• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело N б/н  

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе: председательствующего Чудиновой Т.М.,

судей Бугровой Н.М. и Раужина Е.Н.,

при секретаре ФИО4,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чудиновой Т.М. гражданское дело по апелляционной жалобе ...

на решение Гурьевского городского суда ...

от ...

по иску ФИО1 к ... о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ... о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ... состоит на учете в ... , как нуждающаяся в получении жилья. Она с рождения находилась под опекой своей бабушки ФИО5, поскольку ее мама умерла, а отец был записан со слов матери. Жилья в собственности она не имеет, с ... состоит на учете, как сирота, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, зарегистрирована в льготных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значится под номером 21. Считает, что она имеет право на внеочередное получение жилья, однако до настоящего времени в нарушении законодательства ей жилье не предоставлено.

Истица просила обязать ... предоставить ей по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте ... , общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебном заседании истица ФИО1 и ее представитель ФИО6 поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО7 против иска ФИО1 не возражала, пояснив, что на ... лежит обязанность предоставлять жилье детям-сиротам. Однако, деньги на приобретение или на строительство жилья не выделяются, другого свободного жилья не имеется, поэтому на данном этапе предоставить жилье ФИО1 невозможно, так как жилье отсутствует. Просила при вынесении решения определить срок исполнения решения до ... .

Представитель Органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился.

Решением Гурьевского городского суда ... от ... постановлено:

Исковое заявление ФИО1 к ... о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ... предоставить ФИО1, ... года рождения, уроженке ... отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте ... , общей площадью не менее нормы предоставления, действующей на территории ... .

В апелляционной жалобе глава администрации Гурьевского муниципального района ... ФИО8 просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм материального права и принять новое решение по делу.

Считает, что суд, отказывая в применении срока, предусмотренного ст. 206 ГПК РФ для исполнения решения, неверно определил обстоятельства, имеющие значения для дела.

Суд не применил закон, подлежащий применению - п. 5 ст. 19 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и не указал, что обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

ФИО1 принесены возражения на апелляционную жалобу.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО9, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, исходя из доводов изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В развитие названных положений конституции Жилищным кодексом РФ, а именно ч. 1 ст. 57, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ... № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Нормой предоставления, согласно ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения. Норма устанавливается органом местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО10 умерла ... , отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

Решением Гурьевского городского совета народных депутатов № от ... над ФИО1 (Ткаченко) А.В. была установлена опека. Опекуном назначена бабушка ФИО1 - ФИО5

Согласно справке ... , ФИО11 состоит на учете в Администрации Гурьевского муниципального района, как нуждающийся в получении жилья по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» с ... № (л.д.8).

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... , установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества (л.д.10).

Таким образом, материалами дела подтверждено, не оспаривается представителем ответчика, в том числе и в апелляционной жалобе, то обстоятельство, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также установлена и объективная нуждаемость истицы в жилом помещении.

... от ... № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ... в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

... Совета народных депутатов от ... № «Об установлении нормы площади жилого помещения для постановки на учет для улучшения жилищных условий и нормы предоставления жилья по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в размере 13 квадратных метров общей площади на 1 человека.

Вышеуказанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органами местного самоуправления.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, верно применив приведенные выше положения законодательства, и установив, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на внеочередное получение жилья, которым до настоящего времени не обеспечена, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования ФИО1 о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, юридически и фактически свободное, расположенное в границах населенного пункта - ... , общей площадью не менее нормы предоставления, действующей на территории ... , являются правомерными.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Гурьевского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда о предоставлении жилой площади ребенку, оставшемуся без попечения родителей, по причине недостаточного финансирования судебная коллегия находит несостоятельным. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. Кроме того, ФИО1, относящаяся к незащищенным слоям населения, имеет законное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, и умаление ее жилищных прав, гарантированных Конституцией, по причине ненадлежащего исполнения обязанностей государственными органами недопустимо.

Доводы апелляционной жалобы Администрации Гурьевского муниципального района о том, что суд в решении не указал, что жилье истцу должно быть предоставлено за счет средств субвенций, предоставляемых на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Гурьевского муниципального района из бюджета, а также, что суд в решении не указал, что обеспечение жильем указанной категории граждан осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда, так как не основаны на законе.

... от ... №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией ... .

Как установлено Постановлением Коллегии администрации ... от ... № «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства в установленном порядке. Балансодержателем приобретаемых жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета, являются органы местного самоуправления.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, вопрос финансирования и обеспечения жильем льготных категорий граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен на законодательном уровне, в связи с чем, суд не должен был в решении обязывать администрацию области перечислить указанные субвенции и выяснять вопрос об их выделении из областного бюджета.

Что касается довода апелляционной жалобы ответчика о нарушении судом при постановлении решения ст. 206 ГПК РФ, что выразилось в не установлении судом срока для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей, судебная коллегия также находит их несостоятельными.

Неуказание в решении срока, в течение которого соответствующие действия ответчиком должны быть исполнены, не свидетельствует о незаконности судебного решения. Одновременно, приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не содержат указаний на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.

Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка, верно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права допущено не было.

Оснований для отмены решения в соответствии с положениями ч. 3 ст. 327.1, ч. 4 ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гурьевского городского суда ... от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гурьевского муниципального района ... - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.М. Чудинова

Судьи: Н.М. Бугрова

Е.Н. Раужин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: б/н
Принявший орган: Кемеровский областной суд

Поиск в тексте