяйства Приморского края Дмитрук А.В., судебная коллегия

установила:

Департамент дорожного хозяйства Приморского края обратился в суд с названным заявлением, указав, что 28 апреля 2012 года в адрес департамента поступило постановление № судебного пристава-исполнителя о возбуждении в отношении Департамента исполнительного производства о взыскании в пользу Шалюта О.Н. суммы в размере 2 863 900 рублей по решению Первореченского районного суда города Владивостока от 11 августа 2012 года по делу №. Считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку финансирование деятельности департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, лицевой счет открыт в Отделении по Советскому и Первореченскому районам города Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, иными счетами, в том числе, в кредитных учреждениях, департамент не обладает. Просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № от 28 апреля 2012 года.

В судебном заседании представитель Департамента дорожного хозяйства Приморского края поддержал основания и доводы, изложенные в заявлении, настаивал на удовлетворении требований.

Представитель Отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа УФССП России по Приморскому краю с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что, поскольку исполнительный документ соответствовал требованиям закона, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имелось.

Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель Департамента дорожного хозяйства Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд указал на отсутствие нарушений прав и интересов Департамента дорожного хозяйства Приморского края со стороны судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа в момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства № от 28 апреля 2012 года.

Однако данный вывод суда является неверным, поскольку основан на неправильном толковании норм законодательства.

Как установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю от 28 апреля 2012 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника - Департамента дорожного хозяйства Приморского края, взыскатель - Шалюта О.В., предмет исполнения - взыскание в размере 2 863900 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных названным Кодексом.

В настоящее время вопросы исполнения таких судебных актов урегулированы главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 1 статьи 242.4 которого исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику, как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Положением о департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 13 августа 2007 года № 221-па, установлено, что Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим государственное управление дорожным хозяйством Приморского края и регулирование правоотношений в данной сфере, финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на руководство и управление дорожным хозяйством.

Поскольку Департамент дорожного хозяйства Приморского края является казенным учреждением, суд сделал правильный вывод о том, что исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с указанного должника должно осуществляться в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, путем предъявления исполнительного документа взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику, как получателю средств краевого бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов краевого бюджета (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ).

Но при таких обстоятельствах, при поступлении исполнительного документа в отношении должника Департамента дорожного хозяйства Приморского края с предметом исполнения - взыскание в размере 2863900 рублей, судебный пристав-исполнитель должен был руководствоваться положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В силу пункта 7 статьи 242.4 БК РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Анализ положений части 12 статьи 242.4 БК РФ позволяет говорить о том, что исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на средства краевого бюджета по денежным обязательствам краевых казенных учреждений, может быть принят судебным приставом-исполнителем к исполнению лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока.

Несмотря на то, что поступивший исполнительный документ соответствовал требованиям статьи 13 закона об исполнительном производстве, и у судебного пристава-исполнителя на момент вынесения оспариваемого постановления отсутствовали сведения о счетах, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации, вывод суда о том, что данные обстоятельства могли служить основанием для принятия его к исполнению в рамках Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - является невыерным, поскольку согласно пунктов 1,2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, вышеизложенное свидетельствует об отсутствии у судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю оснований для возбуждения исполнительного производства и

принятия к исполнению исполнительного документа в отношении казенного учреждения - Департамента дорожного хозяйства Приморского края, в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований являются ошибочными и решение подлежит отмене.

Поскольку судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судебная коллегия находит возможным принять новое решение и заявленные требования удовлетворить.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первореченского районного суда города Владивостока от 4 июня 2012 года отменить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю о возбуждении исполнительного производства № от 28 апреля 2012 года.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка