СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 августа 2012 года Дело N 33-8143

29 августа 2012г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Евтифеевой О.Э.,

судей: Корытниковой Г.А., Пастухова С.А.

при секретаре Сударевой Н.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Осинниковского городского округа и Администрации Кемеровской области на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 21 мая 2012 года

по делу по иску Каучакова Г.Г. к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л А:

Каучаков Г.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении ему как ветерану боевых действий благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам предоставления жилья за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ «О ветеранах», взыскании расходов на оплату государственной пошлины в сумме  ...  и расходов за составление искового заявления  ... .

Требования мотивированы тем, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа с составом семьи 3 человека с  ...  в списке лиц, имеющих право на льготное получение жилья. Своего жилья в собственности не имеет. По состоянию на  ...  его очередь в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий - №, льготная очередь - №. Он является ветераном войны в республике Афганистан, имеет льготы, находится на пенсии. Считает, что поскольку состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготном списке лиц, имеющих право на получение жилья в соответствии с ФЗ «О ветеранах», имеет право на предоставление жилья в первоочередном порядке до внесения изменений в действующее законодательство. При содействии органов социальной защиты его семье временно было предоставлено жилое помещение в г. Новокузнецк, в котором он с семьей проживает как в общежитии. На очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа он встал до  ...  Поскольку он состоит на учете в отделе по распределению и учету жилья Администрации Осинниковского городского округа как нуждающийся в улучшении жилищных условий с  ...  считает, что имеет право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения, то есть на учет нуждающихся в жилье встал до внесения изменений в закон, поэтому сохранил свое законное право на получение в первоочередном порядке бесплатного жилого помещения. Жилье до настоящего времени ему не предоставлено, поэтому право на получение жилья им не реализовано, нарушены его права как ветерана.

В судебном заседании Каучаков Г.Г. требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что с  ...  состоит на учете в Администрации Осинниковского городского округа как нуждающийся в улучшении жилищных условий. На учет был поставлен как ветеран боевых действий в республике Афганистан, состоит в льготной очереди по ... , в общей очереди по ... . В настоящее время проживает с семьей во временном жилье по адресу  ...

Представитель ответчика Администрации Осинниковского городского округа Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности от  ...  № (л.д.25), исковые требования не признала. Считает, что предмет спора в данном случае отсутствует, поскольку истцу до подачи иска в суд было известно о том, что в третьем квартале 2012г. в новом строящемся доме ему будет предоставлена двухкомнатная квартира по адресу  ... , общей площадью  ...  как ветерану боевых действий на основании ФЗ «О ветеранах». Истец состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа  ...  жилье до сих истцу не было предоставлено в связи с отсутствием финансирования.

Представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения Кемеровской области «Кузбасс-Баланс» в судебное заседание не явился. О рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на исковые требования, из которого следует, что исковое заявление составлено без четкой формулировки требований истца. Согласно абз. 2 п.1 Закона Кемеровской области «Об областных домах ветеранов» от 10.06.2005г. № 73-ОЗ, областной дом ветеранов находится в государственной собственности Кемеровской области. Распоряжением коллегии Администрации КО № от  ...  комитету по управлению госимуществом Кемеровской области поручено включить жилой многоквартирный дом по адресу  ...  в реестр государственной собственности Кемеровской области в составе специализированного жилищного фонда Кемеровской области. ГУ «КДКХ» делегированы полномочия по заключению договоров безвозмездного пользования с гражданами, на основании решения областной комиссии по предоставлению жилых помещений в областных домах ветеранов. В связи с этим, на основании решения областной комиссии от  ...  ГУ «Кузбасское ДКХ» заключило договор безвозмездного пользования жилым помещением от  ...  № с Каучаковым Г.Г. ГКУ КО «Кузбасс-Баланс» не имело и не имеет полномочий на постановку и снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, никаких договоров социального найма ГКУ КО «Кузбасс-Баланс» с гражданами не заключает. ГКУ КО «Кузбасс-Баланс» не имеет отношения к предмету иска.

Представитель третьего лица Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие и из которого следует, что в соответствии с п.п. 27 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005г. № 99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 21 мая 2012 года постановлено: «Исковые требования Каучакова Г.Г. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Каучакова Г.Г. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам предоставления жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», общей площадью  ...  в черте Осинниковского городского округа по договору социального найма.

Взыскать с Администрации Осинниковского городского округа в пользу Каучакова Г.Г. судебные расходы по составлению искового заявления в сумме  ...

В удовлетворении требований Каучакова Г.Г. о взыскании с Администрации Осинниковского городского округа расходов по оплате государственной пошлины в сумме  ... , отказать.».

В апелляционной жалобе представитель Администрации Осинниковского городского округа Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности от  ...  №, сроком действия  ... , с правом обжалования судебных актов (л.д.25, 58) просит решение суда отменить, принять новое решение. Ссылается на то, что в ходе судебного заседания было установлено, что на территории муниципального образования - Осинниковский городской округ идет строительство многоквартирных жилых домов по адресу:  ...  целью обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным коном от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24 ноября г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ветеран боевых действий Каучаков Г.Г. включен в список граждан, уже определено, что  ...  будет предоставлена семье Каучакова Г.Г. Предоставляемая квартира состоит из двух комнат, общей площадью  ...  Таким образом, предмет спора на сегодняшний день исчерпан. Семья Каучакова Г.Г. включена в список граждан, которым будет предоставлено жилье в  ...

В апелляционной жалобе представитель администрации Кемеровской области Марковцева Е.Ю., действующая на основании доверенности от  ...  №, сроком действия до  ... , с правом обжалования судебных постановлений (л.д.62) просит решение суда в части определения источника финансирования исполнения решения суда отменить.

Указывает, что суд вынес решение в отношении лица (Российской Федерации), которое к рассмотрению дела не привлекалось и, соответственно, не являлось лицом, участвующим в деле в понимании ст. 34 ГПК РФ. Поскольку Российская Федерация не была привлечена к участию в данном процессе, то, соответственно, не могла воспользоваться правами, предоставляемыми лицам, участвующим в деле в соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ и не может нести процессуальные обязанности, в том числе, обязанность по финансированию исполнения решения по данному делу.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ № 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в том числе и ветеранов боевых действий (категория к которой относится истец).

Пункт 12 вышеназванной статьи, определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Согласно пп. 27 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, в соответствии с ФЗ № 5-ФЗ.

Таким образом, данные полномочия реализуют органы местного самоуправления, получая на это субвенции из областного бюджета, которые, в свою очередь, получены из средств федерального бюджета.

Из изложенного выше следует, что с момента передачи государственных полномочий по реализации Федерального закона № 5-ФЗ муниципальному образованию, оно становится, во-первых, получателем средств межбюджетных трансфертов, поступающих за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий, и, во-вторых, главным распорядителем бюджетных средств, поступающих на финансирование исполнения полномочий по Федеральному закону № 5-ФЗ.

Таким образом, возлагая обязанность на ответчика предоставить истцу жилое помещение, суд не может указывать, что источником финансирования исполнения судебного решения является другое лицо (другой уровень бюджета), так как главным распорядителем бюджетных средств, в данном случае, является не Российская Федерация, а конкретное муниципальное образование в соответствии со ст.ст. 6, 15, 40 Бюджетного кодекса РФ.

На апелляционные жалобы Каучаковым Г.Г. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Также заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов за составление возражений в размере  ... . Квитанция прилагается.

В судебном заседании Каучаков Г.Г. настаивал на доводах, изложенных в возражениях.

Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в интересах законности судебного акта, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 23.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23.2 данного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: ветеранов боевых действий.

Как следует из материалов дела, истец Каучаков Г.Г. является ветераном боевых действий, что подтверждается архивной справкой Центрального архива Министерства обороны Российской федерации от  ...  № (л.д.10), справкой Военного комиссариата  ...  от  ...  № (л.д.17).

Также из материалов дела следует, что истец Каучаков Г.Г., с составом семьи 3 человека, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа с  ... . На  ...  очередь в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий- № в списке лиц, имеющих право на льготное получение жилья- № (л.д.13).

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, хотя право истца на получение жилого помещения как ветерана боевых действий Администрацией Осинниковского городского округа не оспаривается (л.д.45 об.). Стороной ответчика в материалы дела предоставлена заявка Администрации Осинниковского городского округа на предоставление субвенций бюджету Осинниковского городского округа для приобретения строительства жилых помещений, финансирование которых частично осуществляется за счет субвенций бюджета Российской Федерации, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан. В данный список включен Каучаков Г.Г. (л.д.43).

В судебном заседании установлено, что истец Каучаков Г.Г. вместе со своей семьей проживает в жилом помещении по адресу:  ...  которое было предоставлено ему и его семье по договору безвозмездного пользования жилым помещением в областном доме для ветеранов (л.д.9, 45 об.).

Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу, что поскольку Каучаков Г.Г. является ветераном боевых действий, встал на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, то он подлежит обеспечению жильем в соответствии со ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах». Суд также обоснованно пришел к выводу, что Администрация Осинниковского городского округа обязана предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам предоставления жилья, в размере не менее  ...  в черте г.Осинники. Вместе с тем, суждение суда об обязании предоставить Каучакову Г.Г. жилое помещение за счет средств федерального бюджета судебная коллегия полагает неверным.

Как ранее было указано, в соответствии с ч.1 ст. 23.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ч.12 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

В силу ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 года № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» установлен перечень случаев, в которых органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно п. 27 ст. 2 данного закона к ним относятся и случаи предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Таким образом, из смысла вышеуказанных норм права следует, что именно органы местного самоуправления, в силу установленных законом императивных норм, наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам, в том числе по предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с ч.1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 года № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» постановлено, что размеры субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления отдельных государственных полномочий, предусмотренных подпунктами 1 - 7, 10 - 14, 16 - 31 статьи 2, статьями 2-1, 2-2, 2-3 и 2-4 настоящего Закона, определяются исходя из численности получателей мер социальной поддержки и суммы расходов на одного получателя.

Таким образом, из анализа Федерального закона «О ветеранах» и Закона Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» следует, что средства на реализацию полномочий по предоставлению, в том числе ветеранам боевых действий, жилых помещений по договорам социального найма предоставляются Российской Федерации субъектам Российской Федерации в виде субвенций, данные субвенции субъектами Российской Федерации предоставляются бюджетам муниципальных образований, таким образом, суждение суда о предоставлении Каучакову Г.Г. жилья за счет средств Федерального бюджета, постановлено на основе неправильного толкования норм материального права, в связи с чем подлежит исключению из решения суда. Однако исключение указания на источник финансирования не влияет на законность выводов суда об обязании предоставить жилое помещение, не влечет отмены судебного решения.

Доводы жалобы о том, что в третьем квартале 2012 года будет сдано в эксплуатацию жилое помещение, находящееся по адресу:  ... , в котором квартира по ...  будет предоставлена Каучакову Г.Г., в связи с чем предмет спора отсутствует не является основанием для отмены решения суда, поскольку на момент рассмотрения дела в суде жилое помещение Каучакову Г.Г. и его семье не предоставлено; доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части отказа во взыскании с Администрации Осинниковского городского округа суммы государственной пошлины, как постановленного на основе неправильного применения норм процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из материалов дела следует, что Каучаковым Г.Г. при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере  ... . (л.д.5).

Решением суда исковые требования Каучакова Г.Г. удовлетворены, в связи с чем уплаченная истцом сумма государственной пошлины, как сумма судебных расходов, подлежит взысканию с ответчика - администрации Осинниковского городского округа.

Ссылка в решении на то, что в силу пп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков является необоснованной, поскольку в данном случае сумма оплаченной Каучаковым Г.Г. госпошлины относится к судебным расходам, в связи с чем подлежит взысканию с ответчика.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со ст. 98, п. 4 ст. 329 ГПК РФ судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить заявление истца о возмещении расходов, связанных с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, взыскать с ответчика в пользу истца  ...  в счет возмещения расходов по составлению возражений на апелляционную жалобу, на основании квитанции № от  ... , поскольку указанные расходы судебная коллегия полагает разумными и необходимыми.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А: