КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2012 года Дело N 3-84/12

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Краевой Л.В.

при секретаре Паньшиной Е.Ю.

с участием прокурора Чичина С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 13 июля 2012 года

дело по заявлению Администрации Кемеровской области о защите избирательных прав граждан и определении порядка назначения выборов представительного органа муниципального образования Топкинского муниципального района Кемеровской области депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов.

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Кемеровской области обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан и определении порядка назначения выборов представительного органа муниципального образования Топкинского муниципального района Кемеровской области депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов.

Указывает на то, что выборы депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов Топкинского муниципального района Кемеровской области состоялись 02.12.2007г. Срок полномочий депутатов истекает в 2012году.

Согласно п.п. 3,4,5 ст. 24 Устава муниципального образования «Топкинский муниципальный район» решение о проведении муниципальных выборов принимается Советом народных депутатов Топкинского муниципального района в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Депутаты избираются сроком на пять лет. День голосования на муниципальных выборах не определен.

В силу п.1 ст. 8 Федерального закона 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем окончания срока, на который он избирается, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий органа местного самоуправления.

Срок полномочий депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов истекает в 2012году, следующие выборы депутатов должны были быть назначены на второе воскресенье марта 2012года. Решение о назначении выборов в соответствии с положениями п.7 ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ( не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования) не было принято.

Однако, несмотря на истечение установленного законом срока, выборы депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов не назначены и не проведены, что нарушает право избирателей Топкинского муниципального района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования.

В судебном заседании представитель Администрации Кемеровской области Федотова В.И. заявление поддержала.

Председатель территориальной избирательной комиссии Топкинского муниципального района Середа В.П., председатель Совета народных депутатов Топкинского района Молоков В.В., представитель Администрации Топкинского муниципального района Потапова Е.Н. не возражала против удовлетворения заявление Администрации Кемеровской области.

Выслушав объяснения заявителя, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С. Кемеровской области, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ) данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно статье 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона ( часть3 ст. 10 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 2, 5, 6 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», вступившего в силу с 12.06.2011г.

Судом установлено, что выборы депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов состоялись 02.12.2007года, что подтверждается решением Территориальной избирательной комиссии Топкинского района по выборам в органы местного самоуправления от 03.12.2007г. № 23/3 «Об установлении итогов голосования по выборам депутатов Топкинский районный Совет народных депутатов по одномандатным избирательным округам (л.д.8-9).

В силу п. п.3,4 и 5 ст. 24 Устава муниципального образования «Топкинский муниципальный район» решение о проведении муниципальных выборов принимаются Советом народных депутатов Топкинского муниципального района в соответствии с федеральным и региональным законодательством, депутаты избираются сроком на пять лет.

В силу п.1 ст. 8 Федерального закона 67-ФЗ днем окончания срока, на который он избирается, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий органа местного самоуправления.

Следовательно, 11 марта 2012 года срок полномочий депутатов Топкинского районного Совета народных депутатов истек.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Советом народных депутатов Топкинского муниципального района дата проведения выборов депутатов назначена не была.

Таким образом, в установленные законом сроки и до настоящего времени выборы депутатов Совета народных депутатов Топкинского муниципального района уполномоченным органом не назначены и проведены быть не могут, что свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными выборным должностным лицом местного самоуправления, а также нарушает установленный федеральным законом принцип обязательности выборов (статья 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При таких данных доводы Администрации Кемеровской области о том, что порядок назначения выборов депутатов Совета народных депутатов Топкинского муниципального района должен быть определен решением суда, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Определяя порядок назначения выборов депутатов Совета народных депутатов Топкинского муниципального района с учетом обстоятельств дела и вышеуказанных положений закона о назначении выборов, принятия решения о назначении выборов в органы местного самоуправления, суд считает целесообразным и необходимым установить, что назначение даты досрочных выборов должно быть произведено в срок не позднее 25 июля 2012 года (дата выборов14 октября 2012года)

Выборы депутатов Совета народных депутатов Топкинского муниципального района должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Топкинского муниципального района » от 24.09.2008 года (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с ч.4 ст. 4 ФЗ от 26.11.1996 года № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.13 ст. 12 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 года № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, осуществляется за счет местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, обеспечение проведения муниципальных выборов должно быть возложено на исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления - администрацию Топкинского муниципального района (п.1 ст. 40 Устава).

В силу ст. 211 ГПК РФ и пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ решение подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Администрации Кемеровской области удовлетворить.

Установить, что территориальная избирательная комиссия Топкинского муниципального района на основании данного решения суда в срок 15 по 25 июля 2012года должна назначить дату муниципальных выборов депутатов Совета народных депутатов Топкинского муниципального района на пятилетний срок полномочий на 14 октября 2012года в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Топкинского муниципального района » от 24.09.2008 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Выборы депутатов Совета народных депутатов Топкинского муниципального района должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Топкинского муниципального района » от 24.09.2008 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Обеспечение проведения выборов возложить на исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления - Администрацию Топкинского муниципального района.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка